Процесс становления личности ребенка дошкольного возраста нуждается в педагогическом и психологическом сопровождении, основанном на ясных представлениях о закономерностях этого процесса. В Международной классификации болезней известны истерическое, нарциссическое, пограничное и параноидальное личностные расстройства, которые «стартуют» примерно в 5–6-летнем возрасте. Это заболевание личности формируется долгие годы под воздействием как врожденных предиспозиций, так и специфических отношений, в которых ребенок живет. Развитие личностного расстройства может быть представлено в образе деревца, которое растет на ветру или на каменистом склоне, поэтому приобретает искривленные, уродливые формы. Пока деревце молодое, его еще можно выпрямить, но к 14–15 годам — уже нет. Так и личность ребенка. Пока он ходит в детский сад или начальную школу, многие вредности природных предрасположенностей и воспитания можно скомпенсировать, выстраивая конструктивное взаимодействие с ним, обращая внимание на его «слабые места» и корректируя его эмоциональные нарушения. Когда ребенок становится старше, когда его характер оформляется, коррекция уже невозможна.
Поэтому позже психотерапевт вынужден не выравнивать «искривленный» ствол, а, говоря образно, выращивать рядом с ним новый. Эта новая самость, конечно, растет быстрее, обычно пять–семь лет уходит на терапию личностных расстройств средней степени тяжести. Очень способствуют успеху терапии высокий интеллект и способности к саморефлексии пациента, его желание изменить что-то в своей жизни. Но драма нарушенной личности все равно растягивается на всю жизнь. Прошедший психотерапию взрослый пациент в отличие от не прошедшего просто знает, с каким грузом спонтанных реакций и чувств он живет и всегда будет жить. Он научается принимать и поддерживать себя в этой драматической нецелостности, он научается быть бдительным и не доверять своим спонтанным импульсам и первичным чувствам. Но изменить характер полностью взрослый человек уже не может. В дошкольном возрасте и у психотерапевта, и у воспитателя гораздо больше шансов предотвратить искривления личности. У родителей, как это ни парадоксально, шансов скорректировать эмоциональность и развитие самости ребенка гораздо меньше. Во-первых, потому что часто они и «передали» ему этот характер, во-вторых, именно в общении с ними нарушения самости и развиваются, ибо эти отношения неконструктивны. Часто родители прекрасно могут ладить с другими детьми, хорошо их понимают. Но собственный ребенок «не дается», диалога не получается, тревога или долженствование заслоняют неудовлетворенные потребности, родители просто их не видят, поэтому обижаются на свое невыносимое дитя, сами легко превращаясь в детей.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.