Можно ли изменить характер

                                            "Посеешь поступок — пожнешь привычку,
                                             посеешь привычку — пожнешь характер,
                                             посеешь характер — пожнешь судьбу"
                                                                                                   Конфуций


Возможно, вы замечали, что над множеством своих проявлений не властны. Вы хотите не раздражаться, - но то и дело срываетесь; вы хотите перестать стесняться, - но это сильнее вас; вы хотите вставать утром на час раньше и делать пробежку, но благополучно долеживаете до последнего предела; и так без конца. От этого рождается большое недовольство собой, что только усугубляет все неприятные вам проявления. К тому же не ладятся отношения с людьми, дела на работе, здоровье... и всё, от чего хотели избавляться, еще больше от этого усиливается.

Погодите себя ругать. Ваши усилия оказываются тщетны почти по независящим от вас причинам. "Почти" , потому что кое-что вы сделать всё-таки можете, но надо знать, что и как.  Давайте разбираться.

Современные научные данные о работе мозга позволяют понять физиологическую основу всех тех явлений, когда эмоции и поступки "выстреливают" сами собой, вопреки сознательным пожеланиям их хозяина (правда, в этой ситуации он оказывается вовсе не хозяином, а рабом).

Кора головного мозга - это, в буквальном смысле слова, - набор наших привычек. Привычные действия (вплоть до самых мелких - например, как сидеть на стуле, или ставить ноги при ходьбе), привычные мысли (навязчивые страхи или фантазии - то, чем загружено воображение), привычные реакции (скажем, раздражение по любому поводу), привычные интерпретации и установки ("надо поступать так", "надо делать то-то") - всё это результат прохождения нервных импульсов по проторенным путям  нейронных связей, в ходе которых активируются строго определенные участки коры, и некий стимул всегда вызывает определенный ответ.

Определенность эта задана постоянной, "жесткой" связью одних нейронов мозга с другими через отростки нервных клеток, которые сплетены в сложные сети. Из этих сетей и состоит кора. И каждая сеть , активирующая одни и те же, участвующие в ней группы нейронов, - это какая-то наша привычка, зачастую вовсе неосознаваемая, действющая автоматически. НО!    Когда-то давно этой сети не было, как и привычки. Когда-то происходил процесс научения, и каждый раз отросток одного нейрона протягивался к другому, методом проб и ошибок находя тот самый, чья реакция будет признана организмом оптимальной.

Каждый, кто учился водить автомобиль, помнит этот процесс. Поначалу кажется немыслимым одновременно (!) плавно, до определенного момента отжимать сцепление, другой ногой жать на газ с нужной силой (не слишком большой, не слишком маленькой), рукой быть готовым переключиться с первой на вторую передачу, а второй рукой - держать руль, чтобы не скакнуть вдруг влево на ограду. И вот через месяц эта сверхчеловеческая задача уже осуществляется более-менее уверенно, но пока без отвлекающих бесед. А через два года вождения можно продолжать вести с коллегой разговор о бизнесе, и одновременно автоматически плавно трогать с места автомобиль.

Автоматизм - это "жесткая" нейронная связь через отростки нервных клеток (аксоны), когда аксон своим кончиком постоянно прилеплен к другому нейрону и больше не движется.  Неуверенность при научении - временные (каждый раз заново протягивающиеся) связи, но уже к знакомым нейронам. Ошибки и великая трудность в самом начале научения - это подбор подходящих нейронов, к которым нужно протянуть аксон. Как живые усики они извиваются в межклеточной жидкости, нащупывая путь к нужному нейрону.

Можно ли изменить характер

Именно таким же образом формировалась каждая автоматическая "деталь" человеческой психики. Кто наблюдал за младенцем одного месяца от роду, видел, как беспорядочно болтаются его ручонки, и лишь одно действие выучено - засунуть палец в рот: этой привычке он научился еще в утробе, поскольку сосательный рефлекс (жесткая связь) - врожденный. Все прочие движения рук ему надо будет освоить, создать.

И вот он зацепляет беспорядочными ручонками за подвешенную погремушку, и она звенит. Задевает второй, третий раз - и в мозге устанавливается связь: касание рукой погремушки вызывает интересный звон. Он начинает специально тянуть туда ручку, промахивается то и дело, но временами задевает. В коре подыскиваются нужные нейроны, с которыми нужно установить связь для прохождения электрического импульса, и от повторений нужные связи устанавливаются всё быстрее и быстрее. Зоны коры отвечающие за восприятие зрительного образа погремушки, за слуховое восприятие звона, за мотивацию еще раз его услышать, и наконец за нужное движение рукой связываются воедино, в один ансамбль.

Такие связанные между собой группы нейронов (связанные сетью отростков - аксонов), отвечающие за разные функции, но работающие одновременно в ходе исполнения той или иной привычки, так и назвали - нейронными ансаблями.  В общем, вскоре малыш уже уверенно бьет по погремушке, и дрыгает ножками от восторга.

Точно таким же образом формируется и характер человека - т.е. набор привычных реакций на определенные стимулы. И если какое-то действие ребенка вызывает неприятную для него реакцию взрослого, он ищет пути, как бы и свою потребность удовлетворить, и неприятной реакции избежать. Формируются так называемые "защитные механизмы" - привычки действовать обходным путем.

Кто-то приобретает привычку уходить от реальности в фантазии, кто-то - зажимать в себе и не чувствовать свои потребности, кто-то - лгать и хитростью добиваться своего, кто-то - истерить и напирать на своем, пока не сдадутся, и так далее, всё зависит от соотношения сил. Попутно формируются привычки думать о себе так, как говорят родители (например "неумеха"), подражать им в словах, реакциях и действиях (тут активно работают так называемые "зеркальные нейроны", которые записывают в мозг нейронные связи, списывая их с образца, без участия воли), завидовать кому-то, обижаться на что-то, бояться чего-то ( и того, что с этим ассоциируется), и прочее, и прочее.


   К трехлетнему возрасту у ребенка формируются большинство жестких связей, отвечающих за движения тела, к пяти годам - те связи, которые отвечают за основные черты характера. Соответственно, при паталогии характера (которая называется "пограничным расстройством психики") человек сколько помнит себя, столько он был таким. Поэтому раньше это расстройство считали врожденным, и относили к неизлечимым психическим заболеваниям (психопатия). Позднее исследования мозга показали то самое, что я выше описала, и медики вынесли вердикт: да, расстройство характера неизлечимо, потому что такова вот структура мозга у данного человека - такие вот у него жесткие нейронные связи, сформировавшиеся в детстве, и ничего с этим не поделать.

  Однако, дальнейшие исследования показали, что у мозга есть еще одно, очень ободряющее свойство: нейропластичность. Коротко говоря, это способность перестраивать нейронные связи. Вообще-то, известно это уже больше века - с поры классических экспериментов Павлова на собаках. Формирование условного рефлекса - это процесс построения нейронной связи. Тогда этого не знали, но узнали, что если условный рефлекс перестает получать подкрепление, то он ослабевает. И может быть сформирован новый условный рефлекс. Это и есть проявления нейропластичности.


В случае с характером происходит интересная вещь. Плохой характер постоянно получает от общества подкрепление своим чертам. Проще говоря, что ожидает человек, то и получает. Ожидает, что все идиоты, -  ведет себя соответственно, - получает в ответ "всеобщее непонимание" - подкрепляет в себе защитное противопоставление людям; ожидает, что его никто не любит -  ходит, весь опущенный, -  получает нежелание всех вокруг с таким опущенным общаться - подкрепляет в себе защитное перекладывание ответственности на окружающих и, как следствие, чувство собственного бессилия что-то изменить. 

Но если ему повезет, и он попадет в среду каких-нибудь очень культурных, или очень милостивых людей, разрушающих шаблон общественной реакции, то удивительным образом вскоре характер человека начинает меняться (что и происходит в некоторых религиозных общинах, принимающих на исцеление зависимых, или преступников).

Но самое замечательное свойство нейропластичности в том, что человек может формировать новые нейронные связи и делать всё менее актуальными старые (вплоть до полного разрыва старых цепочек) самостоятельно. Этим он отличается от собак. Для этого ему достаточно осознать свои автоматические реакции (а практически весь автоматизм - это зона подсознания) и увидеть, из чего они состоят (из каких стимулов, подкреплений и реакций).

Затем нужно создать новые "дорожки" - найти другие, более эффективные для его жизни реакции на те же самые стимулы. Закреплять, путем повторений, новые навыки, и при этом наблюдать, как автоматически "включаются" еще пока старые реакции.

Этот процесс - невключенного наблюдения: "как это у меня происходит, хотя мне это не нужно" - лишает ненужную нейронную связь энергии. Внутренний наблюдатель вклинивается в налаженный автоматический ход передачи импульсов, и постепенно разрушает его.

Волевые люди способны напрямую, без разглядывания подсознательных процессов, перестраивать характер. Здесь действует сила намерения. Впрочем, без нее не обойтись и в первом варианте, почему и говорят психологи, что без запроса (т.е. намерения что-то получить в результате работы) работать невозможно. Так вот, волевой человек, формируя намерение, даёт своему мозгу приказ искать другие пути и перестать пользоваться старыми. И у него это получается!

Но и в случае слабой воли (вернее, сильного сопротивления - это еще одно свойство психики - инертность, стремление сохранять имеющуюся конфигурацию, даже если она приносит страдания) изменения осуществимы, если будут выполнены три перечисленных выше условия: 1) осознавание своих автоматических неэффективных элементов психики, 2) выработка новых, эффективных элементов, 3) наблюдение за старыми +  привнесение по мере сил новых. Первые два пункта практически невозможно осуществить в одиночку, это реально только в работе с психологом. Третий пункт - это самостоятельная работа  человека по перестройке себя, с опорой на первые два.


То, что это возможно, доказывает хотя бы приведенный пример с обучением вождению автомобиля. Сознательно, с намерением, человек в зрелом возрасте, со сформированной корой головного мозга, выстраивает новые нейронные связи и превращает их в постоянные.

И, конечно, надо понимать, что для такой перестройки нейронных цепочек требуется время. Вернее, осуществить первые два пункта можно очень быстро. Это реально сделать за одну-две консультации или за однодневный тренинг (если, конечно, речь идет не о глобальной перестройке характера, а об изменении одной-двух его черт). Но вот с третьим пунктом придется повозиться. Мало кто имеет такой хороший навык самонаблюдения, чтобы уйти с тренинга и дальше проделать всю работу самостоятельно.  Большинство людей никогда не занимались практикой самоосознавания, поэтому быстро забывают незакрепленное новое, возвращаясь к проторенному старому.  Поэтому не бросайте начатое, закрепляйте, походите к психологу столько, сколько вам надо для уверенного ощущения себя "новым" человеком.

И никогда не теряйте надежды на изменения. Никогда не считайте себя "консервой", заполненной раз и навсегда, и наглухо запаянной.



Просмотров: 547
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • Нейропластичность мозга. Для чего нужно развивать "серые клеточки"?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Всем ли приходится постоянно преодолевать себя? Роль "надо" на пути достижения цели.
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь