Восприятие угрозы - динамика от фобии через обсессии и компульсии к паранойе

Восприятие угрозы  динамика от фобии через обсессии и компульсии к паранойе

Страх - эта эмоция человека играет в его жизни одну из основополагающих ролей, так как предупреждает человека об опасности, тем самым обеспечивая в максимальной степени его выживание.

Эмоция страха возникает у человека при наличии угрожающего стимула, угрозы, являющейся той опасностью, которая кардинальным образом может повлиять на качество его жизни вплоть до потери самой жизни.

Поэтому для любого человека всегда важно уметь оценивать степень этой угрозы. Потому что чем угроза более ощутима, а значит представляет наибольшую опасность жизни человека, тем он должен в максимальной степени задействовать все возможные ресурсы для устранения этой угрозы или мимнимизации потерь от ее воздействия. Использование этих ресурсов выражается в применении различных мер, попыток решения, позволяющих ему справиться со своей проблемой - устранение угрозы.

От того, как человек воспринимает угрозу, как ощущает ее опасность относительно своей жизни, оценивает свою способность устранить угрозу или минимизировать свои потери от ее воздействия, полностью зависит то, как он будет воспринимать свой собственный страх, как он будет реализовывать в жизни свои попытки решения справиться с проблемой устранения угрозы.

Когда мы говорим о тревожно-фобических расстройствах, то влияние понятия «угроза» становится основополагающим для того, чтобы представить себе динамику развития вариантов психической картины человека ( перцептивно-реактивных систем ), которые можно развернуть по шкале:

  • фобия
  • обсессии, компульсии
  • патологическое сомнение
  • паранойя


Перцептивно-реактивная система может быть определена как совокупность доминант восприятия, которые направляют поведение, в то время как попытки решения являются шаблонами решений (поведения или умственных действий), неоднократно применяемых для решения проблемы.

Понимание функционирования подобной шкалы может не только помочь психологу осознать то, что происходит с психикой человека на разных этапах восприятия угрозы, а значит провести качественный анализ ситуации человека, но и получить важный инструмент, с помощью которого можно осуществлять эффективные вмешательства для того, чтобы предотвратить дисфункциональную работу психики, помочь человеку справиться с его страданиями.

Любая психическая проблема, где присутствует страх  ( а это и различные фобии, такие как агорафобия, клаустрофобия, фобии различных объектов, ипохондрия, обсессивно-компульсивное расстройство, параноидные расстройства ), может быть проанализирована в контексте восприятия угрозы человеком, его способности справиться с этой угрозой, нейтрализовать ее действие, и может быть оценена в зависимости от степени опасности этого восприятия.

Чтобы более четко понять как восприятие угрозы влияет на то, какое эмоциональное напряжение человек испытывает и какие варианты действий, какие попытки решения своей проблемы, он предпринимает, какие из этих попыток функциональны ( помогают решению проблемы ), а какие дисфункциональны, попробуем проанализировать динамику человека, страдающего онкофобией( фактически - ипохондрическую картину ).

Допустим женщина по имени А. столкнулась с ситуацией, когда ее родственник, скажем ее дядя, долго и мучительно умирал от рака. Борьба была тяжелой, человеку пришлось многое перенести ( операции, походы по инстанциям, отношения с врачами и медперсоналом, химиотерапия, проблемы с деньгами, мучительные боли ). Но в итоге финал предсказуем. А., по мере возможного участвовав в судьбе дяди, очень тяжело восприняла его уход из жизни, и после этого она начала испытывать жуткий страх заболеть раком ( у нее развилась онкофобия ).

Любое упоминание в разговорах, что кто-то болен раком, любая информация в интернете, которая касалась онкологии, наводила на нее настоящую панику.

В этот момент А. воспринимала рак как угрозу, которая была относительно нее где-то далеко. Но она на ее пугала, А. испытывала очень сильный страх. Но в этом состоянии А., с одной стороны, избегала всяческих ситуаций, где упоминался рак, где можно было бы столкнуться с людьми, с другой стороны, она стремилась получить информацию относительно заболевания, чтобы лишний раз подтвердить себе опасность этой угрозы, усиливая тем самым свой страх.

Это - пример фобической картины восприятия человеком угрозы, когда

  • есть угрожающий объект
  • человек испытывает страх по отношению к нему
  • объект не оказывает непосредственного влияния на человека ( угроза воспринимается как «далекой» ). В нашем примере А. не болеет раком, она просто боится заболеть. Основной вопрос у человека в такой стадии - «А сможет ли угроза оказать непосредственное воздействие на меня ? Может ли она меня непосредственно коснуться ?». Опять же в нашем примере этот вопрос для А. звучит так: «А вдруг я заболею раком?» Т.е. непосредственно она не болеет, но страдает от вопроса, связанного с возможностью заболеть в будущем.
  • Основные меры, которые предпринимает человек в фобической стадии, это - избегание угрожающих ситуаций, поиск/избегание информации ( двойственные действия по отношению к информации )


По мере того, как страх стабилизируется во времени, мысли о том «А вдруг я заболею раком?» все больше и больше атакуют А. Они уже превращаются в навязчивые мысли ( обсессии ), которые А. никак не контролирует. Эти мысли все больше и больше пугают ее, она не может от них избавиться, пытаясь всяческим образом подавить их, загнать куда-нибудь подальше, лишь бы они от нее отстали. Но чем больше она пытается от них избавиться, тем больше они ее атакуют. Также этому способствует и тот факт, что А. считает, что если такого рода вопросы, такие мысли появляются в ее голове, то они важны, они значимы, они имеют силу, вплоть до материальной реализации.

Ситуация усугубляется. Теперь помимо всего того, чтобы мы видели при чисто фобической картине, еще добавились и навязчивые мысли. 

И тут при плановом ежегодном медицинском осмотре, который оплачивает организация, где работает А., при посещении маммолога обнаруживается небольшое кистозное образование в груди. Врач сказал, что ничего страшного, нужно наблюдать. Для этого А. по рекомендации врача должна приходить к нему на плановые осмотры раз в полгода.

Так как у страха глаза велики, то в голове у А. возникает новый вопрос: «А вдруг я уже больна раком?» Как Вы можете видеть, это - уже вопрос совершенно другого характера.

Одно дело - «Я могу заболеть» - а другое - «Я уже больна».

Такой вопрос, сама его постановка в таком варианте, означает качественный скачок в восприятии А. степени угрозы той опасности, с которой она может столкнуться.

Здесь уже "враг стоит перед воротами моей крепости». А. ощущает, что она уже непосредственно столкнулась с болезнью.

Поэтому, когда в восприятии человека происходит коренное изменение, человек начинает ощущать, что опасность, угроза затронула непосредственно его самого ( подчеркиваю, что реально этого может и не быть, мы говорим о восприятии человеком своей ситуации), то он начинает применять дополнительные меры, которые, как он считает, помогут ему, с одной стороны, лучше проанализировать сложившуюся ситуацию ( проверить, где враг, каковы его силы, проник или нет в крепость, заболел человек или нет той или иной болезнью и т.п. ), а с другой, предпринять какие-то действия предупреждающего или нейтрализующего угрозу характера.

Что предприняла А. в такой ситуации. Информация о кистозном образовании повергла ее в шок. Она несколько дней находилась просто в ступоре. Голова шумела от мыслей. Постепенно она начинает приходить в себя, страх немного отпускает ее, давая мозгу подумать о чем-то конкретном и понять что нужно делать в такой ситуации. Напряжение настолько велико, что уже через неделю А. опять бежит к врачу и повторяет всю процедуру осмотра заново у того же врача. Результаты те же. Через неделю все опять повторяется с тем же исходом. После пяти таких походов врач отказался ее принимать, сказав, что ничего страшного, нужно наблюдать, но не каждую неделю, а приходить раз в полгода. "Если не верите мне", сказал он, - "обратитесь к другим специалистам".

Эта рекомендация подтолкнула А. на то, что она теперь каждую неделю ходит по разным клиникам и разным врачам, осматривая свою грудь.

Она ничего не могла с собой поделать и каждую неделю ходила на осмотр в разные клиники как на работу.

Т.е. теперь картина к фобической дополнилась обсессивно-компульсивной.

При обсессивно-компульсивной картине 

  • угроза начинает восприниматься так, как-будто она начинает непосредственно касаться и затрагивать человека. Т.е. угроза воспринимается человеком как более серьезная.
  • мысли человека становятся все более и более навязчивыми, он все больше и больше фокусируется на угрозе и на том, близко ли она или далеко, касается его или нет, что можно предпринять для ее нейтрализации, как можно с угрозой справиться, что он должен для этого сделать. Это - фаза обсессий.
  • для нейтрализации влияния «плохих» мыслей, для более полного анализа ситуации, выяснения достоверности различной информации, связанной с угрозой, человек может предпринимать различные действия ( в случае с А. это различные заверения в виде проведения осмотров процедур, сдачи анализов ), которые при все большем и большем повторении, перейдя порог определенной избыточности, могут перерасти в компульсивные действия, ритуалы. Основной признак компульсивности - это навязчивость и повторяемость одних и тех же действий, которые уходят из зоны контроля человека. Ему практически невозможно от них отказаться, не делать их.


Вернемся опять к А. Походы по врачам для оценивания ситуации, связанного с найденным кистозным образованием, новых результатов не давали. Все врачи утверждали одно и то же. В основном. Кто-то из специалистов предложил сделать пункцию, чтобы проверить содержимое клеток на наличие раковых. Кто-то вообще предложил радикальные меры - удалить кусок ткани, где находилась киста, а если надо, то и всю грудь с протезированием новой.

В общем, чем больше врачей она посещала, тем голова у А. все больше и больше пухла. Она начала советоваться со всеми родственниками и знакомыми по поводу своей ситуации. Она зарылась в интернете. Она начала изучать различные медицинские технологии и методы анализа состояния этих кист, какие операции делаются, какие клиники и врачи эти операции осуществляют. Она изучила все варианты кистозных и некистозных образований. В общем, чем больше она получала новой информации, чем глубже погружалась в тему, тем больше ее преследовали вопросы: «А тем или не тем методом мне делали анализы ? А нужно или не нужно делать пункцию? А достаточно ли я сделала или нужно еще что-то предпринять? А что, если у меня появится что-то еще?»

В общем, чем больше она искала ответов, тем больше новых вопросов возникало в ее голове. Сомнения возникали как пчелы, и голова гудела как улей: «Правильно или неправильно? А то или не то? А так или не так? ….

Чем больше сомнений, тем страх все больше и больше укреплялся внутри. Тем сильнее и сильнее воспринималась угроза как опасная. Тем больше и больше "глаза угрозы" смотрели на А.

Масла в огонь начало подливать еще и то обстоятельство, что А. начала ощупывать свое тело, свою грудь на предмет новых образований, есть или нет.

Чем больше А. читала информацию в интернете, тем ширилась "сфера ее интересов". Теперь она начала бояться не только рака груди, а и рака вообще, как явления в целом.

Постепенно она начала прислушиваться ко всем отклонениям, которые она слышала и чувствовала в своем организме - повышенная температура, вздутые лимфоузлы, родинки и пятна на коже и т.п. Она начала сдавать самые разнообразные анализы - на кровь, расширенные и специфические, различные онкомаркеры. В общем вся жизнь ее начала крутиться вокруг темы рака. Семья просто стонала.

Это - картина, которая описывает стадию патологического сомнения. Стадию, когда  

  • человек все больше и больше воспринимает ситуацию угрожающей, коснувшейся непосредственно его самого, способной нанести ему непоправимый вред. 
  • человек все больше и больше расширяет спектр вопросов, которые касаются не только оценки состояния угрожающей ситуации, но и тех мер, которые он должен или уже предпринимает. Эти вопросы касаются не только какого-то узкого спектра интересов. Они все больше и больше расползаются вширь, образуя "своеобразное дерево с раскидистыми ветвями". Именно такой расширенностью и разнонаправленностью поиска информации, предпринимаемых действий с целью проверки той или иной версии и характеризуется поведение человека на стадии патологических сомнений. Угроза воспринимается все сильнее и отчетливее, а значит и усилия по ее нейтрализации должны быть адекватными.


И, как говорится, кто ищет, тот всегда найдет. У А. наступает момент, когда после очередного осмотра своего тела, она обнаруживает очень странное пятно на теле и увеличенные лимфоузлы подмышками.

Это обстоятельство привело ее к мысли, что всё, теперь она точно больна.

Она побежала к врачу, сдала все необходимые анализы. Врач дал отрицательное заключение, но она не поверила. Она была твердо убеждена, что она больна раком. Никакие доводы, ни специалистов, ни знакомых, ни близких не помогали.

Она видела в зеркале изможденную женщину, с синяками под глазами, неухоженную и забросившую себя. И это лишний раз убеждало ее, что она больна. Каждый волос, остававшийся на расческе после причесывания, говорил ей, что она точно больна раком.

Вера ее в свою болезнь была настолько сильна, что она сама себе назначала препараты и вводила их себе внутрь. Ситуация осложнялась и дошла до принудительной госпитализации.

Убежденность человека в том, что он всё, столкнулся с угрозой непосредственно, что он находится с ней в зоне непосредственного взаимодействия приводит его в параноидную фазу, для которой характерны

  • восприятие угрозы как непосредственной, а значит выстраивание внутренней картины ситуации соответствующим образом. Человек верит ( не сомневается ) в то, что он уже столкнулся с ней, и ему ничего не остается, как только сражаться. "Бои с врагом идут уже внутри его крепости".
  • усиление мер, предпринимаемых человеком для отражения непосредственной агрессии в свою сторону
  • личность существует в состоянии войны, которую ведет исключительно на выживание.


Что дает психологу такое понимание динамики развития событий в связи с угрожающей ситуацией - от фобической стадии через обсессивно-компульсивную стадию и стадию патологического сомнения к параноидной ?

То, как человек справляется с той картиной, которая сложилась у него в голове в связи с угрозой, от того, как он ее воспринимает, зависят и те меры, которые человек предпринимает для нейтрализации этой угрозы.

Чем ситуация заходит все дальше и дальше от фобической стадии в сторону параноидной, тем все сложнее и сложнее специалисту справиться с тем, чтобы блокировать дисфункциональные попытки решения проблемы человека. Мало того, что этих мер предосторожности становится все больше и больше, они расширяются в своем репертуаре. Но наибольшую опасность представляет уверенность человека в реальности угрозы, особенно в том случае, когда существует расхождение между тем, что воспринимает человек у себя в голове, и тем, как эта ситуация видится глазами других людей, специалистов и окружающих.

Безусловно, что указанная последовательность стадий - фобическая, обсессивно-компульсивная, патологических сомнений и параноидная - может создавать ситуации, когда стадии могут наслаиваться одна на другую, существовать параллельно между собой, но только с учетом вектора развития от фобической к параноидной. 

Также, понимая какие действия предпринимает человек, психолог может провести довольно быстрый анализ ситуации человека, оценить сроки и степень вмешательства для выполнения эффективной терапии.

Эти вмешательства, в первую очередь, должны быть направлены на всяческое блокирование дисфункциональных попыток решения, которые задействует человек в борьбе со своей угрозой ( таких как избегание, поиск информации в интернете, получение заверений и у врачей, разговоры с родственниками и поиск заверений у них и многое другое ).

Так, например, для работы с патологическими сомнениями совершенно не подходят техники, направленные на обсессии и компульсии. При параноидной стадии вообще меняется подход к терапии, так нужно полностью принять картину, которую для себя воспринимает человек, погрузиться в нее, принять тот факт, что она для него реальная, что "враг уже в его крепости», и помочь человеку найти то оружие, с помощью которого он не только сможет победить своего врага, но изменит восприятие ситуации в случае необходимости.



Просмотров: 505
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Что такое психотерапия? Для кого она? Для чего она? Размышления.
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Что такое энергия рода и как она влияет на человека
  • Что такое контаминация. Как она влияет на жизнь человека.
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • Что такое психология и как она может помочь Вам в жизни
  • Кто больше прав, он или она?
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что такое Синтезологика и как она может помочь?
  • Рождение ребенка! Или «Она меня больше не любит…»
  • Жизнь прекрасна тем, что она продолжается!
  • Она не делает для меня того что я хочу!
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что такое психодрама ? Чем она может помочь
  • Елену уволили с работы. Спустя месяц она начала зарабатывать в 3 раза больше благодаря этому совету
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Чем меньше любви получает человек, тем больше он в ней нуждается
  • Созависимость: она врала сама себе, что ее все устраивает.
  • Как сказать, что больше не любишь человека
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • Чем больше отношения в семье напоминает ад, тем меньше мы его страшимся
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь