|
Гнев. Часть 2. Почему мы теряем контроль?Автор статьи: Сухорукова Анастасия Андреевна
В статье "Гнев. Часть 1.Что такое гнев?" мы с Вами обсуждали, что такое гнев и как он проявляется, а также нашли в нем мощный положительный ресурс. Сегодня же мы предлагаем Вам попытаться понять, почему иногда контролировать гнев невозможно. Причины исходят из детского опыта и жизненных решений, которые до сих пор висят над нами. Что вам даст это понимание? Собственно, это позволит найти выход из замкнутого круга вспышек гнева. Вместо инстинктивного реагирования вы получите осознанную отработку эмоций. Вы будете способны понять причины и выбирать, как проявлять свой гнев, не раня других. Когда речь идёт о гневе, имеется ряд причин:
Чтобы было проще понять вышенаписанное, приведём примеры под каждую из этих причин. Мы уверены, что каждый человек, который задался вопросом – «Как контролировать свой гнев?» найдёт в этих примерах что-то о себе. 1. Ситуация с накоплением – наиболее распространённый вариант. Допустим, когда-то в детстве человеку не давали возможности проявлять гнев. Утверждали, что это плохо, некрасиво, обидно и недостойно. За время своей жизни человек укрепился в этом, и боясь по какой-либо причине (по примеру кого-то из близких, общения со сверстниками, фильму, который произвёл большое впечатление) проявлять гнев, подавляет его как только замечает первые признаки. Но так как эмоция уже возникла, она попросту откладывается. Когда таких случаев много, рано или поздно перегородка, которая отделяет эмоции от сознания, прорывается и гнев выходит сразу весь, за все время. 2. Внутренние запреты – это подсознательная установки, запрещающие и блокирующие проявление определённых эмоций. Например, ребёнок привык видеть, что мать в ситуации, при которой нормально испытывать гнев, молчит, улыбается, плачет. Хотя сам он в ответ на такую же ситуацию испытывает гнев. В этом плане дети вообще наиболее правильно реагируют – они проявляют адекватную реакцию на возникшую проблему. В самом чувствительном возрасте – дошкольном – усваивается модель поведения, что "когда я злюсь, я должен улыбаться, молчать, плакать". Взрослый человек не осознает причины, но явно сталкивается с последствиями такого внутреннего запрета. 3. Когда речь идёт о скрытых мотивах, на первый план выступает удовлетворение собственных потребностей немедленно и любым путём. При этом причина, которая привела к конфликту, забывается. Примером ситуации, когда гнев является попыткой удовлетворить свои скрытые мотивы (осознанные или неосознанный), служит мужчина, воспитанный авторитарными женщинами и не имеющий достойного отцовского примера. У него не было нормальной для мальчика и мужчины власти над своей жизнью. Тем не менее, у него была гиперопека. К чему это привело? Подсознательное, генетически и гормонально обусловленное желание показать себя всё-таки проявляется. Вспышки гнева являются в его случае попыткой взять ситуацию в свои руки, получить власть над более слабым человеком и таким образом удовлетворить свою потребность в контроле и признании. Такие люди очень редко проявляют гнев по отношению к равному сопернику или более сильному человеку. До определённого времени они запрещают себе испытывать гнев к более слабым людям. Ну рано или поздно по принципу накопления все это вываливается на несчастную жертву в троекратном размере. 4. Когда мы говорим про неумение распознавать и разумно проявлять свой гнев, мы не имеем ввиду прямую вину человека. Так вышло, что он видел проявления гнева и не имеет на это запрета. Однако то, что он увидел не является примером разумного проявления своих эмоций. Так, например, излишне агрессивная мать, которая сразу проявляла ярость. Ребёнок видел только такой вариант проявления гнева от значимого родителя и считает именно такое проявление нормальным во всех случаях. Повторимся – это все закладывается в очень чувствительным возрасте, когда ребёнок впитывает окружающий мир как губка. То что ребёнок увидел в этом возрасте, отразится на всей его жизни. И вины его в этом нет. 5. Избегание альтернативных вариантов решения проблемы. Читать это будет довольно странно, ведь кажется очевидным, что мирное решение лучше. Однако этот вариант далеко не редкий. Снова вернёмся к тому, что все мы родом из детства. Если нас никогда не поощряли за высказывание своих потребностей, не научили нас просить о помощи, соответственно мы не умеем этого делать. Ещё хуже, если в ответ на просьбу по отношению к нам проявляли агрессию. В таком случае у нас укрепляется страх в тех ситуациях, когда можно и нужно попросить о том, чтобы наши потребности были удовлетворены. Многим может показаться странным, но это закладывается ещё во младенческом возрасте. Грудные детки не способны к самостоятельному удовлетворению своих потребностей и постоянно просят, когда нужно. А ещё они чрезвычайно чувствительны к эмоциям. Это вообще единственная доступная им форма общения – реагировать на эмоции окружающих людей и отражать их. Вернёмся к примеру. Годовалый мальчик очень быстро растёт и требует очень много еды. Он кричит и плачет, требуя от матери удовлетворения жизненно важной потребности в пище. Уставшая мать, сама того не желая, начинает злиться. Да, уже в этом возрасте ребёночек воспринимает её эмоции как нормальный адекватный ответ на просьбу о помощи. Конечно, в его случае это намного проще. Однако именно с такой моделью он будет расти дальше, если в дошкольном возрасте своим Отношением родители не изменят эту установку. 6. Когда мы говорим о триггере, мы имеем ввиду что-то очень похоже из нашего детства. Эти шесть абсолютно разных Примеров на самом деле в большинстве случаев работают вместе. Почти всегда психотерапевт на практике сталкивается с сочетаниям нескольких этих факторов. Возможно для некоторых из вас, вышенаписанное стало своего рода открытием о себе. Однако именно осознание того что с вами происходит, когда наплывает это бесконтрольное чувство гнева поможет победить его и оставаться в себе, взрослым разумным человеком, даже в самых критических ситуациях. Это помогает спасти нервы, отношения, а во многих случаях даже собственное здоровье и жизнь.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|