К методологии создания психотерапевтической метафоры

К методологии создания психотерапевтической метафоры.

Упражнения для создания состояния терапевта к написанию метафоры

 Новиков Д.Ю. (г. Ростов-на-Дону, Россия)

             Резюме: В данной работе процесс создания психотерапевтической метафоры рассмотрен со стороны моделирования состояния, позволяющего создать метафору, непосредственно терапевтом. Предложены упражнения, развивающие данный навык, представлен опыт, полученный в результате выполнения данных упражнений.

 

Ключевые слова: психотерапия, психотерапевтическая сказка, психосоматика, моделирование состояния, психотерапевтическая метафора.

 

УДК 159.58

 

Психотерапевтическая метафора - это один из самых эффективных инструментов, применяемый как в гипнотерапевтических методах, так и в методах, не использующих трансовое функционирование. Применение психотерапевтической метафоры давно нашло своё достойное место и в психосоматотерапевтической работе.

Использование терапевтической метафоры в работе способствует возникновению следующих преимуществ. Клиент получает возможность посмотреть на свою проблемную ситуацию, как на чужую, в результате чего те стереотипы (отчасти, собственно и являющихся стороной самой проблемы), которые препятствуют нахождению эффективных способов разрешения проблемы, могут и не включится. Кроме того, иносказательное "литературное" описание проблемы включает другой, "правополушарный" способ её восприятия, что опять же может быть эффективным в нахождении способов её разрешения.

Существуют несколько разновидностей терапевтической метафоры. Например, изоморфная история, метафорическая сказка, волшебная сказка, метафорические образы. Структуре и способам создания различных видом психотерапевтических метафор посвящена обширная литература [1,2,3,4], однако, в этих работах практически не уделяется внимания созданию состояния терапевта, способствующего созданию терапевтической метафоры. Таким образом, возникла необходимость восполнить этот информационный пробел.

По мнению автора данной работы, состояние терапевта, способствующее созданию эффективных психотерапевтических метафор, характеризуется следующими признаками:

1. активизацией правополушарных процессов при полном понимании логических законов левополушарного восприятия действительности, что позволяет сознанию терапевта мыслить более неординарно, предлагая совершенно неожиданные и одновременно высокоэффективные метафоры;

2. расторможенностью творческого процесса;

3. непроизвольностью появления;

4. ограниченностью во времени.

В ходе более чем трехлетних наблюдений за процессом написания терапевтических сказок автором данной работы велась целенаправленная деятельность по разработке упражнений, выполнение которых позволяет гарантированно создавать необходимое творческое состояние. В результате были разработаны семь упражнений, позволяющих достичь необходимого состояния сознания для написания эффективной терапевтической метафоры.

Упражнение «Открытки». Используются любые наборы цветных почтовых или иных открыток (можно использовать напечатанные фотографии), с изображенными на них видами различных городов, зданий, сооружений, мест природы и прочих объектов. Предпочтение наличия или отсутствия изображений людей на таких открытках определяется по выбору терапевта-сказочника.

При работе с открытками необходимо максимально ассоциироваться с исследуемой фотографией, как бы помещая себя внутрь происходящего на картинке. На первом этапе рекомендуется «отключить» сознательное управление образами и ощущениями, которые могут возникать при подобной ассоциации. Напротив, предлагается сделаться очень внимательным - прислушиваться, приглядываться и ощущать все происходящие изменения без сознательного «подталкивания» приходящих впечатлений в какую-либо сторону.

При выполнении данного упражнения можно запоминать понравившиеся образы или ситуации, для дальнейшего использования при создании метафор. Упражнение можно выполнять как с закрытыми, так и с открытыми глазами. Время выполнения упражнения с одной открыткой определяется индивидуально, по мере угасания образов, возникающих в процессе выполнения упражнения.

Результат самонаблюдения.

Выполнение данного упражнения растормаживает творческий процесс, позволяя сознанию беспрепятственно моделировать самые разные, порой весьма фантастические образы.

Упражнение «Старые фотографии». Для данного упражнения необходимы фотографии со сценами жизни самого терапевта. Следует подобрать  как можно большее количество фотографий, на которых изображен терапевт в разном возрасте и в разных жизненных ситуациях. В идеале подбор данных фотографий следует осуществить кому-либо из окружения терапевта, с той целью, что бы процесс исследования фотографий не начался раньше времени и был организован и эффективен. Желательно иметь большое количество фотографий максимально большого периода времени, во избежание «зацикливания» на одних и тех же впечатлениях.

Начало упражнения, совпадает на упражнение из предыдущего пункта - необходимо ассоциироваться с содержанием фотографии, а именно с тем человеком, который на ней изображен (предполагается, что это сам терапевт в каком-либо возрасте). Однако, далее суть упражнения меняется. Необходимо углубить ассоциацию, сознательно выйдя за рамки того изображения, которое зафиксировано на бумаге, и исследовать то, что на фотографии не видно. Например, если на фотографии присутствует человек в одной комнате квартиры, то после ассоциации с ним, необходимо «перейти» в другую комнату, «посмотреть» на тех людей, которые «стоят» за фотографом и не попали в кадр, рассмотреть не попавшую в кадр мебель и т.п. В некоторой степени возникающие образы и чувства будут частями памяти терапевта, однако, необходимо обращать внимание и на новые впечатления, которые, определенно, не будут относиться к вспоминанию. Безусловно, при выполнении данного упражнения необходимо обращать внимание на использование всех сенсорных систем. Выполнение данного упражнения не только развивает память, но и позволяет подсознанию использовать образы из более глубоких слоев опыта человека, выполняющего упражнение. Упражнение можно выполнять как с закрытыми, так и с открытыми глазами. Время выполнения упражнения с одной фотографией определяется индивидуально, по мере угасания образов, возникающих в процессе выполнения упражнения.

Возможно, что при выполнении данного упражнения терапевт почувствует те эмоции, которые заставят его более детально исследовать самоощущение в данный момент времени. Также возможно, что результатом подобного самоисследования будет терапевтическая метафора для самого терапевта.

Результат самонаблюдения.

Выполнение данного упражнения создает образный механизм обращения сознания к ранее слабо задействованным слоям памяти, что позволяет творческому процессу использовать большие объемы имеющегося опыта.

Упражнение «Простой труд». Очень часто при выполнении несложной или привычной физической работы (мытье посуды, уборка дома, вождение автомобиля и пр.) или обычных регулярно выполняемых действий (еда, купание и т.п.) человек производит их с какими-либо иными действиями «для совмещения приятного с полезным» - слушает музыку, говорит по телефону, читает. Однако, именно в эти моменты подсознание может предложить очень интересные метафоры, которые потом можно использовать в работе. Для того, чтобы «открыть путь» творческому началу и иметь возможность принять информацию от бессознательно, рекомендуется простую физическую работу и регулярные действия выполнять без объединения с какими-либо иными задачами, также внимательно и с дружественным интересом наблюдая за приходящими образами.

Результат самонаблюдения

Выполнение данного упражнения создает привычный путь для  сообщения творческим началом необходимой для создания метафоры информации.

Упражнение «Левша». Выполнение данного упражнения очень простое. Необходимо выполнять максимально возможное количество дел левой рукой. Например, мужчинам научиться бриться левой рукой или забивать гвозди, а женщинам – делать макияж или резать продукты питания.

При выполнении данного упражнения рекомендуется проявлять внимательность к своим действиям, во избежание травм, а также, традиционно, внимательно относится к тем эмоциям и ощущениям, которые возникают у человека, выполняющего данное упражнение.

Результат самонаблюдения

Выполнение данного упражнения активизирует правополушарные процессы, что проявляется в увеличении образности мышления.

Упражнение «Метафоры во всём». Выполнение данного упражнения не сложно, однако требует от терапевта некоторого постоянства. Суть упражнения заключается в том, что терапевт намеренно придумывает метафоры по всем возможным и доступным ему поводам. Так, увидев на улице автомобиль серого цвета, терапевт придумывает соответствующую метафору, отвечая себе на вопрос «На что похож этот автомобиль?». Или встретив по дороге домой незнакомого человека, терапевт отвечает себе на вопрос «Какому животному может соответствовать этот человек?».

Выполнение данного упражнения может показаться чрезмерно легким, однако после нескольких итераций, возможно, станет очевидно, что метафоры, используемые терапевтом несколько однообразны, т.е. используются либо только объекты из животного мира, либо только сказочные образы. С этого момента необходимо осознанно подбирать всё новые и новые образы, тем самым, увеличивая персональную «картотеку метафор».

Результат самонаблюдения

Как любой другой навык, для достижения максимального эффекта навык создания метафор требует постоянного повторения, в результате выполнения данного упражнения создаются все более и более разнообразные и образные метафоры.

Упражнение «Кино». При выполнении данного упражнения рекомендуется просмотр кинофильмов не полностью, но по сценам, к счастью современная техника позволяет это делать. Вероятно, просмотр одной киноленты займет много времени, однако, в целях развития навыка создания метафоры этим фактом можно пренебречь. По окончании просмотра очередной сцены кинофильма, рекомендуется приостановить просмотр и «прислушаться» к своим внутренним ощущениям, чувствам, эмоциям, позволяя им видоизменяться без воздействия на них сознательным путём.

Необходимо отметить, что если терапевту в ближайшем будущем предстоит работа по созданию метафоры для клиента, не рекомендуется просмотр кинолент в стиле «экшн» и подобных, т.к. насыщение сознания яркими образами затрудняет переход в творческое состояние, позволяющее создавать метафору.

Результат самонаблюдения

Выполнение данного упражнения позволяет насыщать творческий процесс новыми образами.

Самонаблюдение о систематическом выполнении упражнений. В результате самонаблюдения автором данной работы установлено, что большое значение в процессе достижения состояния, необходимого для создания эффективной терапевтической метафоры, имеет регулярность в выполнении предлагаемых упражнений. Так, перерывы более чем на 4-5 дней снижают вероятность достижения требуемого состояния. Таким образом, с целью достижения максимальной эффективности выполнение упражнений необходимо проводить регулярно.

Рекомендации. Всегда при выполнении вышеприведенных упражнений, и, желательно, постоянно при иных обстоятельствах, у терапевта «под рукой» должен быть любой удобный пишущий инструмент и бумага для записей. Опыт автора данной работы показывает, что образ, с помощью которого можно создать терапевтическую метафору, способную эффективно воздействовать на клиента, может появиться совершенно неожиданно. Такой образ необходимо фиксировать безотлагательно, позволяя бессознательному терапевта, переходить к обработке иной информации. Не рекомендуется переносить запись возникшего образа «на потом», т.к. велика вероятность его забывания. В данном случае поговорка «Самый тупой карандаш лучше самой острой памяти», как никогда оправдывает своё содержание.

С целью достижения максимальной эффективности выполнение упражнений необходимо проводить регулярно.

В качестве примера выполнения упражнения "Метафоры во всём", далее приведена   терапевтическая сказка, созданная после беседы с человеком, жалующимся на боли в спине. Эта терапевтическая сказка дает возможность клиенту получить понимание сути такого явления как "вторичная выгода".

 

"Диалог"

 

- Привет!

- Привет-привет, моя дорогая!

- Я хочу с тобой поговорить.

- Поговорить? Ну, конечно, давай  поговорим… А о чём мы будем говорить?

- Мы будем говорить о нас, о тебе и обо мне…

- Э-э-э… О тебе и обо мне, о нас?... Наверное, о том, как нам хорошо вдвоём?...

- Вообще-то, я хотела сказать тебе, что я хочу от тебя избавиться…

- Что-о-о?... Как это избавиться?... Ты чего это?...

- Ты меня замучила уже, я устала от тебя, я хочу, что бы ты от меня ушла…

- Миленькая, родненькая, ну, как же я от тебя уйду?... Куда?... Я без тебя никуда… Кому я без тебя нужна… А тебе я нужна…

- Ты мне нужна?!... Ты?... Нет!... Ты мне не нужна!...

- Э-э-э… Не-е-ет… Я тебе ещё как нужна… Ну-ка, давай, прикинем…Ты мне скажи, ты Наташке говорила, что у тебя давно не было мужчины?... А то, что тебе очень важно, что бы тебя касались? Гладили? Что тебе это так нравится?... Нет, вот ты скажи, говорила?...

- Ну, говорила…

- Во-о-от… Смогла ты себе это организовать?... Гладит тебя мужчина вечерами?.. Нет?... А я тебя вожу к массажисту!... Ну, и что, что он взрослый дядька?!.. Ну, и что, что одного зуба нет?... Ты, когда на столе лежишь этого не видишь, а за то какие у него руки?.. М-м-м… Хоть кто-то да тебя ГЛАДИТ!... Понимаешь?!... Так?!..

- Ну… Так…

- А помнишь в детстве ты мечтала, что будешь очень известной, и все-все вокруг будут обращать на тебя внимание, когда ты будешь рядом?!... Разве не помнишь?!

- Помню-помню, и что?!... У меня на работе все обращают на меня внимание, я ведь сама знаешь кто по должности. Я по должности - руководитель!...

- Ха, руководитель…Ой! Ну, и кто на тебя обращает внимание?... Эти? Как их?... А, да, подчинённые... Тебе, что этого хватит что ли? Разве ты этого хотела в детстве?... Что бы на тебя обращали внимание люди ниже тебя?...

- Нет…Нет. Я хотела… Я хотела… Чтобы я была известной и общалась с известными… Известными и интересными людьми…

- Ага-а-а… А я тебя позавчера с кем познакомила?... С профессором! Он только из Вены вернулся с международного симпозиума. Как он много тебе интересного рассказал? ... А в прошлом месяце с доцентом!... Молодой - симпатичный, ну, и что, что женат, а где сейчас свободного-то найдешь… Так, что я тебя с  великими и интересными знакомлю… Сама то, ты не… Не того… А со мной - ого-го!...

- Ты… Ты хочешь… Ты хочешь мне… сказать… что… я без тебя… что ты мне… помогаешь?... помогаешь мне сделать то, что я не могу сделать сама?...

- Фух, на наконец-то!... Наконец-то до тебя дошло!..  Всё, всё, что ты хотела - это я тебе организовала!... Да, хватит, реветь!

- Но… Но… Мне больно!!..

- Ну, милая, а как ты хотела?!... За всё надо платить… Я, вот за свои услуги беру болью, и прямо скажем не так уж много… Вон, у Василия, инфаркт миокарда, вот такой рубец!...Так тот вообще подняться не дает… Ну так он сам попросил - "Избавь меня от начальника-урода"… А, я что, я - простая грыжа в позвоночнике…».

 

В заключение ещё раз подчеркнём, что выполнение упражнений «Левша», «Старые фотографии» активизирует образные  процессы, которые соответствуют потенциализации правого полушария, в то время как упражнения «Турист», «Открытки», «Кино», «Метафоры во всём»  растормаживают творческий процесс. Систематическое выполнение приведенных упражнений увеличивает продолжительность и гарантированность достижения необходимого состояния сознания.

Литература

1. Гордон Д. Терапевтические метафоры. – Спб.: Белый кролик, 1995. – 191 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2000. – 310 с.

3. Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». — М.: Класс, 2000. – 144 с.

4. Пропп В.Я. Морфология сказки. — М.: Лабиринт, 1998. – 512 с.

  

To the methodology of the creation of psychotherapeutic metaphors.
Exercises to create state of the therapist to write metaphors

 Novikov D.Y.  (Rostov-on-Don, Russia)

 Abstract: In this paper, the process of establishing psychotherapeutic metaphors examined by modeling condition, allowing you to create the metaphor, the therapist directly. The proposed exercises that develop this skill, presented the experience obtained as a result of performing these exercises.

 Keywords: psychotherapy, psychotherapy tale, psychosomatics, state modeling, psychotherapeutic metaphor.

 

Сетевое научное периодическое издание «Психосоматика и саморегуляция»

№ 1(5) 2016, http://www.journall.pro/



Просмотров: 366
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О принятии и самообладании: размышления, метафоры, упражнения
  • Упражнения-образы в работе психолога.
  • Образы и метафоры в процессуальной арт-терапивтической работе
  • Упражнения быстро снять тревогу. Упражнение «Ха-Ма»
  • Практические упражнения по физической активности, которые улучшат психологическое состояние!
  • Язык бессознательного - образы и метафоры
  • Расшифровка упражнения "Куда вы инвестируете свое время"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Авторские упражнения на релаксацию и создание нового, ресурсного состояния.
  • Онтологические метафоры-образы телесных ощущений в холистической психотерапии невротических нарушений
  • Упражнения с открытками в работе с подростками и старшеклассниками
  • Уйди от меня, я больше не хочу тебя видеть никогда. Я люблю тебя. Я тебя помню.
  • "Волшебная Поляна": мягкое решение жёсткого семейного конфликта с помощью метафоры
  • Анализ метафоры клиента "Тараканы в голове"
  • Приятных снов! Упражнения, которые помогут, если ребенок плохо спит
  • Упражнения, которые помогут найти Ваше предназначение
  • 3 упражнения, которые помогут развить навыки общения
  • Как улучшить работоспособность, внимание и концентрацию. Простые упражнения для взрослых и детей.
  • Понятие "земли" как метафоры групповых процессов
  • Использование упражнения «Дверь» в процессе терапии.
  • "Мне интересно, какой ты...". О последствиях одного упражнения.
  • Упражнения быстро снять тревогу. Техника "Припарковался и иди"
  • Метафоры в работе со страхом
  • Практические упражнения для получения нового опыта на пути человека к себе.
  • Полезные метафоры при работе с расстройствами питания и избыточным весом
  • Как желание быстро иметь то, чего у тебя пока нет, не позволяет пользоваться тем, что у тебя есть.
  • Пространство метафоры в работе психолога
  • Развиваем Навык общения в паре. Умение говорить. Упражнения.
  • Развиваем мозг при помощи упражнения "двойных рисунков".
  • Почему "не работают" психологические тренинги и упражнения или зачем идти к психологу



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь