|
Упражнения с открытками в работе с подростками и старшеклассникамиАвтор статьи: Шуликова Ирина Викторовна
Одной из наиболее сложных возрастных категорий, с которыми приходится работать психологу, являются подростки. Достаточно представить образные определения подросткового возраста: трудный, переходный, переломный, критический и т. д. Происходит коренная физиологическая перестройка организма, продолжается процесс полового созревания. Это время интенсивного развития самосознания, обострения интереса к своему внутреннему миру. Это одновременно кризис зависимости (зависимость от взрослых, несамостоятельность, инфантилизм суждений и поступков, подчинение мнению большинства, стремление быть как все) и кризис независимости (упрямство, негативизм, обесценивание требований взрослых). Младшие подростки обращаются к психологу индивидуально очень редко, обычно инициаторами являются родители. В них еще много детского, слабо развиты навыки рефлексии, они не умеют говорить о своих проблемах, поэтому в работе иногда уместно использовать методы, применяемые с младшими школьниками (проективное рисование, игровые техники). Старшие подростки уже ближе к юношескому возрасту, и могут обратиться к психологу индивидуально. Но их готовность открыться перед психологом сильно зависят от мнения сверстников и стереотипных установок, усвоенных из СМИ и интернета. Они могут прийти на "пробную" консультацию, проверить, можно ли доверять этому человеку. Их проблемы сфокусированы на поисках личной и социальной идентичности, волнуют вопросы: «Кто я? С кем я? Как оставаться самим собой и при этом иметь друзей сверстников? Как себя вести в запутанных дружеских и любовных отношениях?» К числу современных методов, позволяющих заинтересовать подростков и старшеклассников, подвести их к разговору о своих переживаниях можно отнести метафорические ассоциативные карты и работу с открытками. Упражнения с использованием открыток описаны у В. Оклендер, А. Копытин знакомит с использованием фотографий в психотерапевтической работе. За основу в своей практической работе я взяла упражнения с открытками, предложенные немецким психоаналитиком Гюнтером Хорном. С этим методом я познакомилась на одном из обучающих семинаров по символдраме, опробировала в работе с подростками и старшеклассниками, нашла свои варианты заданий. Для работы необходим набор открыток, фотографий с изображениями самой разнообразной тематики. В коллекции должны быть представлены различные ландшафты (луга, ручьи, реки, водопады, леса, горы, камни, космос); времена года, суток; природные стихии, явления (молнии, туман, радуга, огонь, тайфун); растения, животные (одиночные, парные, семейства); люди (различных профессий, возрастов, национальностей, сексуальной ориентации, одиночки, пары, группы, в различных эмоциональных состояниях); архитектурные сооружения (мосты, замки, дома, деревни, города); предметы обихода (одежда, еда, украшения); абстрактные узоры; транспортные средства; сказочные герои и прочие интересные фото-сюжеты. В моей сегодняшней подборке порядка 800 открыток и коллекция постоянно пополняется. Если попадаются интересные и необычные сюжеты в интернете, распечатываю их на цветном принтере на плотном ватмане (на листе формата А-4 помещается 4 открытки). Для работы нужно разложить изображения в произвольном порядке (иногда выкладывается не вся подборка, а часть по определенной проблематике). В индивидуальном консультировании можно предложить клиенту просмотреть открытки и выбрать необходимые. Упражнения с открытками хорошо проводить, прежде всего, с группой подростков. Они вызывают интерес, удивление, ребята много узнают о сверстниках. Участникам предлагается походить, рассмотреть изображения и выбрать одну или несколько открыток по определенной теме. Затем участники по очереди рассказывают о своем выборе, психолог задает уточняющие вопросы, помогает лучше раскрыться. Эта форма работы обладает огромным диагностическим потенциалом. Часто, неожиданно для самих подростков разговор заходит о серьезных конфликтах, страхах, глубинных переживаниях, поэтому от психолога требуется деликатность и осторожность в комментариях и пояснениях. Конечно, при групповой работе мы не можем работать очень глубоко. Но, как правило, после такого занятия несколько подростков записываются на консультацию. А в индивидуальной беседе уже можно коснуться и достаточно сокровенных переживаний. Открытка – это образ, метафора. Именно через символы можно установить контакт с бессознательным, получить информацию о скрытых внутренних конфликтах, подавленных желаниях. Работа с образами позволяет лучше понять внутренний мир клиента, быстро установить терапевтический альянс. Здесь должны соблюдаться основные принципы работы с символическим материалом. Следует воздерживаться от интерпретации. Нужно помнить, что нет правильных и неправильных ответов и историй. Прямая интерпретация может быть навязыванием ярлыка или вашим собственным контрпереносом. Важно, то, что сам клиент говорит об образе. Это его внутренние переживания, его мир. Следует учитывать, что никакой символ не имеет абсолютного значения. Он включает в себя исторические, бытовые, национальные, религиозные аспекты. Один и тот же образ может быть реакцией на актуальное состояние человека, на какое-то жизненное событие, может выражать его скрытую потребность. Одно и то же изображение у разных клиентов вызывает разные эмоции и ассоциации. Для прояснения актуальной проблемы подростка предлагаем ему выбрать одну открытку, которая больше всего привлекает ваше внимание в данный момент, или выбрать одну открытку, вызывающую очень неприятные чувства, другую – положительные эмоции. Еще один вариант задания: выбрать открытки, связанные с приятными и неприятными ассоциациями по поводу прошлого, настоящего, будущего. Темой работы могут быть страхи, жизненные ценности, интересы. Открытки могут быть использованы для поиска жизненных ресурсов подростка. Когда выбор сделан клиент рассказывает, почему выбрана именно эта открытка, какие мысли, чувства, ассоциации она вызывает. Можно предложить сочинить рассказ по выбранным открыткам. В сочиненных подростками историях очень четко проявляются волнующие их проблемы. Психолог помогает осознать проблему, задавая проясняющие вопросы: - Что привлекло ваше внимание? Что представляется, глядя на картинку? - Что это для вас? Это внутреннее или внешнее? - Как бы вы назвали то, что видите? - Что с вами сейчас происходит? Какие послания несет эта картина? - Что в вашей жизни связано с тем, что изображено на картинке? Хочу привести несколько примеров. Занятие с выпускниками 11 классов «Миры внутри меня». Ребятам предложено выбрать: а)открытку, символизирующую их личность, их внутренний мир; б)открытку, символизирующую главный жизненный принцип, жизненное кредо или важнейшие ценности, то, что наиболее для них значимо; в) открытку, отражающую то, что для них более всего неприемлемо, что они отвергают, считают недопустимым. Девушка 1: а) я - животное, которое ничего не умеет делать Б) хочется уюта, тепла, не хватает любви В)мои страхи – боюсь людей, которые представляются не такими, какие они есть
Девушка 2: а)волк – сильная личность. Преданный, он готов защитить семью (уточнила: волк или волчица? волчица-мать) б) мы сами строим свою жизнь, своими руками в)не приемлю жизнь напоказ
Девушка 3: а) я - розовая лошадь – индивидуальность, оригинальность, что-то особенное. Лошадь мощное животное, копытом может зашибить, если кто обидит Б)нужно ставить перед собой и добиваться их любым путем (уточнение: цель оправдывает средства? Да) В)не приемлю рутинную жизнь. Скучная. Надо пожить для себя, а эти стирки, готовки пока не для меня
Юноша: а) развитие, повышение своего интеллектуального уровня. Смысл – ставить цели и их реализовать Б) нравится путешествовать, экстремальные развлечения В)не понравилась маска – я уезжаю в Москву, а там придется быть жестким. Хотелось бы остаться человеком, сохранить себя
Юноша 1: а)Я – деньги Б) Главная ценность – деньги, хочу быть богатым, очень хочется В) паук – боюсь Юноша 2: а)часы – цени час, не тратить время Б) к чему стремлюсь – дорога, за поворотом новое В) неприемлемо самоубийство – человек должен справляться с трудностями
Девушка: а) Я – Дон Кихот – придумываю себе проблемы и страдаю, борюсь с ветряными мельницами Б)Принцип жить рационально, без чувств В) отвергаю религию – лишает человека активности
Подводя итог, еще раз подчеркну, что открытки – это мощнейший инструмент в руках психолога, применяемый для установления доверительных отношений с подростком, для диагностики его актуальных потребностей. Хотя прекрасно этот метод зарекомендовал себя в работе с разными возрастными категориями и разной психологической проблематикой.. Более глубокая работа может идти в сочетании с символдрамой, песочной терапией, арт-терапевтическими методами. Используя открытки, мы обходим рациональную часть мышления. Они помогают нам реализовать диалог между внутренним и внешним, вывести глубинный материал на поверхность, убрать защитные барьеры; формируют условия для самораскрытия и самопознания; создают безопасную и комфортную обстановку, помогают «выйти из своей скорлупы» и «разбить лед» в тревожной обстановке. Каждый психолог, использующий эти удивительные технологии, ощущает себя не просто врачевателем человеческих душ, но еще творцом и созидателем.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|