|
"Волшебная Поляна": мягкое решение жёсткого семейного конфликта с помощью метафорыАвтор статьи: Лобова Наталья Тимофеевна
«Волшебная Поляна - это та, которая умеет видеть, слышать, чувствовать, думать и говорить».
Семья - это система. И. как любая из систем, она стремится к равновесию. Чем больше уровней в семейной системе (например, три поколения проживают вместе). тем сложнее поддерживать спокойную дружественную атмосферу. А что произойдёт. если системе добавить/убрать один элемент? Что сразу же изменится в семье , если в доме появится ещё один ребёнок или присоединится родитель мужа/жены и т.д.? Произойдёт интересное. Семейная система временно разбалансируется. И члены семьи начнут строить отношения несколько иначе. Верно? И в то же время выпукло станут проявляться или самые полезные стратегии семейной коммуникации (добрая шутка, сдержанность, терпение), или самые вредные и разрушительные (упрёки, агрессия, упрямство и др.). Хочу показазь это на примере работы с семьёй. Жили-были папа, мама и две дочки, младшая школьница и старшая-подросток. Их дом был просторный и уютный. По вечерам семья собиралась на первом этаже, готовился ужин, велись беседы о событиях дня а иногда и споры. На втором этаже - ещё три комнаты, где можно играть, читать, а потом сладко уснуть в мягкой, теплой постели. И вот однажды в доме поселилась студентка, племянница - для родителей, и она же - двоюродная сестра для девочек-школьниц. Сестры были рады встрече. Гостье уступили одну из детских комнат. Прошло немного времени, и радость встречи сменилась взаимным недовольством. Родители упрекали племянницу: раскидывает вещи, избегает делать домашнюю работу, заботится исключительно о себе. Наблюдая мелкие конфликты, старшая из девочек стала капризно командовать своей взрослой двоюродной сестрой, пытаясь превратить ее в служанку. Но не тут - то было… В ответ она получала резкий отпор. Ведь гостья обладала бурным темпераментом и, конечно, как многие из нас, чувством справедливости. Родители переживали и возмущались, неявно поддерживая своего ребёнка. . Страсти накалялись. Так продолжалось какое-то время, и гостье пришлось покинуть родственный дом, приступить к самостоятельной жизни. Родители и племянница расстались с взаимной обидой. И в то же время, у племянницы. хотя и не сразу, и с трудностями, наладилась самостоятельная жизнь. А в семье воцарилось несколько большее спокойствие, чем до приезда племянницы. Работа с семьёй проводилась по поводу "взаимной обиды". Консультирование каждой из сторон поспособствовало "наведению мостов". А для некоторого ускорения процесса была составлена терапевтическая метафора, которая приведена ниже. В эриксоновском гипнозе существуют правила для создания метафор. Это сходство героев истории с прототипами, достижение желаемого результата, наличие варианта решения проблемы и др. С помощью метафоры мы усиливаем работу подсознания (сенсорных репрезентативных систем). И как следствие, смягчается или решается внутренний конфликт. Метафора-сказка для семьи. Воспитательная сторона метафоры - показать членам семьи полезные и вредные последствия их поступков. Терапевтическая цель - достижение баланса в семейных отношениях, акцент на внутренних ресурсах каждого из членов семьи. Итак,. история про Волшебную Поляну. «В одном прекрасном густом лесу среди рослых раскидистых деревьев жила-была Волшебная Поляна. У нее была мягкая податливая почва. Поляна укрывалась шелковистой травой. Чудесные цветы источали нежный запах. Белые, синие-пресиние, розовые, лиловые и самых разных оттенков. Вокруг жужжали насекомые, сладко пели птицы.. Но вот наступило засушливое лето. Земля затвердела, цветы опустили свои головки, бутоны засохли, но зато в рост пошли Сорняки. И даже ночью была сушь. Поляна опечалилась. Она хотела дождика, хотя бы небольшого. А Солнце было ослепительным и жарким, небо - светло-голубым, и ни одной тучки. И вот однажды подул ветер и пригнал Белое Облако. «Хочу, чтобы пошел дождь, - подумала Поляна, - и пускай Облако мне послужит». Услышало Облако эту команду, и она ему не понравилась. Надулось Облако, рассердилось и превратилось в темную, черную Тучу. И чем больше Туча злилась, тем больше надувалась водой. И, наконец, полился сильный дождь, настоящий ливень. Поляна обрадовалась, но тут же испугалась. С неба падали потоки воды и крупные градины. Град больно бился, и, попадая на цветы, пригибал их к земле. А вот грубые стебли сорняков качались и торчали, как ни в чём ни бывало. Вылив весь запас воды, Туча посветлела, стала Белым Облаком и удалилась. Но что случилось с Волшебной Поляной! Куда делись яркие цветы! Вместо них вся Поляна была заполнена колючими Сорняками. Впрочем, она недолго горевала. Наполненная влагой и решимостью бороться, она перенаправила свои подземные теплые потоки по-другому - от Сорняков прочь. Она стала возрождать душистые цветы, сочные краски и нежную траву. .Снова защебетали птицы.. А Сорняки обиделись. И отправились они восвояси, отыскивать другие места в большом лесу, где можно поживиться чем-то просто так. Говорят, что они бродят по прекрасному лесу до сих пор, но никто не хочет их принять. Ты, дружок, понимаешь, о чем это?» Если в семье возникает "детская" проблема (заикание, энурез, страхи и пр.), то правильным подходом, на мой взгляд, будет изучение не только симптома у ребёнка, а , прежде всего, семьи как системы. Затем создаю метафору - историю-сказку, которая подаётся в виде совместной игры или кукольной постановки. Главную роль исполняет, естественно. ребёнок, а подъигрывают мать, или отец, или оба родителя. Главный герой метафоры - схож с ребёнком и внешне, и своей ситуацией. Такой сеанс всегда содержит вариант решения семейно-детской проблемы. У некоторых родителей возникает желание научиться создавать метафору, чтобы вовремя и самостоятельно помогать своему ребёнку в будущем. И это возможно! Более того. я считаю этот навык необходимым в работе воспитателя и в практике семейного общения. Тогда я приглашаю на курсы по эриксоновскому гипнозу. Первая ступень - это наведение транса. Вторая ступень - мастерская по созданию метафор, подробности можно посмотреть. Для воспитателей и психологов, вероятно, интересна и такая сторона. Почему дети своим поведением копируют именно главную стратегию общения в семье при поиске семьёй баланса? В нашем случае - вредно-разрушительную? (Посмотрим на поведение детей в семье, и мы многое о ней узнаем?). Что думают уважаемые коллеги по этому вопросу? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|