"Волшебная Поляна": мягкое решение жёсткого семейного конфликта с помощью метафоры

«Волшебная Поляна - это та, которая умеет

Волшебная Поляна мягкое решение ж сткого семейного конфликта с помощью метафорывидеть, слышать, чувствовать, думать и говорить».

 

Семья - это система. И. как любая из систем, она стремится к равновесию. Чем больше уровней в семейной системе (например, три поколения проживают вместе). тем сложнее поддерживать спокойную дружественную атмосферу.
 А что произойдёт. если  системе добавить/убрать один элемент? Что сразу же  изменится  в семье , если в доме появится ещё один ребёнок или присоединится родитель мужа/жены и т.д.?
Произойдёт интересное. Семейная система временно разбалансируется. И члены семьи начнут строить отношения несколько иначе. Верно? И в то же время выпукло станут проявляться или самые полезные стратегии  семейной коммуникации (добрая шутка, сдержанность, терпение), или самые вредные и разрушительные (упрёки, агрессия, упрямство и др.). Хочу показазь это на примере работы с семьёй. 
Жили-были папа, мама и две дочки, младшая школьница  и старшая-подросток. Их дом был просторный и уютный. По вечерам семья собиралась на первом этаже, готовился ужин, велись беседы о событиях дня а иногда и споры.  На втором этаже -  ещё три комнаты, где можно  играть, читать, а  потом сладко уснуть в мягкой, теплой постели.
И вот однажды в  доме поселилась   студентка,  племянница - для родителей, и она же - двоюродная сестра для девочек-школьниц. Сестры были рады встрече. Гостье уступили одну из  детских комнат. Прошло немного времени, и радость встречи сменилась взаимным недовольством.
Родители упрекали племянницу: раскидывает вещи, избегает делать домашнюю работу, заботится исключительно о себе.
 Наблюдая мелкие конфликты, старшая из девочек стала капризно командовать своей взрослой двоюродной сестрой, пытаясь превратить ее в служанку. Но не тут - то было…  В ответ она получала резкий отпор. Ведь гостья обладала бурным темпераментом и, конечно, как многие из нас, чувством справедливости.
Родители переживали и  возмущались, неявно поддерживая своего ребёнка. . Страсти накалялись. Так продолжалось какое-то время, и гостье пришлось покинуть родственный дом, приступить к самостоятельной жизни.
Родители и племянница расстались с взаимной обидой. И в то же время, у племянницы. хотя и не сразу, и с трудностями,  наладилась самостоятельная жизнь. А в семье воцарилось несколько  большее спокойствие, чем до приезда племянницы.
Работа с семьёй проводилась по поводу "взаимной обиды". Консультирование каждой из сторон поспособствовало "наведению мостов". А для некоторого ускорения процесса была составлена терапевтическая метафора, которая приведена ниже.

В эриксоновском гипнозе существуют правила для создания метафор. Это сходство героев истории с прототипами, достижение желаемого результата, наличие варианта решения проблемы и др.

С помощью метафоры мы усиливаем работу  подсознания  (сенсорных репрезентативных систем). И как следствие, смягчается или решается внутренний конфликт. 

Метафора-сказка для семьи.  Воспитательная сторона метафоры   -  показать   членам семьи   полезные  и вредные последствия их поступков. Терапевтическая цель - достижение баланса в семейных отношениях, акцент на внутренних ресурсах каждого из членов семьи.  Итак,. история про Волшебную Поляну. 
«В одном прекрасном густом лесу среди рослых раскидистых деревьев жила-была Волшебная Поляна. У нее была мягкая податливая почва.
Поляна укрывалась шелковистой травой. Чудесные цветы источали нежный запах. Белые, синие-пресиние, розовые, лиловые и самых разных оттенков. Вокруг жужжали насекомые, сладко пели птицы..
Но вот наступило засушливое лето. Земля затвердела, цветы опустили свои головки, бутоны засохли, но зато в рост пошли Сорняки. И даже ночью была сушь. Поляна опечалилась. Она хотела дождика, хотя бы небольшого.  А Солнце было ослепительным и жарким, небо -  светло-голубым, и ни одной тучки.
И вот однажды подул ветер и пригнал Белое Облако.
 «Хочу, чтобы пошел дождь, - подумала Поляна, - и пускай Облако мне послужит». Услышало Облако эту команду, и она ему не понравилась. Надулось Облако, рассердилось и превратилось в темную, черную Тучу. И чем больше Туча злилась, тем больше надувалась водой. И, наконец, полился сильный дождь, настоящий ливень.
Поляна обрадовалась, но тут же испугалась. С неба падали потоки воды  и крупные  градины. Град больно бился, и, попадая на цветы, пригибал их к земле. А вот грубые стебли сорняков качались и торчали, как ни в чём ни бывало.
Вылив весь запас воды, Туча посветлела, стала Белым Облаком и удалилась.
Но что случилось с Волшебной Поляной! Куда делись яркие цветы! Вместо них вся Поляна была заполнена колючими Сорняками.  Впрочем,  она недолго горевала. Наполненная влагой и решимостью бороться, она перенаправила свои подземные теплые потоки по-другому - от Сорняков прочь. Она стала возрождать душистые цветы, сочные краски и нежную траву. .Снова защебетали птицы..
А Сорняки обиделись. И отправились они восвояси, отыскивать другие места в большом лесу, где можно поживиться чем-то просто так.
Говорят, что они бродят по прекрасному лесу до сих пор, но никто не хочет их принять. Ты, дружок, понимаешь, о чем это?»

Если в семье возникает "детская" проблема (заикание, энурез, страхи и пр.), то правильным подходом, на мой взгляд, будет изучение не только симптома у ребёнка, а , прежде всего, семьи как системы.

Затем создаю метафору - историю-сказку, которая подаётся в виде совместной игры или  кукольной постановки. Главную роль исполняет, естественно. ребёнок, а подъигрывают мать, или отец,  или оба родителя. Главный герой метафоры - схож с ребёнком и внешне, и  своей ситуацией. Такой сеанс всегда содержит вариант решения семейно-детской проблемы.

У некоторых родителей возникает желание научиться создавать метафору, чтобы вовремя и самостоятельно помогать своему ребёнку в будущем. И это возможно! Более того. я считаю этот навык необходимым в работе воспитателя и в практике семейного общения.

Тогда я приглашаю на курсы по эриксоновскому гипнозу. Первая ступень - это наведение транса. Вторая ступень - мастерская по созданию метафор, подробности можно посмотреть.

Для воспитателей и психологов, вероятно, интересна и такая сторона. Почему дети своим поведением копируют именно  главную стратегию общения в  семье при поиске семьёй баланса?  В нашем случае  - вредно-разрушительную? (Посмотрим на поведение детей в семье, и мы  многое о ней узнаем?). Что думают уважаемые коллеги по этому вопросу? 



Просмотров: 620
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психоанимационная терапия. Символ-образы "Поляна", "Цветок"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Женщина, которая была "замужем" за своим прошлым
  • Цветочная поляна для коллег
  • "Я хочу, чтобы ты была девственницей!"
  • "Жила-была девочка"... Авторская сказка на заданную тему
  • "Если бы я была другой, меня бы любили". Терапевтический рассказ.
  • "Моей зарплаты хватает только для меня одного". Готов ли этот мужчина к созданию семьи?
  • У нас была "нормальная семья"
  • Семьи с "особым ребенком" - проблемы и консультирование
  • Роли детей в родительской семье: какая роль была у вас?
  • Системное понимание семьи: супружеская подсистема и опасность "кривого баланса"
  • Фильм "Назад в будущее" - история про изменение сценария жизни одной семьи.
  • Фильм "Хэшер" и роль симптома в семейной системе, часть 2
  • Фильм "Хэшер" и роль симптома в семейной системе, часть 4
  • Фильм "Хэшер" и роль симптома в семейной системе, часть 1
  • Фильм "Хэшер" и роль симптома в семейной системе, часть 3
  • Сказка " Цветы шиповника"
  • Дети – цветы жизни или сорняки на грядке?
  • Нарушение коммуникации в семье. Как ведут себя члены семьи
  • Женщина, которая сделала всё, ради семьи и даже больше
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • Детский суицид. "А завтра была жизнь..."
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Ребёнок из созависимой семьи или "вина выжившего"
  • Мост, ваза и цветы или "Возвращение фаллоса"
  • "Выбрось эти цветы, сейчас же!"Об обесценивании чувств.
  • "Волшебная таблетка" или "Я хозяин своей судьбы"?
  • КРОВЬ ГУЩЕ ВОДЫ ИЛИ НЕСКОЛЬКО "СЕМЕЙНЫХ" ЗАРИСОВОК ИЗ ЖИЗНИ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь