Групповая психотерапия. Эссе на тему ...

 

Групповая психотерапия Эссе на тему Тема для эссе «Техники ведения группы: групп-аналитическая группа, психотерапевтическая группа, фокусированные группы, тематические группы» была выбрана мной не случайно, так как в 2015 году я завершила первый двухгодичный уровень практического обучения в международнойшколе группового психоанализа под руководством Алины Тимошкиной, а сейчас осваиваю теоретическийкурс и второй трехгодичный практический курс обучения. Эта тема предоставляет возможность рассмотреть основные отличия в технике и позиции ведущих аналитических, психотерапевтических, фокусированных и тематические групп, и это та тема, которая на данном этапе обучения мне наиболее интересна.Группанализ и групповая динамика – это волшебство, позволяющее каждому участнику группы достичь внутренней гармонии и эмоциональной стабильности в восприятии себя и окружающих. Этот метод совмещает преимущества групповой психотерапии и психоаналитических практик, и то и другое в групп-анализе работает одновременно и оказывает взаимно усиливающий эффект, а так же дополняется знаниями из таких областей как, теория систем, психология развития, социальные теории, социальная и семейная психология и др.

Групповой анализ как метод групповой динамической психотерапии меня заинтересовал около пяти лет назад, и спустя год в 2013 году изучив все материалы доступные в тот период времени в интернете, я остановила свой выбор на Центре Психотерапии и Психоанализа А.А. Тимошкиной, чему безмерна рада. Участие в психоаналитической группе позволило мне на собственном опыте ощутить и прочувствовать, насколько психоаналитически ориентированная работа в группе экологична и насколько этотметод познания себя и других людей, глубок и комфортен. Также у меня была возможность убедиться как важна личность ведущего и техники, которые используются в работе с группой, где учитываются индивидуальные особенности каждого участника.Опираясь на собственный опыт, я могу говорить только об особенностях ведения групп аналитической группы и то, пока только с позиции участника, многие тонкости мне еще не доступны к пониманию и являются загадкой, которую мне очень хочется разгадать…

Итак, постараюсь, руководствуясь своими знаниями, имеющимися у меня на данном этапе обучения в Международной Ассоциации групповой психотерапии и групповых процессов, реализуемой под патронатом COIRAG (Итальянской Конфедерации Группового Психоанализа), рассмотреть основные отличия в технике и позициях ведущего.

Для этого рассмотрим для начала особенности групп:

1.Группаналитическая группа. В её основе лежит теория психоанализа, что позволяет участнику такой группы исследовать себя через различные взаимоотношения, начиная с периода детских взаимоотношений в своей первичной группе — родительской семье. Участие в группе — это возможность поговорить о себе, услышать о себе, услышать опыт другого и увидеть себя глазами других, быть в отношениях. Длительное пребывание в группе позволяет решить многие жизненно важные проблемы: личных, семейных и деловых отношений, профессиональной деятельности, справиться с тревогами и фобиями, преодолеть депрессию, наладить коммуникации, обрести понимание, стабильность, не чувствовать себя одиноким, стать более уверенным в себе. Позиция ведущего: до вступления в группу проводятся несколько интервью с ведущим группы. В некоторых случаях может потребоваться подготовка к группе в течение нескольких индивидуальных встреч с аналитиком.

Группаналитическая группа во многих случаях может оказаться единственно возможным и подходящим методом психологической помощи. Основные техники используемые в психоаналитические группы – это интерпретация, анализ сновидений, свободные ассоциации, анализ сопротивления и переноса.

Ведущего психоаналитической группы часто называют дирижером. Если сравнить группу с оркестром, то задачей дирижера группы является помощь каждому участнику в исполнении его партии (то есть, выражении себя таким, какой он есть) и, в то же время, чтобы инструмент каждого члена группы гармонично звучал в общей мелодии (то есть, дать возможность человеку вписаться в общество). Ни дирижеру, ни членам группы заранее неизвестно, какой будет мелодия каждого и группы в целом.

Ведущий способствует взаимодействию участников группы, помогает создавать атмосферу приятия и толерантности. Остается анонимным, чтобы участники могли проецировать на него свои чувства. Обращает внимание участников на их сопротивление и реакции переноса, интерпретирует смысл такого поведения. Помогает участникам вернуться к «незавершенным ситуациям прошлого» и завершить их. Он также определяет нормы и правила группы.

2.Психотерапевтическая группа

Психотерапевтические группы на основе различных теорий личности

Теоретическая ориентация

Роль и функции терапевта

Используемые техники

Группы психодрамы

Действует как помощник и режиссер, направляя ролевую игру; помогает создавать психодраму и обсуждать ее последствия.

Самопредставление и представление другого, беседа в роли другого и самого себя, монолог; обмен ролями; дополнения Эго; «зеркало»; проекции будущего; техники «сдваивания»; «репетиция жизни».

Экзистенциальные группы

Является участником группы; создает партнерские отношения, раскрываясь и заботливо конфронтируя.

Используются различные методы для раскрытия и понимания участниками способов «бытия в мире».

Группы, ориентированные на личность

Помощник группе – находит препятствия общению и помогает устранять их, создает атмосферу доверия, помогает группе стать эффективной. Важнейшая задача – быть заботливым, уважительным и понимающим; поощряет экспериментирование и обеспечивает атмосферу терпимости в группе; делится чувствами и впечатлениями по отношению к происходящим в группе процессам и реагирует на других участников группы.

Используется очень мало техник, особенно заранее подобранных и провоцирующих группу на «что-нибудь»; важнейшие техники – активное вслушивание, отражение чувств, объяснение, помощь.

Гештальтные группы

Побуждают интенсификацию опытов участников и чувствительность к реакциям тепа; помогают участникам идентифицировать и закончить «незавершенные ситуации прошлого», имеющие влияние на настоящее поведение.

Конфронтация, «пустой стул», игра диалогов, фантазирование, техника репетирования, анализ сновидений, техники регулируемого воображения и многие другие, предназначенные для осознания реакций чувств и тела.

Группы трансакционного анализа

Выполняют дидактическую роль; учат участников узнавать «игры», в которые они играют, стремясь избежать близости, состояния Ego, в котором они бывают во время конкретного межличностного взаимодействия, а также негативные стороны прежних решений.

Анализ «сценариев», моделирование семьи, ролевые игры, структурный анализ.

Группы поведенческой терапии

Эксперт модификации поведения; обязан быть активным и директивным, действует как учитель или тренер; дает информацию и учит методам и навыкам самоизменения, чтобы участники могли практиковать их вне группы.

Системная десенситизация, тренировка доверия, имплозивная терапия, аверсивные техники, метод оперантного обусловливания, техники самопомощи, подкрепление, моделирование, обратная связь.

Группы рационально-эмоциональной терапии

Работают дидактично: объясняют, учат и переучивают; помогают участникам увидеть свое нелогичное мышление и строго бороться с ним, а также связь между неудачным поведением и иррациональным убеждением; учат менять мышление и поведение.

Активно-директивное обучение; используется много техник терапии поведения – устранение условностей, ролевые игры, исследование поведения, домашние задания, тренировка уверенности.

 

Групповой психотерапевт, с точки зрения реализации целей и задач групповой психотерапии, является главной фигурой. Он привносит в психотерапевтический процесс свои индивидуальные черты, обусловленные его теоретической ориентацией, применяемыми психотерапевтическими техниками, опытом, а также собственными личностными особенностями. Все эти факторы, связанные с индивидуальностью психотерапевта, оказывают влияние на групповой процесс и результаты лечения.

Среди личностных характеристик группового психотерапевта, традиционно рассматриваемых в качестве факторов, способствующих эффективности групповой психотерапии, чаще всего указывают следующие: открытая позиция психотерапевта в отношении пациентов, умение воспринимать отличные от своих взгляды, позиции, убеждения и суждения, отсутствие оценочного подхода, гибкость, терпимость, эмпатичность, аутентичность, уважение к другому, желание помочь, сердечность, умение создать доброжелательную и безопасную атмосферу в группе и ряд других.

3. Фокусированные группы.

Метод фокус-группы (focus group) представляет собою обобщение фокусированного интервью. Разработку его начали еще в 1940-х гг. социологи и психологи Колумбийского университета (США), которые назвали его «групповым глубинным фокусированным интервью» (групповым — потому что интервьюируется не один, а сразу несколько человек; глубинным — так как он позволяет раскрыть глубинные, не всегда ясно осознаваемые установки и убеждения людей).

Важнейшим фактором функционирования фокус-группы является коллективная социодинамика, групповое взаимодействие. Ключевым элементом в подготовке фокус-групп является составление плана, сценария заседания. В социологической практике используются также и другие его наименования: путеводитель, гайд (guide — руководство, пособие), вопросник.Беседа обычно записывается с помощью звуко- и видеоаппаратуры.

После ее завершения исследователи анализируют полученный материал и извлекают из него выводы по интересующим их вопросам. Посреди комнаты должен стоять стол или несколько столов, составленных вместе. Идеальным вариантом будет наличие круглого стола. При наличии стола прямоугольной формы во главе должен сидеть модератор (ведущий) и/или его помощник. Стол необходим по нескольким причинам. Во-первых, по ходу Ф.-Г. участникам часто приходится что-то записывать, заполнять анкеты, рисовать, раскладывать стимульный материал (карточки с названиями или рисунками, фотографии и т.п.). Вторая причина менее очевидна, но не менее важна — несмотря на то, что проведение Ф.-Г. предполагает выражение участниками своего мнения, от них все же не требуется такой глубины внутреннего раскрытия, какая бывает, например, в ходе групповой психотерапии. Стол в данном случае создает своеобразную преграду, позволяющую участнику чувствовать себя в некоторой мере психологически защищенным.

Ведущий фокус-групп, именуемый модератором является ключевой фигурой в фокус-групповом заседании. Буквальный перевод этого слова: регулирующий, умеряющий. Были попытки найти адекватное русское понятие, например, «председатель», «ведущий», но они не закрепились, поскольку не отражают специфику деятельности. Ведь в фокус-группе модератор не должен выступать в роли «начальника», руководителя дискуссии, а быть тем, кто способствует ее ходу. Обычно опытный модератор балансирует между активным участием и пассивным наблюдением.Вот некоторые характеристики модератора: он должен обладать высокой коммуникативностью, быстро достигать взаимопонимания с респондентами, уметь их слушать, четко ориентироваться в ходе обсуждения, быть восприимчивым, иметь хорошую память. Он обязан хорошо ориентироваться в дискутируемой теме, но не выглядеть всезнающим — иначе участники будут воспринимать его как эксперта. Его осведомленность не должна серьезно выходить за границы знаний, которыми обладают респонденты.

4. Тематические группы.

Тематические психотерапевтические группы – это группы определенной направленности (тематики), в них собираются участники, которым необходима помощь в определенной сфере жизни. К таким группам относятся группы: для женщин, мужчин, подростков, снижения веса, освобождения отзависимостей (алкогольной, наркотической, игровой, любовной…),сексуальной направленности и другие. Техники ведения тематических групп разнообразны и разноплановы. Используются техники гештальт терапии, НЛП, психодрамы, трансактного анализа, телесно ориентированной терапии, такие как арт-терапия во всем её многообразии: рисуночная, музыкотерапия, сказкотерапия, танцевальная, куклотерапия, ролевые игры,наблюдение, анализ ситуаций и т.д. в зависимости от школ и направлений, в которых работают ведущие тематических групп.

Ведущие тематических групп могут занимать различные позиции: отпомогающей до обучающей.

Мне, как психоаналитически ориентированному психотерапевту, наиболее интересна работа и привлекательна позиция ведущего групп-аналитической группы.И вообще, я на личном опыте убедилась, что психоаналитически ориентированная групповая психотерапия – это то, что реально помогает преодолеть трудности и симптомы, продвинуться в личностном развитии, и стать более зрелым человеком.Она позволяет человеку стать более свободным, добавляет уйму разнообразных красок в познание мира и себя.



Просмотров: 370
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Формирование и развитие группы: борьба влечений в групп-аналитическом сеттинге
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 3. Задачи ведущего группы
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Групповая психотерапия переживания потери близких (описание опыта ведения группы)
  • Чем отличается экзистенциальная психотерапевтическая группа от динамической психотерапевтической группы?
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Продолжаем изучать психологию по песням. Анализ группы КняZz
  • Ведущий группы поддержки родителей детей-аутистов
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Интервизорские группы: основные черты. Intervision group: main features.
  • Интервизорские группы: основные черты.
  • Закрытые группы в месссенджерах, как заменитель психотерапии для взрослых детей
  • игры на сплочение группы.
  • Теория развития группы: что препятствует общению?
  • Балинтовские группы и балинтовский метод.
  • Основные группы заболеваний.
  • ПОЧЕМУ каждый здоровый человек должен пройти группы?
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • Группы созависимых. Помощь тем, кто рядом.
  • Метод необоснованных оценок. Индивидуальный прием в присутствии группы
  • Про ведущих группы или специфика работы в (страшное слово) ко-терапии
  • Как собираются группы?
  • Жизнь группы и принятие групповых решений



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь