Интегративная модель духовного кризиса

                                                                                                                                Милютина Е.В.

                                                                                                                                           К.пс.н.  

    г.Полевской, Россия

 

 

 

Интегративная модель духовного кризиса

 

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению вопроса тождественности структур личности и науки (психологии и медицины). Стремление личности к целостности и самореализации, через актуализацию духовного  я, находит отражение в предложенной биопсихосоциодуховной модели и наоборот. Основной акцент статьи: психическое расстройство – не всегда болезнь, но даже в случае заболевания, именно обращение к я-духовному может стать мощным ресурсом и направить вектор развития личности в позитивное русло. Статья описывает некоторые примеры выхода из кризиса,  способы не директивного взаимодействия с пациентом.

Ключевые слова. Биопсихосоциодуховная модель, личность, пациент, я-духовное, вектор развития,  целостность психической реальности.

Abstract. This article is devoted to consideration of a question of identity of structures of the personality and science (psychology and medicine). Aspiration of the personality to integrity and self-realization, through updating of spiritual – I, find reflection in the offered biopsikhosotsiodukhovny model and vice versa. Main accent of article: the mental disorder – not always an illness, but even in a case, the address to I - spiritually can become a powerful resource and send a vector of development of the personality to the positive course Article describes some examples of recovery from the crisis, ways of not directive interaction with the patient.

Keywords: Biopsikhosotsiodukhovny model, the personality, the patient, I - spiritual, a development vector, integrity of mental reality.

 

В развитии современной медицинской психологии уже достаточно много сказано о значимости и эффективности био-псих-социального подхода в общей структуре психиатрической помощи, что отвечало идее комплексного вмешательства, так как затрагивало основные стороны жизнедеятельности пациентов и их ближайшего окружения: позволяя задействовать сохранные стороны личности больных; создать на этой основе достаточно высокий уровень мотивации к позитивным изменениям; сформировать сознательное отношение к лечению и ответственность за свое поведение. В конце 20 столетия биопсихосоциальная модель была предложена в качестве новой медицинской парадигмы.  Основатель био–психо–социального подхода  Джордж Энджел считал, что клиницисту необходимо учитывать биологические, психологические и социальные аспекты болезни – только тогда он сумеет правильно понять причину страданий больного, предложить адекватное лечение и завоевать доверие пациента. Engel предложил альтернативу существовавшему в то время биомедицинскому подходу, где  аналитические, редукционисткие и специализированные методы не рассматривали пациента более чем объект, меж тем субъективные переживания пациента, также могут стать предметом научного исследования и значительно расширить возможности терапии.  По мнению Энджела «биохимические отклонения от обычного состояния организма – это еще не болезнь. Заболевание - есть результат взаимодействия, многообразных факторов, в том числе на молекулярном, индивидуальном и социальном уровне. Но психологические сдвиги при определенных обстоятельствах могут проявиться в форме соматических заболеваний, или же страданий и переживаний, создающих угрозу здоровью, что также может сопровождаться соответствующими биохимическими изменениями».[3] Человечность специалиста, внимание не только к симптомам, а к личности пациента, взаимодействие и поддержка - один из важнейших постулатов гуманизации медицины (по Энджелу), во многом обуславливающий результат лечения. Многие социальные и ментальные явления, в своей основе имеют природу физического, но не должны быть объяснены только последним. Различные уровни биопсихосоциальной иерархии могут взаимодействовать, но закономерности их нельзя вывести непосредственно из принципов, присущих верхним или нижним ступеням биопсихосоциальной модели. Результат скорее будет зависеть от индивидуальных особенностей человека, от первоначально заявленных симптомов, что само по себе непредсказуемо. Энджел считал, что клиническая реальность всегда намного сложнее и многообразнее и объяснить ее линейной моделью причинно – следственных связей невозможно и по меньшей мере примитивно.  К примеру, мы знаем, что в случае  шизофрении наследственные компонент играет свою роль, но социальные и психологические факторы способны как спровоцировать рецидив и дать начало заболеванию, так и могут стать сдерживающим и компенсирующим фактором манифестации заболевания. В клинической реальности, как и в личностной реальности, мы имеем дело с множеством взаимодействующих факторов и причин.

Идеи Энджела была раскрыты, детально развернуты и дополнены в психологии. Многогранность и многофакторность личностной реальности в своей масштабности  и непредсказуемости  имеет определенную целостность и структурированность. Исследованием данной темы занимаются многие направления и школы, они достаточно самобытны и носят разные названия: гештальт в гештальт-терапии; комплекс в психоанализе; энграммы (или инграммы) в дианетике Р.Хаббарда; кластер в кластерной теории интеграции М. Щербакова; системы конденсированного опыта (СКО) в холотропном дыхании С.Грофа; целостности психической реальности - ЦПР В.В.Козлова [15], но при этом имеют основные черты целостностей и намерение структурировать сложность и целостность  клинической, психической, социальной и духовной реальности человека. Основная цель этих изысканий формирование адекватной системы помощи человеку - клиенту или пациенту, и развитие гармоничной личности и общества

 На данный момент, на наш взгляд, наиболее объемное и структурированное понимание описано В.В.Козловым в модели целостности психической реальности (ЦПР). Рассмотрим некоторые из принципов модели ЦПР: 1. Принцип целостности,подразумевает понимание личности, как чрезвычайно сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и производить новые структуры и новые формы организации. Рассматривая заболевание, как способность человека самоорганизовываться и удерживать определенное для личности равновесие, специалист может направить фокус внимания на «способность»  и на поиск  альтернативных вариантов сохранения целостности, а не на завершенность симптома. К примеру, одна из причин возникновения и развития панической атаки – так называемый диатез нервной системы, другими словами уязвимость или сверх чувствительность (экстра сенсорность, от лат. extra - «сверх», «вне»; sensus - «чувство»), способность быть восприимчивым и тонко чувствующим. Впервые феномен сверхчувствительности был описан американским психотерапевтом Элейн Эйрон. Когда измученный атаками пациент, узнает о том, что возможная причина его несчастий – способность к сверхчувствованию, он начинает иначе оценивать ситуацию (принцип позитивности), а способность самоорганизовываться и поддерживать себя актуализируется, приобретая витально значимый фокус. На уровне действий, все, что требуется пациенту – научиться управлять своей способностью во благо. К примеру, пациент 23 лет, уже два года испытывает состояние панической атаки (не мотивируемый страх, тахикардия, спазмы пищевода, головокружение и др.), что не дает ему возможности устроиться на работу после окончания университета.  В результате терапии пациент (в том числе) обнаруживает, что действительно очень чувствителен и обладает хорошей интуицией, но боится доверять своим способностям. В качестве эксперимента, был предложен механизм проверки своих ощущений и нахождение подтверждения или опровержения во внешних факторах. В течение  2-х месяцев в результате эксперимента, были получены данные, что в 80% случаев его предположения и чувствования оправданы, более того пациент научился регулировать способность: «отключать» и «включать» при необходимости. 2. Генетический принципили принцип развития объясняет то, что человеческая психика, личность имеет множество потенциальных векторов развития. Эти вектора проявляются в критической точке жизни человека, точке кризиса, где личность «определяет» направление своего дальнейшего развития.[14] Условно направления можно разделить на три пути: 1. путь позитивной интеграции; 2. негативной дезинтеграция; 3. отказ от необходимости выбора. Огромную роль в том, какой путь изберет человек, находясь в критической точке, играет помощь, и не только  в осознании возможных путей развития ситуации,  но  и в эмпатии, общении, просто в поддержке. Например, пациент (19 лет), находящийся на учете в психиатрической службе с 16 лет с маниакально-депрессивным синдромом, в течение трех недель с периодичностью психологических встреч задавался вопросами о своей «ненормальности» в связи с нахождением у себя интереса к би – сексуальности, фетишизму (нюхание женского белья), трансвестизму и прочее. Пациент был изрядно напуган и возбужден. Когда, в результате общения было выявлено, что в разных культурах данные проявления не считаются «ненормальными» и даже легализованы, у каждого есть право быть «Другим», пациент увидел в своих поисках стремление к самовыражению. Вскоре он поступил в театральный институт и  успешно его окончил. 3.Принцип позитивностив своей реализации может быть выражен в двух позициях специалиста по отношению к  нуждающемуся: а). Нахождение и опора на положительный опыт пациента. Находясь в сложной жизненной ситуации или кризисном состоянии человек расценивает данный опыт как проблему, раскрашивая этот период жизни в «темную полосу», что эмоционально еще усиливает и без того не простое положение. Возможность увидеть позитивный смысл или хотя бы элементы  дает новое видение, опору и само по себе обладает сильным трансформирующим  потенциалом для человека; б). Опора на факты и реальность, житейскую мудрость и понимание необязательности страдания, а  возможности развивать способность творить и менять свою жизнь в соответствии со своими внутренними потребностями. Пример: женщина 55лет, пациентка кризисного отделения, потерявшая  30-летнего сына(суицид), находилась в состоянии депрессии. Лечение не приносило желаемого результата. Пациентка повторяла, что потеряла не только сына, но и перестала быть матерью. Рассказывая о сыне, женщина говорила, что он был очень самостоятельным и ответственным, она всегда доверяла принятым им решениям.  Опираясь на этот факт, специалист уточнил, что данный выбор сын также сделал сам, видимо для него это было единственно доступное решение в тот момент. Мать согласилась с этим утверждением и приняла решение с доверием и уважением принять и этот выбор сына, оставаясь при этом в позиции любящей матери. После 2-х дневного домашнего отпуска женщина вернулась в отделение с новой прической, красиво одетой и в приподнятом настроении.  Вскоре ее выписали.

4. Многомерности истины.  Принцип огромного уважения к многогранности и хрупкости человеческого создания. Любое объяснение и понимание индивидуальной психической реальности не может быть полным, значит и истинным тоже быть не может, но именно поэтому,  имеет право на жизнь и истинность. Специалист способный осознавать динамичность процессов, понимать и сопереживать пациенту в  его мнении, мыслях, позиции, дает возможность пациенту структурировать и транслировать свой внутренний опыт, даже если речь идет о бредовой идее или о значительной девиации и дезинтеграции в отношении и поведении человека к какой-либо ситуации. В этот момент  происходит как бы передача и принятие доверия между взаимодействующими.[6]  К примеру,  для того, чтобы найти доверие с «бредовым» пациентом и начать адекватную терапию, стоит с большой внимательностью, уточнениями и согласием выслушать позицию и «бредовую» историю пациента, как абсолютно реальную реальность, в которой на данный момент живет человек.

Стоит признать, что в отличие от психологии в медицине методы интеграции профессионального опыта и взаимодействие с личностной психической реальностью пациента разработаны гораздо хуже, чем система оценки научных доказательств.[20]Но, также, необходимо признать и то, что несколько десятилетий биопсихосоциальный подход вдохновлял исследователей, стремящихся прояснить природу сложных  взаимодействий,  сформировались  множество интегративных вариантов для системного анализа проблем, способных эту модель подкрепить: BASIC – ID Лазарус[10] многоуровневая психо–социальная модель расстройств аффективного спектра, как средство синтеза знаний Холмогоровой[19],  «Цветок потенциалов Ананьева»[1].В настоящее время все чаще встает вопрос необходимости смены медицинской парадигмы, где биопсихосоциальная модель уже не удовлетворяет потребности и осмысления психической реальности личности и здоровья человека,  следовательно, не способна оперировать категориями и создавать инструменты взаимодействия человека и науки, соответствующих запросу времени, в целях сохранения целостностного и объемного процесса развития личности и общества. На наш взгляд биопсихосоциальная модель нуждается в переосмыслении, принятии и обращение к духовному ядру человека, его сакральным смыслам, что особенно важно в контексте психиатрической помощи. Био- психо- социо- духовная модель, в нашем понимании, более потенциальна и интегративна. Несмотря на то, что появление научной психологии ассоциировано с бурным развитием естественных наук, особенно физиологии и медицины»[5], в данном случае, стоит обратиться к опыту психологии, где категория духа хоть и не находит эмпирического подтверждения, но достаточно естественно и благополучно вошла и раскрыла во всей масштабности структуру личности. Будучи определенной моделью, личность в своем развитии, как и любая другая модель, структура, отвечающая на запросы личности и имеющая отношение к структуре и проявлению последней, стремиться к самоактуализации и завершенности (целостности). В.В.Козлов в статье «Интегративная модель психологии» выделяет семь базовых парадигм в понимании предмета психологии: физиологическая; психоаналитическая; бихевиористическая; экзистенциально-гуманистическая; трансперсональная; коммуникативная; интегративная. В.А.Мазилов в своей статье «Девятый вал научной психологии» оппонирует В.В.Козлову в том, что данный «пересчет» достаточно произволен и оправдывает себя только как расстановка вех, этапов на пути к интегративной психологии как конечной цели. [12]Для нас, в данном случае будут важны два момента: 1. Включение категории духа, как целостной структуры личности; 2. наблюдение за тождественностью развития, стремления к самоактуализации и тенденций науки как некого организма (или макро модели человека) и личности. То есть, в нашем понимании, наука, будь то психология или медицина, структурно могут являться макро-моделью личности. Любая личность, которая имеет сознание, как истинно человеческий регулятивный механизм имеет Я-духовное.[5] И, если, психология  уже достаточно давно говорит о триединстве: тело-психика-дух или я-материальное, я – социальное, я духовное и т.д., с помощью чего распаковывает  и создает новые более эффективные инструменты взаимодействия и помощи, то в медицине (в особенности психиатрии) подобное явление  делает пробные шаги. В экзистенциальном направлении человек в своей целостности описывается в трех ракурсах: он одновременно тело, психика и дух.

 

Эти три измерения в действительности неразделимы и находятся в сложной взаимосвязи. Каждое из них имеет собственные содержания и движущие силы, которые могут конфликтовать с устремлениями другого измерения. [8] Трансперсональная волна характеризуется выделением в качестве предмета психологии области за пределами общепринятого, персонального, индивидуального уровня переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной или личной самости, охватывая человечество в целом, жизнь, Дух и космос.[5]В интегративной психологии внутренняя идея гармонии личности и социальных общностей заключается в триединстве этих Эго-идентификаций: «Я-духовное», «Я-материальное», «Я-социальное». Важна идея баланса. Только тогда, когда личность поддерживает баланс, она выглядит не только социально успешной, но и пережи­вает внутреннюю гармонию.

 

 

 

«Я-духовное»

 

«Я-материальное»

 

«Я-социальное»

В медицине огромную роль играет процесс восстановления человека после заболевания – реабилитация и реадаптация, на наш взгляд, процесс будет не полноценен без учета биологического, социального, психологического, и духовного  аспектов личности. Обращение к духовному аспекту личности, в службе психиатрической помощи раскрывает перед специалистом и пациентом новые способы взаимодействия направленного на восстановление  личности. Как пример, заслуживает интерес междисциплинарная наука о развитии и самоорганизации – синергетика. Синергетика (от греч. synergetikos — совместный, согласованный, действующий) изучает связи между элементами структуры (подсистемами), которые образуются в открытых системах (биологических, социальных и др.) благодаря интенсивному (потоковому) обмену веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях. В таких системах наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень упорядоченности, т.е. уменьшается энтропия (самоорганизация). Самоорганизация - это возникновение упорядоченных структур и форм движения из первоначально неупорядоченных, нерегулярных воздействий на систему. Процесс, в данном случае, всегда связан с потерей устойчивости менее организованного состояния и  является проявлением нелинейных свойств системы. Основными принципами синергетики являются: нелинейность, неустойчивость, открытость,  иерархичность, наблюдаемость. Организм человека представляет собой диссипативные структуры — дискретные самоорганизующиеся, рассеивающие энергию системы, отличающиеся спиралеобразным развитием в многомерном пространстве, траектория и автоколебательная амплитуда которого носит многовариантный характер, предопределяясь сложением разнонаправленных сил и факторов в точках бифуркации. При равенстве разнонаправленных влияний (особенно провоцирующих и ресурсных факторов) выбор системой траектории развития может предопределяться случайностями вблизи точек бифуркации. В био-психо-социо-духовной модели синергетический подход представлен четырьмя векторами: соматогенезом, психогенезом, социогенезом и ноогенезом. Соматогенез - это развитие систем и функций организма; психогенез — развитие психических функций, социогенез — развитие социальных ролей и отношений, ноогенез — динамику развития личности в духовной сфере и включает в себя Я-концепцию, 4 базовые экзистенциальные мотивации, систему ценностей индивидуума, экзистенциальную фрустрацию, «духовный диагноз» и т.д. [9]

В наше время часто именно «духовный диагноз» становится основной причиной болезни физического или психического уровня. В процессе формирования и развития личность, безусловно, обрастает духовными смыслами, исходя из внутренних потенций и внешних факторов. Духовные переживания в общей структуре личности занимают диаметрально противоположное положение: 1. В случаях патологии  быть отражением симптомов болезни (галлюцинаций, бредовых идей, физически ощущаемого воздействия на мысли и чувства человека); 2.  Быть проявлением духовной жизни здоровой личности. Поэтому мы не должны трактовать всякое духовное переживание как патологию .Душевное состояние личности, требует огромной бережности и уважения, объективной оценки развития и личных качеств, и духовных (религиозные) переживаний, их логические, философские и эмоциональные истоки. Важно понять религиозный опыт человека и помочь разграничить, что в этом опыте продиктовано его природными психофизиологическими особенностями, патологическими процессами, а что является ценным духовным опытом здоровых сторон личности.

Духовное здоровье есть главная основа здорового тела; в основе здоровой психики лежит равновесие Духа, которое, в сочетании со здоровьем тела, необходимо ценить и сберегать превыше всего. Духовное здоровье человека – это огромный ресурс для понимания  смысла собственной жизни, ответственности за исполнение своего предназначения. В соответствии с концепцией психодуховного развития личностисчитается, что дезадаптация соответствует дезорганизации бессознательных процессов в периоды кризисов развития личности, поэтому важно различать патологические состояния и состояния духовного кризиса. Если патологические состояния свидетельствуют о расщепленности личности, утрате целостности и установки на ее восстановлении, то кризисные состояния предполагают возможность достижения самоидентичности. Кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни и являются,  некими этапами, переходами, ступенями на пути развития. Кризис (от греч. – поворотный пункт, исход, решение) является одним из неизбежных и необходимых моментов жизни, одной из движущих сил развития личности, группы, общества. Это та черта, за которой остаются прежние меры, реакции, ценности и осмысления, они уже не работают, и для того чтобы идти дальше необходима трансформация, формирование новых позиций, опор и смыслов. Кризис - это всегда выбор из нескольких возможных альтернатив: прогрессивного или регрессивного решения дальнейшего развития. Кризисы многообразны, даже закономерны и затрагивают разные стороны жизни человека и общества. Некоторые кризисы человек преодолевает достаточно успешно и безболезненно, но в некоторых случаях кризис становиться опасным поворотом и требует от личности максимальных физических, психических и духовных усилий (если речь идет о выходе в позитивную дезинтеграцию). Не удивительно, что такая великая перемена,  такая фундаментальная трансформация проходит  несколько критических стадий,  которые нередко сопровождаются психодуховными кризисами различной интенсивности, содержания и продолжительности. Психодуховный кризис может быть закономерным, а может быть спровоцирован событием жизни критической интенсивности. Обращение, осмысление и обогащение  духовного пространства человека может стать основным ресурсом восстановления пациента и его адекватной социализации. Духовное развитие человека преображает и пробуждает скрытые прежде возможности, «нормальные черты», открывает новые сферы сознания,  находит новый вектор деятельности. Если основные смыслы человеческого существования не разрешаются на каком-то этапе и в каком-то приближении, то возникает экзистенциальная пустота и человек вплотную сталкивается с абсурдом  существования. В этот момент жизнь становится попыткой превозмочь абсурд человеческого существования, это похоже на шизофреническое стремление построить дом на зыбучих песках. Психиатрами и психологами описаны случаи, когда кризис выглядит как эпизод заболевания, но не является болезнью.  Так, Станислав Гроф будучи традиционным психиатром и фрейдистски ориентированным аналитиком, благодаря  тридцатилетним  исследованиям и наблюдениям необычных переживаний и состояний сознания (индуцированных самыми разными средствами) пришел к выводу, что существующее понимание человеческой психики является поверхностным и неадекватным задаче объяснения всех наблюдавшихся им феноменов. Он также понял, что многие из состояний, которые в психиатрии считались проявлениями психических заболеваний неизвестной природы, в действительности являются выражением процесса самоисцеления души и тела. Гроф вводит понятие духовного кризиса (spiritual emergencу), описывая различные его формы и тем самым продуцирует новую карту психики, которая может дать необходимую ориентацию человеку, находящемуся в кризисе.

В свою очередь итальянский психиатр и основатель оригинальной психотерапевтической школы, названной психосинтезом Роберто Ассаджиоли,  как и  Карл Юнг,  подчеркивал роль духовности в человеческой жизни и сформулировал множество идей, весьма существенных для концепции духовного кризиса. В статье “Самореализация и психологические нарушения”, он описывает эмоциональные проблемы, предшествующие духовному раскрытию, сопровождающие его и следующие за ним, и подчеркивает, что сложные психические состояния (галлюцинации, навязчивые мысли, психоз и другие симптомы), воспринимаемые психиатром как состояние и проявление заболевания, на самом деле говорят о проживании человеком кризиса. Р.Д. Лэйнг в течение многих лет был одной из наиболее стимулирующих и противоречивых фигур в современной психиатрии. Он бросил вызов не только традиционной психиатрии, но и всему западному обществу, утверждая, что душевное здоровье нашей культуры является в лучшем случае “псевдоздоровьем” и то, что называется “душевной болезнью”, в действительности не является безумием. [11]

  Обращаясь к опыту и трудам исследователей вопросов духовного кризиса, Р.Ассаджиоли, Джона Пери, Хольгера Кальвайта, Станислава и Кристины Гроф и мн.др., становиться очевидным - духовное Я содержит представления о духовном пути, целостности и исцелении. А обращение к потенциалу духовного Я, с помощью  психопрактик дает возможность трансцендирования  Я-социального и Я-материального и насыщает переживаниями и новыми прозрениями  Я-духовное. [4] Однако мы должны понимать, что если кажущаяся психиатрическая  симптоматика не всегда отвечает за наличие заболевания, то заболевание - это не всегда кризис, во многих случаях, необходимо признать наличие патологии. И даже в случае, когда факт заболевания «на лицо», подтвержден комплексом симптомов, периодичностью,  и т.д., обращение к духовному Я дает мощный ресурс и часто выводит человека в период значительной ремиссии и благополучной социализации. Предлагаю детальнее рассмотреть этот вопрос. Не имеет значения, находится ли человек в «статусе» душевнобольного или проживает сложную кризисную ситуацию, он всегда приходит в точку, где главная доминанта - это поиск ответа на вопрос: «почему со мной это произошло?». В этот момент человек находится как бы на развилке дорог, в той самой точке бифуркации, где система находится в неравновесном состоянии, и малейшие флуктуации или случайные обстоятельства могут кардинально изменить направление дальнейшего развития, закрывая тем самым возможности движения альтернативным путем. Характеризуя такие состояния, И.Р. Пригожин подчёркивает «уникальность точек бифуркации, в которых состояние системы теряет стабильность и может развиваться в сторону многих различных режимов функционирования» [14]

 При получении соответствующего стимула, человек делает выбор,   который и определяет вектор дальнейшего развития  в сторону негативной дезинтеграции или позитивной интеграции. Внимательность, эмпатия, поддержка и профессионализм специалиста  играет в этом процессе наиважнейшую роль. Задаваясь вопросом «почему именно со мной это произошло, почему мне дана такая доля?» человек находится в тоннельном переживании, эмоциональная концентрация которого заслоняет его от альтернативного взгляда на ситуацию и ее возможные решения. Вопрос, не имеющий конструктивного ответа, направленный внутрь себя становится сильнейшим фактором разрушения и истощения.  В этот момент пациент не способен перевести пережитую ситуацию в опыт и воспринимает ее как «наказание Свыше, за грехи», за то, что я «какой-то не такой, как нужно, как другие».  Американские психиатры (Г. Салливан, Ф. Фром – Рейхман), [13] вслед за швейцарскими психиатрами (Е. Блейлер, К. Юнг, Л. Бинсвангер) продолжили иначе взглянуть на психоаналитическую схемы лечения шизофрении, сделав акцент в процессе лечения на взаимоотношениях пациента с его близким окружением. [16]Этиология шизофрении связывалась с пережитой на раннем этапе развития психической травмой, в первую очередь, обусловленной искаженным отношением матери к своему ребенку. Следствием подобной психической травмы считалась регрессия к ранним стадиям развития, задержка формирования «Я» и фиксация на эротическом отношении к себе. Некоторые исследователи предполагали, что регрессия является лишь частичной и касается только определенных функций личности – агрессии и либидо. Тем не менее, полноценный процесс  сепарации, как этап развития становится невозможным.  Ребенок в данном случае остается ребенком, не получая инициации во взрослого.  Единственный, значимый, авторитетный Большой – это Родитель, выше которого «ничего уже не существует», перспектива не видится и не осмысливается. Это как потолок, выше которого  перспективы развития духа, освоения и становления  внутреннего и внешнего мировоззренческого пространства нет. Часто этим потолком становиться кризис. Возникает конфликт, так как стремление вверх обусловлено развитием личности, ее потенциальности, движением к самоактуализации. В этой точке конфликта, механизмы взаимодействия человека с препятствием,  его последствиями идентичны, как в случае кризиса, так и «большого» родителя. В точке встречи с препятствием вектор развития: 1. усиливает свою траекторию и витальность; 2. преломляется, теряя часть энергии; 3. поглощается и теряет самоидентификацию, как вектор. В первом случае, мы имеем дело с позитивной интеграцией кризиса (запущен ли механизм травмой или имеет нормативную природу). Во втором варианте, встречаясь с препятствием, потенциальность и энергия, заложенная в вектор развития, вынуждена найти другую реализацию, если это происходит внутрь уже освоенного личностного пространства, то система, обладающая способностью  самоорганизовываться и поддерживать себя в состоянии динамического равновесия, вынуждена производить новые структуры, смыслы и формы организации для того, чтобы скомпенсировать нереализованную потребность движения вверх (принцип целостности).  Происходить это может путем позитивной интеграции (например, ребенок идет по пути предопределенном родителями, но при этом имеет свою нишу реализации или позволяет ее себе «после выполненного перед родителями долга»), путем ложной позитивной интеграции (внешнее благополучие, но тотальная неудовлетворенность и тоска по не свершившимся возможностям), что как правило, сопровождается психосоматическими и психотическими состояниями, и путем негативной дезинтеграции(саморазрушения, девиация поведения, самоуничтожения), что проявляется через аутоагрессию (психосоматика-онкология, диабет, астма и др. варианты), и агрессию направленную вовне (вплоть до серьезных психозов). В случае поглощения вектора и потери им самоидентификации мы имеем вариант грубых личностных изменений, возникновение сверхценных идей, бреда и пр.  

Мы понимаем, что работа с пациентом на уровне я-материального, я-социального в данной точке конфликта не принесет ни каких реальных результатов. Расширение картографии человека, путем работы с духовным – я, может дать нужные осмысления и позволение принять факт Большего чем он сам, родитель или кризисная ситуация и стать Большим самому, стать носителем этого состояния, в этот момент происходит некое духовное посвящение, приобщение и приобретение своих ценностей и ориентиров.

Использование в работе с духовным – Я, текстов Священных Писаний (разных конфессий), притч, техники «письмо Богу», психоэкотуризма, направленных визуализаций и др. методов дает возможность бережно прикоснуться к духовному ядру человека и предложить новые понимания. Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий в своей книге «Дух, Душа, Тело», [2]опираясь на тексты Священного Писания, труды Святых Отцов писал: « если сердце, лишенное Божией благодати не воспринимает из мира трансцендентного внушения Духа истины и добра, а расположено к восприятию духа зла и лжи, гордости, то безумие рождается и обитает в нем».

Письма Богу, это один из элементов работы с человеком находящимся в сложном состоянии кризиса или патологии. Письмо, как способ контакта с Высшим, во вне и внутри человека. Возможность поделиться и попросить о сокровенном, обрести друга и веру, преодолеть абсурд существования. Далее мы приведем, в пример, несколько писем пациентов находящихся в статусе психиатрического больного.

«Господь мой! Я попал в трудную для себя жизненную ситуацию. Жизнь не закончилась, но я не вижу смысла дальнейшего существования. Мне казалось, что я иду правильным для себя путем, на деле же оказалось иначе, что есть результат мнения о себе. И вот я в жизненном тупике. Нагой и бессильный, утративший смысл дальнейшего существования. Я шел к Тебе, на деле же оказалось – нет. Ты дал мне сил и все что в ней необходимо, и более того. Ты наделил меня знаниями и опытом, но я не вижу цели и как их приложить. Благодарю Тебя за все! Славлю Имя Твое Господи, что такая ничтожная тварь, как я, получил Твою любовь и непрестанную заботу о себе. Часто я бывал малодушен и неблагодарен. Прости меня. Ты знаешь как я грешен и немощен, но Ты видишь мою веру, дар Твой. Помоги мне Господи, помоги в бесчисленный раз. Вразуми меня. Как мне жить дальше и род моей деятельности. Помоги мне исполнить то, к чему я призван, заповеди Твои. Даруй мне любовь к тебе».

«Письмо Богу. Я очень замкнутый человек и не могу говорить ни о хорошем, ни о плохом. Вчера я с большим удовольствием сожгла свой дневник. Когда я молюсь, я прошу у матери Пресвятой девы Марии всего лишь одно для себя.  А это, чтобы Она помогла мне выздороветь, вразумила меня и направила на путь истинный. Для того чтобы я смогла повести детей своих правильным путем, защитить их. Прошу подсказать мне, куда двигаться, что правильно, что неправильно. И на мой взгляд у меня это стало получаться. У Бога мне очень хочется попросить, чтобы люди по отношению друг к другу стали добрей. У нас всего одна жизнь. Своим невежеством мы только усугубляем себе и окружающим жизнь».

«Письмо Богу.  Боже, я очень устала, как будь-то всегда не хватает одного шага, я как муха об стекло. Я так хочу, в конце концов, заиметь нормальную семью, воспитывать дочку, встречаться с сыном.  Больше всего не хочу оставаться одна. Когда я чувствую что ты со мной, я верю…».

Читая эти письма, мы не видим грани между условно здоровым человеком и пациентом, ее нет. Есть абсолютно «живое» духовное –я,  и все остальные структуры, стремящиеся к целостности. Письма Богу – метафора молитвы и поклонения. Молитва  – «важная часть духовной жизни верующего человека», обращение «человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам». Таким образом молитва предполагает наличие веры  в существование, наряду с видимым, невидимого мира и представляет собой некое обращение, исходя из внутренних потребностей молящегося, это может  выражаться в  прошении, благодарении или прославлении. Молитва, так же делится на частную и общественную, наружную и внутреннюю. Где общественная молитва на наш взгляд направлена более всего на структурирование внешнего пространства (например, для ощущения присутствия Божественного, как применительно к какой – либо ситуации, так и единения молящихся), а внутренняя на структурирование и выстраивание эмоционального, душевного и духовного состояния человека. Философский словарь Спонвилля определяет поклонение как исключительную любовь к предмету, достойному этой любви и абсолютно превосходящему поклоняющегося,  другое определение это - «проявление особого почитания, уважения, преданности кому-либо или чему-либо»; также преклонение (от преклонять колена). [19]  В определении обоих  понятий  молитва, и поклонение для нас важен момент признания чего-то большего, чем сам человек. И это не к вопросу об инфантилизме, это скорее к вопросу о структурировании личности и о базовом доверии.  Где признание Высшего во вне, есть принятием Высшего внутри себя.  Психологическая сущность доверия, по мнению Т.П. Скрипкиной, позволяет полнее осмыслить способы связи индивида с миром, закономерности освоения того культурного пространства, внутри которого он только и может обрести свою родовую человеческую сущность и в то же время оставаться самостоятельным истинным "субъектом жизни" (С.Л. Рубинштейн), а не субъектом "отчужденной активности" (Э. Фромм). [17] Его сущность представлена в соотношении меры доверия к миру и к себе. Основными условиями возникновения доверия являются актуальная значимость объекта доверия и оценка его как безопасного.

Очевидно, что компонент духовности стремиться занять свое место в структуре медицинской помощи, как биопсихосоциодуховная модель, так как подобно человеку, любая структура имеет вектор потенциальности и стремится к самореализации, что способно поддерживать целостность всей структуры.

 

 

 

 

 

Библиографический список.

 

1. Ананьев В.А.Психология здоровья.  СПб.: Речь, 2006

2. Архиепископ Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) Дух, Душа, Тело. Издательство: Образ 2009.,

3. Боре-Каррио Ф., Сачмен Л.,Эпстайн Р.М.Биопсихосоциальная модель 25 лет спустя (электронный ресурс). URL:http://www.strana-oz.ru/?numid=29&article=1236 (дата обращения 14.03.2009).

4. Гроф С.,  Гроф К. «Духовный кризис: Когда преобразование личности становиться кризисом»  Пер. А.С. Ригин

5. Козлов В.В. Интегративная психология. Пути духовного поиска, или освящение повседневности. «Психотерапия» М., 2007г.

6. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. - М.: Психотерапия, 2007

7. Козлов В.В. Интегративная модель психологии. Седьмая волна психологии. Вып.1., под ред. Козлова Владимира, Качановой Натальи МАПН, Ярославль, Минск 2006

8. Кривцова С.В. Предисловие к книге А.Лэнгле «Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности» ИЭАПП 2006

9 Кулаков С.А. «Био-психо-социо-духовная и синергетическая модель развития онкологического заболевания: системный подход»// «Известия РГПУ имени А.И.Герцена».№100

10. Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. СПб.: Речь,2001

11. Лэйнг Р.Д. Трансцендентный опыт и его отношение к религии и психозам»//Духовный кризис. Сборник.-Л/7995, с. 62-74

12. Мазилов В.А. «Девятый вал научной психологии» Седьмая волна психологии. Вып.1., под ред. Козлова Владимира, Качановой Натальи МАПН, Ярославль, Минск 2006

13. Перлман Д. и  Пепло Л. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989

14.  Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с при­родой: Пер. с англ./ Общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича  и  Ю. В. Сачкова. - М.: Прогресс, 1986

15. Проворов А.М., Козлов В.В. «Модели целостностей психической реальности» Ярославль. Медицинская психология (электронный ресурс) led-leds.ru 

16. Руднев В.Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы М, 2007.

17. Скрипкина Т.П. «Психология доверия» Изд-во «Академия», 2000г.

18. Спонвиль Андре «Философский словарь»: Этерна; Москва; 2012

19. Холмогорова А.. Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра.  Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 2006,

20. Epstein R.M. Mindful Practice in Action (II)…



Просмотров: 357
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.
  • Самодостаточность и независимость личности человека что это?!
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Ориентация на действие как вектор развития личности на пути к успеху
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • 50+. Старость - это этап развития личности или Универсальный Враг?
  • К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Кризис личности как путь развития
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Как бизнесмену выбрать направление развития своей личности
  • Как понять, что в жизненном пространстве человека, которого вы считаете близким, для вас нет места.
  • Какова ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА или как строится теория личности
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть2
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть1
  • 10 признаков того, что надо что-то менять или отпустить человека...
  • Обретение целостности. Как происходит процесс интеграции личности?
  • Карма человека. Что это? Как от неё защитится?
  • Возможности арт-терапии для развития самосознания личности
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Психологический ликбез или что нужно знать о психологии человека
  • Внутриличностный конфликт: преграда или содействие на пути развития личности
  • Центр личности или Что такое быть гармоничным внутри.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь