Дом с кривыми зеркалами. Взгляд гештальтиста на принятие себя.
«Я нахожу, что добиваюсь большего успех в отношениях с другими людьми, когда я могу воспринимать себя и быть самим собой, принимая себя таким, каков я есть» К.Роджерс
Итак, начало. Все началось очень давно, когда я в 14 лет решила стать психологом, а может быть еще раньше, когда мама и папа решили, что хотят ребенка. А возможно в тот момент, когда «Бог шагнул в пустоту, поглядел вокруг и сказал – я одинок, сотворю себе мир». И сотворив этот мир и человека в нем, он вложил в человека душу. И шли века, года, дни, часы, минуты, и шел человек – чувствующий, переживающий, все больше и больше осознающий себя в мире и задающий себе все большее количество вопросов, о том кто же он есть на самом деле, что же он действительно хочет в этой жизни, смысле своего бытия, о том, что рано или поздно все завершается, уходит безвозвратно и есть ли тогда во всем этом хоть какой-то смысл. Конечно, человек пытался задать эти вопросы Богу, но тот скромно молчал, и вряд ли от того что не знал, а скорее от того, что не хотел кормить человека с ложки манной кашей и заботился о его личностном росте.
Как бы там ни было, но в 14 лет я твердо решила, что буду психологом или психиатром и обязательно буду помогать людям. Терзания души уже тогда мне казались более серьезны и требующие основательного лечения, нежели терзания плоти. Никто в моем окружении не понимал ради чего мне такая бесполезная профессия, вероятно, такое же большинство не понимает это и сейчас, но я счастлива, что мое решение медленными шагами и через тернистый путь, но все же реализуется.
Сейчас я точно осознаю, что моя вселенная невероятным образом отличается от вселенных моего мужа и моих детей, моего друга, клиента, приходящего на сеанс. Что каждый из нас уникален и не повторим, но как и большинство из нас я продолжаю, периодически поглядывая на роль Бога, «творить себе мир», когда начинаю видеть свое одиночество, когда хочу реализовать свои идеи именно так, как мне этого хочется, когда понимаю, что рано или поздно я уйду из этого мира, уйдут мои родители и мои друзья, сломаются любимые вещи, завянут цветы. Как женщина я творю ритуалы прощания, хранения, я пишу стихи, и рисую цветы, в надежде, что бумага живет дольше, как мать я люблю ребенка, краешком души надеясь, что эта любовь и память обо мне будет жить в моих внуках и правнуках. Я принимаю клиентов как психотерапевт, вхожу частичкой себя в их мир, я оставляю себя в них, ибо в этом я нашла и частичку своего смысла и возможность быть после смерти и ощутить свою принадлежность и не-одиночество. Я пытаюсь уберечь свои следы в песках времени. Я – человек! И для меня это осознавание - неплохое начало.
Почему же именно принятие себя, спросите Вы? Что такого в этом процессе? Идея писать именно о принятии родилась далеко не сразу. Тема не приходила очень долго. Вернее приходили разные, в основном это были идеи писать об экзистенциональных данностях - одиночестве, смысле, смерти. Я начинала писать о клиентах, потом смотрела на сеансы, которые есть в моем распоряжении, на людей, с которыми я работаю, и меня вновь охватывали сомнения. Я скорее была готова говорить о жизни и наполненности, о ее полноте и о психотерапии как возможности сделать свою жизнь богаче и ярче или, по крайней мере, не обеднять. Я радовалась тем изменениям, которые происходили в моем окружении, я устала от болезней и страхов за себя и близких мне людей. Я хотела утверждать эту жизнь каждым написанным словом, тем более, что повод для этого был весомый и даже не один. Я понимала, что в тех историях и переживаниях, которые клиенты приносят на сеанс, можно было бы найти и поиск смыслов, и боль утрат, и страх пустоты и одиночества, но что-то не складывалось в цельную мозаику.
Мне все казалось, что я упускаю нечто важное, что-то, что расставит в моем внутреннем отношении к клиентам, их историям, к контакту точки на места. Что-то, что свяжет мою работу и мое внутреннее состояние наполненности и правильности жизни в один образ. И таким инсайтом оказалась фраза моего клиента – «я хочу воспринимать себя таким, какой я есть».
Эта фраза волшебным образом соединилась с книгой И. Польстера «Обитаемый человек», с «парадоксальной теорией изменений» Бейсера – «стать самим собой прежде, чем стать другим», с оставившей самый глубокий след в моей душе книгой Дж. Бьюдженталя «Наука быть живым», с историями моих клиентов и с моей собственной историей, в которой становление самой собой, живущей полной жизнью, было и вероятнее всего остается краеугольным камнем.
Для Гештальта принятие себя – не просто лозунг, или популярное словосочетание. Принятие лежит в основах и принципах гештальт-терапии. Вот что пишет в своей книге «Гештальт – терапия контакта» знаменитый французский психотерапевт, основатель Парижской Школы Гештальта, Серж Гингер: «Гештальт побуждает меня прежде всего лучше узнать и принять себя таким какой я есть на самом деле, не принуждая себя к изменению в соответствие с некоей идеальной индивидуальной или социальной, внутренней или внешней, философской, моральной, политической или религиозной образцовой моделью» и далее: «Гештальт побуждает меня плыть вперед, держась моего собственного потока, а не истощать, стремясь побороть его, выявлять глубинные течения внутри моей личности, использовать переменные ветры моего окружения, бдительно и с ответственностью следя при этом за парусами и штурвалом с тем, чтобы осознать, что я есть, и прочертить эфемерный след на поверхности океана, пройдя по дороге, которую выбрал я сам».[Гингер С. 1999г., с.51]
Но кто есть «я на самом деле»? Те клиенты, которые приходили ко мне на прием, приносили разные истории жизни и разные проблемы, но всех их объединял некий внутренний конфликт между тем, что они имеют на самом деле и тем, чего бы они хотели, между собой в здесь-и-теперь и тем собой, которого они видят или хотели бы видеть. Неким идеальным «я» в идеальном мире.
Вероятнее всего, все мы в той или иной степени способны понять, о чем идет речь, ибо каждый из нас обладает своим подвалом для отверженных частей себя. «Я хочу принимать себя такой, какая я есть», но какая я есть? Возможно ли дать четкое определение нашей «естьности»? Этот вопрос уже очень давно не дает мне покоя. Начиная с того момента, когда я кричала в след Другому – «ты совсем меня не знаешь!»
И тогда мир человеческой души казался мне совершенно непостижимым, я терялась в догадках – как дать определение тому или иному человеку. Я чертовски завидовала людям, которые могли дать другому характеристику, мне казалось – это высший пилотаж познания личности другого. Я не могла найти - кто есть я, какая я на самом деле? Добрая или злая, скрытная или открытая, доверчивая или подозрительная. Было ощущение парения в воздухе, а мне отчаянно хотелось твердых опор. И я искала, искала, искала… Я собирала мнения авторитетных людей о себе – родителей, подруг, учителей, я читала книги, проходила характерологические тесты, вела дневник, анализировала. Каждый раз, когда мне казалось, что вот, я уже знаю – какая я есть на самом деле, появлялось что-то новое, и вся картинка рушилась.
Я видела, как попадая в разные ситуации, я становлюсь разной, это наблюдение сбивало с толку и добавляло новой неразберихи и хаоса, хотя бы от того, что то, что я видела в себе мне не то чтобы не нравилось, а было противно, нелепо и прочее, прочее, прочее…
С тех пор прошло много лет, и Гештальт стал той опорой, которую я искала. Я долго училась и учусь до сих пор принимать себя, свои «несовершенства» и «изъяны». Какие-то я уже научилась различать, какие-то до сих пор скрыты в темноте. Для меня, как и для моих клиентов, взгляд на какую-то часть себя без очков, стал настоящим испытанием, - чаще всего реальности хочется избежать. Но зачем тогда все это? Ради чего вообще снимать эти очки, если иллюзия менее болезненна, что заставляет человека идти на слезы и боль, ради чего такое «принятие себя»? Попробуем взглянуть на это, обратившись к классикам психотерапии.
«Как принимать себя?» «Научись быть собой!» Такими и подобными заголовками пестрят книги по популярной психологии, эзотерике и около-психологической литературе. «Научись принимать себя» – как лозунг, зазывающий на различного рода психологические тренинги и группы. Не смотря на внешнюю простоту фразы, это лишь вершина айсберга, в основании которого лежат годы развития психологической мысли, а именно гуманистической психологии.
О принятии себя, как о движущей силе в индивидуальной психотерапии говорят все гуманист. Проблема развития личности, движение человека к самореализации и самоактуализации, является центральной для всего гуманистического направления. Гуманистическая психология - особое направление, отличающееся от других школ по ряду принципиально важных для понимания природы человека положений. К нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г.Олпорта, теория самоактуализации А.Маслоу, теория и индирективная психотерапия К.Роджерса, представления Ш.Бюлер о жизненном пути личности, идеи Р.Мэйя.
Каждая из названных теорий использует свой собственный понятийный аппарат, создает оригинальные представления о внутреннем мире человека и его развитии в процессе жизни, проверяет и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Различия, существующие между теориями, тем не менее, не являются препятствием, которое не позволило бы рассмотреть их с позиции общеметодологических принципов. Вот некоторые из них, которые могут помочь в ответе на вопрос зачем мы так стремимся принимать. Первый принцип, - принцип развития, в общих чертах он означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию и самореализации, желая осуществлять непрерывное поступательное развитие. Данный принцип является, пожалуй, одним из ключевых, в процессе принятия себя. Опираясь на точку зрения А.Маслоу, мы можем хотя бы отчасти ответить на вопрос, что движет человеком, который проходит через острые переживания с целью осознать себя и принять.[Харламенко Н.Е., 2001г.]
Такой же точки зрения придерживался и К.Роджерс, говоря о том, что потребность в самоактуализации заложена в каждом человеке от рождения, однако воспитание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. «Здоровая структура личности развивается у ребенка, который не вынуждается родителями искажать свой опыт».[К.Роджерс, 2004] Но вряд ли мы найдем хотя бы одного такого человека.
Второй принцип, который как мне кажется, может быть нам интересен - принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным. Внутриличностная разинтеграция, в той или иной степени неизбежное явление нашего мира. Но, тем не менее данный принцип дает нам веру в то, что осознав свою злость и жестокость, свою рафинированность и снобизм и прочие вещи, человек будет способен принять это не только в себе, но и в окружающем мире, а следовательно, стать добрее и открытие. Приведу в качестве примера слова К.Роджерса. «Мое описание жизненного пути, на котором человек становится тем, кем он есть, часто вызывает такую реакцию: это означало бы быть плохим, злым, неконтролируемым, разрушительным… Эта точка зрения мне хорошо знакома, так как я встречал ее почти у каждого клиента: "Если бы я осмелился дать волю чувствам, которые заперты внутри, …это была бы катастрофа». Но… он обнаруживает, что постепенно может "быть" своим гневом, …он обнаруживает, что может быть своим страхом, …он находит, что он может жалеть себя, и это не "плохо", …он может быть и бывает своим сексуальным чувством, или чувством лени, или враждебности [К.Роджерс, 2004, с.310.]
Этот принцип дает нам веру в ребенка, себя и все человечество, обеспечивая нам саму возможность принятие своей и чужой вселенной.
Третий принцип, на котором хотелось бы остановиться - принцип целостности. Рассматривая личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов, то есть целостно, мы находим еще один ответ на вопрос – ради чего необходимо принятие. Мы не можем говорить о целостности, если какие-то части нашего я отвергнуты, для действительной реализации своих потенциалов человеку необходимо осознать, чем он обладает и принять эти качества, как свои собственные. Только в этом случае можно говорить о реализации всех потенциалов. Гештальт видит во внутренней разорванности и разинтеграции человека корень наших проблем.
Таким образом, мы можем увидеть, что принятие себя – это не просто лозунг или популярная шаблонная фраза. Это глубокий, требующий достаточной доли мужества, терпения и усилий процесс. Но, тем не менее каждый из нас, являясь человеком, стремится к этому для того чтобы наконец ощутить, согласно Дж.Зинкеру, «хорошую форму» собственного бытия. [Дж.Зинкер, 2000]
Слова С.Гингера в статье «Двадцать базовых понятий Гештальттерапии», на мой взгляд, дают понимание о месте принятия в Гештальте: «Гештальт выделяет право человека отличаться от других людей и ценит своеобразие каждого человека с позиции экзистенциализма… Современные гештальтисты сохранили культ свободы самовыражения, уважения и внимательного отношения к индивидуальным ритмам и потребностям своих клиентов, веры в неповторимость пути взросления человека - ибо в каждом человеке продолжает сохраняться его собственное пространство свободы… Ведь важно не то, что из меня сделали, а то, что я сам сделаю из того, что сделали из меня. …Я сам пополняю смыслом каждый поступок своей жизни. И если я стремлюсь измениться, то оставаясь только самим собой, именно самим собой и никем другим. Прежде стать собой и только потом стать другим - таков смысл знаменитой "парадоксальной теории изменения", предложенной гештальтистом А.Бейсером(1970). Эта теория, по сути развивает мысль, высказанную К.Роджерсом еще в 1956г.: "Только тогда, когда я принимаю себя таким, какой я есть на самом деле, я становлюсь способным меняться"… Гештальт предлагает "двигаться вперед по течению" - "Не толкай реку" - говорил Барри Стивенс». [С.Гингер, 1994]
Каждый из нас, приходя в этот мир, вероятнее всего, принимает себя. С каждым прожитым днем, месяцем, годом – еще малышом мы узнаем о себе все новое и новое, впитываем категории, ценности, понятия. В бесконечном стремлении быть хорошим учимся подавлять в себе те черты, которые «не нужны», пытаемся адаптироваться к той системе, в которой живем. И в этом смысле все мы проходим одну и ту же школу воспитания и социализации. В процессе такого обучения мы научаемся отторгать от себя неугодные черты, те части нашего я, которые в тот или иной момент времени мешали нам жить. Вот что пишет об этом процессе Дж.Бьюдженталь: «Мы искалечены множеством влияний, мы инвалиды в той же степени, как слепые и глухие люди. Мы не используем свой потенциал полностью. Наше утраченное чувство важнее, чем зрение и слух или обоняние и вкус; это чувство нашего бытия» [Дж.Бьюдженталь, 1998, с 21-23].В дополнение можно сказать, что зачастую, избегая такого конфликта с социумом, мы приобретаем не один десяток внутренних конфликтов с самим собой.
Возможность быть самим собой, без цензурирования и оценки, становится сложной для осознавания и истинного принятия историей. Очень хочется проповедовать модные постулаты, верить в то, что это касается и тебя, но от иллюзии никак, ни на йоту сближение не происходит. Все, что разынтегрировано – надежно отделено и без усилий «вожделенное» приближение не произойдет. Честный взгляд на себя, каким бы трудным он не был, и принятие ответственности за то, что делаем мы (а ни кто-то другой) в жизни – неотъемлемые компоненты внутриличностной интеграции и принятия себя. Если обращаться к процессу психотерапии, то безусловно это большой шаг для клиента, когда он начинает смотреть на себя так, как это есть. Не пытаясь долепить или доставить те черты или качества, которые ему не свойственны, отторгая при этом то, что есть. У А.Маслоу по этому поводу мы можем найти следующее: «бессознательное и предсознательное восприятие нашей собственной природы, нашей судьбы, или наших способностей, нашего призвания в жизни … настойчиво требует, чтобы мы были честны по отношению к нашей внутренней природе и то ли из слабости, то ли ради удобства, то ли по какой-то другой причине не отрицали ее существование. Тот, кто переступает через свой талант, – торгующий носками прирожденный художник, глупо проживающий жизнь умный человек, человек, знающий истину и молчащий об этом, человек, отдавший предпочтение трусости перед мужеством, – все эти люди в глубине души понимают, что изменили самим себе, и презирают себя за это». [ А.Маслоу, 1982]. Важно помнить, что невозможно достичь каких-либо изменений, если не увидеть свою долю ответственности за те чувства, которые мы испытываем, и за те действия, которые мы выбираем, или не выбираем делать.
Безусловно, мой интерес к теме принятия себя - это на самом деле лишь начало. Мне очень хочется верить, что когда-нибудь, спустя годы терапевтической практики я смогу сказать, что «да, теперь мне многое понятно в человеке о его отторжении себя и принятии своих частей». Сейчас же, я очень надеюсь, что смогла показать, насколько процесс принятия важен для человека, и не только в процессе индивидуальной терапии.
Насколько проще и счастливее была бы наша жизнь, если бы мы, веря в изначальную доброту и стремление к совершенству человека, не учили отторгать «ненужные» и «плохие» черты себя. Все в этом мире не просто так, а значит не просто так Бог наградил нас умением злиться, ревновать и вообще чувствовать. Принять это как данность – значит принять ту жизнь, которая изначально предназначена каждому из нас. Стать самим собой. Если, конечно, верить в Бога. Я верю.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.