|
О профессиональных психологических объединениях в современной Республике КазахстанАвтор статьи: Демидова Дарья Александровна
Актуальным направлением в формировании социально-экономических перспектив для обеспечении стабильного жизненного уровня населения Республики Казахстан остается поддержка сферы науки и образования. 1-го марта 2016 года была принята новая государственная программа по развитию образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы, основной целью которой является повышение конкурентоспособности данной сферы и развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики1. Однако, несмотря на высокий уровень разработанности изменений, вносимых в систему образования и науки, отрасль психологии по-прежнему остается проблемным аспектом. С одной стороны это связано с относительной молодостью научной психологической школы в нашей стране, с другой стороны с отсутствием единого научно-образовательного психологического пространства. Поступивший в ВУЗ студент-психолог начинает активно осваивать теоретическую программу по психологии. Формирование же практических навыков ведения психологической консультации, психологического тренинга и – в меньшей степени – психологической диагностики несколько затруднено тем, что сами условия организации обучения в ВУЗе лишь отчасти позволяют создать соответствующую среду. Это вызывает у студента необходимость в дополнительном образовании, получение которого на базе различных психологических центров (как правило) становится исключительно инициативой самого учащегося. К сожалению, эти знания и навыки зачастую не только не имеют достаточной научной и практической ценности, но и требуют значительных финансовых вложений, что не всегда соответствует материальным возможностям студента. Поэтому, учитывая и разнообразие направлений и школ психологии, актуальной проблемой становится создание единой научно-образовательной базы, предоставляющей более полную информацию о центрах и институтах в рамках каждого отдельного взятого города, с подробным описанием предоставляемых образовательных услуг. Такая база может обеспечить возможность ознакомить студентов с перспективными и актуальными направлениями психологической науки, что позволит повысить их конкурентоспособность. Кроме того, это даст возможность выбирать направление, которое в большей степени отвечает интересам, способностям и личностным особенностям будущего психолога. В отсутствии же централизованной системы координации повышения квалификации после получения диплома о высшем образовании молодой специалист первые годы работы вынужден методом проб и ошибок восполнять пробелы в практической сфере. Общественный спрос при этом требует от системы образования выпускника-психолога уже готового к деятельности и не требующего дополнительных временных и материальных затрат. Способом решения этой проблемы может стать создание Ассоциации начинающих специалистов-психологов Республики Казахстан. Основной целью ассоциации при этом должно стать как формирование единого информационно-обучающего пространства, так и создание среды для получения практических и теоретических знаний. Членство в ассоциации студентов-психологов со всего Казахстана обеспечит высокий уровень социального взаимодействия и позволит активно продвигать межрегиональное сотрудничество, даст возможность осуществлять своевременную и регулярную супервизию. Кроме того, это обеспечит взаимодействие между студентами и практикующими психологами, в том числе из других городов и регионов. За последнее десятилетие все чаще поднимается вопрос о лицензировании психологической деятельности. Ассоциация начинающих специалистов-психологов Республики Казахстан может способствовать безболезненному внедрению системы аккредитации, формируя правильное отношение к лицензированию у студентов и участвуя в постепенной разработке, апробации и внедрении этапов, способствующих улучшению качества оказываемых психологических услуг. Используя опыт зарубежных коллег, можно смело говорить о том, что лицензирование будет успешным только в том случае, если оно будет проходить параллельно с обучением будущих специалистов. На данном этапе становления психологии основное развитие получают объединения уже практикующих психологов, которые, в свою очередь, делятся на ассоциации, объединившиеся по различным психологическим направлениям и общепсихологические ассоциации. К сожалению, ассоциации, которые бы объединили молодых и начинающих специалистов, не получили должного развития. Учитывая все вышеизложенное, работа по созданию Ассоциации начинающих специалистов психологов Республики Казахстан является весьма актуальной. Она соответствует плану развития государства «Казахстан – 2050»2, способствует реализации новой экономической политики «Нұрлы жол – путь в будущее»3, выполняет План нации «100 конкретных шагов: современное государство для всех»4, а так же органично дополняет государственную программу развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы. Об уникальности создания подобной ассоциации, говорит тот факт, что подобного объединения нет ни в одной стране на постсоветском пространстве. Это в будущем обеспечивает возможность расширения границ ассоциации до пространства Евразийского Экономического союза, что, в конечном счете, содействует в будущем укреплению политической и экономической безопасности, через более тесное межгосударственное сотрудничество в сфере психологической науки и может перерасти в Евразийскую Ассоциацию начинающих специалистов-психологов.
Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|