|
Компетенции и компетентностный подход. Компетенции и выбор профессии.Автор статьи: Лоик Александр Николаевич
Построение индивидуальной карьеры чаще всего заботит взрослых людей, имеющих за плечами трудовой опыт. Они уже понимают, что в реальности представляет из себя труд и работа. У них уже сложилось некоторое представление об идеальном рабочем месте. Однако построение карьеры, идеально подходящей для человека - это достаточно кропотливый труд, требующий анализа многочисленных факторов, способных оказать значительное влияние. Значительную роль играют задатки, способности, таланты, склонности, интересы, личностные особенности. Но сегодня я хочу поговорить о "компетенциях". Компетенция - способность и готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в какой-либо области. Таким образом, компетенции это список требований, ожиданий со стороны профессионального мира по отношению к соискателям. И в настоящее время компетентностный подход интенсивно продвигается при создании новых образовательных программ в Высших учебных заведениях. То есть ВУЗы стараются выпустить в мир специалистов, которые обладают определенным списком компетенций. И наличие данных компетенций говорит о готовности и способности выпускника трудиться в выбранной сфере. Компетенции являются ожидаемыми и измеримыми результатами обучения. Они включают в себя в первую очередь знания. Специалист должен знать теорию, иметь представление и понимание рабочих процессов, а также уметь развиваться в данном направлении. Во вторую очередь приобретаются умения, базирующиеся на знаниях. Студент учится действовать, применять свои знания на практике. Поскольку практически все профессии связаны с выполнением определенных обязанностей, умения дают возможность успешно справляться с рабочими функциями. Личностные качества (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность) и т. п. - это индивидуальные черты способствующие успешному (или не очень) включению в профессиональную деятельность. Их также можно развивать в соответствии с требованиями рабочей среды. Компетенции - сложный конструкт, который по своей сути создан для формирования образа работника идеально подходящего для выполнения определенной работы, трудовой деятельности. Понимая и зная ожидания работодателей, мы можем развить в себе необходимые компетенции и, тем самым, обеспечить конкурентоспособность на рынке труда. Компетентностный подход Идея прекрасна, однако основной сложностью, как мне кажется, на сегодняшний день является отсутствие четких критериев оценки развития компетенций. А, кроме того, нет однозначного понимания, что из себя представляет та или иная компетенция. Шаги в направлении прояснении данных вопросов проводятся, в первую очередь, в ВУЗах, затем, в министерстве труда. Создание образовательных программ включает в себя список необходимых компетенций. Прописываются профессиональные стандарты. Но, зачастую, они не подкрепляются ожиданиями работодателей, являются размытыми, не имеют прописанных критериев оценки достижения. Насколько студент овладевает важными компетенциями во время обучения? Сейчас оцениваются теоретические знания, которые редко связаны с практической деятельностью. Как мы можем говорить о сформированных компетенциях? Оценка производится по предмету, курсу. А что касается: умения действовать, ценностей, понимания внутренних процессов трудовой деятельности - они остаются за бортом. И снова наш выпускник остается ни с чем... Только единицы, готовы в реальности применять свои знания и умения в практической деятельности. Компетентностный подход в сочетании с практикоориентированным подходом в обучении могут принести положительные плоды. Для этого нужно научиться оценивать результаты обучения и создавать качественные условия для формирования необходимых в профессиональной деятельности компетенций. Обращаясь к формированию компетенций только в ВУЗах, мы запаздываем с их развитием. Существует потребность, необходимость в становлении компетенций в средних учебных заведениях. Существует ряд междисциплинарных, общих компетенций, которые к моменту завершения обучения в школе должны быть сформированы у учащихся. Задержка в их развитии может говорить об отсутствии готовности выпускника школы успешно учиться в ВУЗе и осваивать профессиональную деятельность. Поэтому, в первую очередь, нам нужно реализовывать компетентностный подход в рамках получения общего образования. А также, создавать преемственность при переходе от среднего к высшему образованию и от высшего образования к профессиональной деятельности. Если мы сформировали у себя четкий образ будущего и профессиональный план. Мы можем уделить внимание развитию важных, для выбранной профессиональной деятельности, компетенций. Это позволит осуществлять успешную деятельность, быть эффективным и соответствовать ожиданиям работодателей. А Вы знаете какие компетенции требуются для Вашей профессиональной области? Насколько у Вас сформированы необходимые компетенции? Список литературы.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|