|
Неопределенность и компетенции будущегоАвтор статьи: Митрофанова Татьяна
Сейчас довольно много говорят и пишут о том, что мир стал более динамичным и нестабильным. Это заставляет нас встречаться с тревогой, все острее чувствовать ее. Каждый исторический период характеризуется своими типичными расстройствами. В начале 20 века это были истерии, а в начале 21 века гораздо чаще встречаются тревожные расстройства и панические атаки. Ещё недавно учеба в школе и вузе готовила нас к жизни и работе в относительно предсказуемом будущем. Сейчас, скорее всего, когда наши дети закончат школу окажется, что их учили не тому, чего требует от них реальность. И в настоящее время довольно сложно определить, чему именно их следует учить, чтобы они были успешны и счастливы. Современные тенденции в образовании - это переход от передачи готовых знаний к овладению навыком поиска информации, формированию критического и творческого мышления, работе в команде и созданию социального капитала (широкого круга социальных контактов), развитию редких индивидуальных способностей. Быть открытым новому опыту и способным непрерывно учиться - эти компетенции помогают жить в условиях неопределенности и изменчивости окружающего мира. Находиться в неопределенности, принимать решения в условиях в недостатка информации - это большой стресс. Чтобы научиться достаточно эффективно справляться с ним, важно хорошо ориентироваться в самом себе. Когда вокруг все так нестабильно, единственной опорой и точкой отсчета может выступать только сам человек, если он осознает свои чувства, цели и ценности. "Разобраться в себе", "найти себя", "прислушаться к себе" - эти фразы уже довольно заезженные. На самом деле, невозможно как-то разобраться в себе раз и навсегда. Если рассматривать человека как процесс, а не как данность или готовый набор качеств и функций. Как только мы в чем-то разобрались и адаптировались к чему-то, от нас уже требуется пересмотреть все это заново. Таким образом, можно переформулировать - "разбираться в себе", "находить себя", "прислушиваться к себе". Ведь это процесс, который должен присутствовать в ежедневной жизни, а не результат. Был какой-то проект - "Найди себя в музее", название мне очень понравилось. Действительно: находить и обнаруживать себя в каждом дне, в каждом конкретном моменте, месте... И суметь почувствовать, как мне здесь, как я сейчас себя чувствую, какой я здесь, с этими людьми, а какой с другими?.. Это все ужасно интересно подмечать, по-моему! Способность к рефлексии, способность ориентироваться в своём внутреннем мире - это одна из тех компетенций будущего, которые помогут ориентироваться и жить во внешнем мире уже сейчас, где все очень быстро меняется. Это то, чему можно научиться самому и научить своих детей. Вот сейчас я это сформулировала и написала, и мне кажется, что это своеобразная миссия психолога - не просто помогать людям ориентироваться в собственном внутреннем мире, но и встроить этот навык в свою ежедневную жизнь, чтобы это стало их осознанной потребностью и необходимостью в дальнейшем. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|