В процессе воспитания и обучения детей в детском саду, школе, учреждениях дополнительного образования достаточное внимание уделяется формированию компетенций, позволяющих быть успешным в обучении и общении, реализовать свой творческий потенциал. Однако в современной педагогике и психологии недостаточно разработан и практически не затрагивается вопрос о формировании жизненно важных компетенций, позволяющих подрастающему человеку научаться с раннего детства структурированно мыслить, планировать свое время, зарабатывать и грамотно распоряжаться деньгами, эффективно планировать и прогнозировать свою жизнь, регулировать собственное поведение в зависимости от поставленных целей, организовывать и координировать деятельность других людей, выявлять потенциал и ресурсы в окружающих его предметах, объектах, явлениях и людях, оптимально этот потенциал использовать для достижения конструктивных целей.
Как следствие дефицита обучающих программ и программ воспитания, нацеленных на формирование вышеуказанных жизненно важных компетенций, дети получают лишь знания и умения, «перегружающие» их интеллектуально, но не помогающие в реальной жизни. Из школы нередко выпускается инфантильный тип личности, «напичканный» знаниями человек, прекрасно ориентирующийся в понятиях «синус» и «косинус», информированный о площади территории Испании, способный осуществлять разбор слова по составу, однако имеющий значительные трудности в принятии ответственности за решения в собственной жизни, не способный оптимально распланировать свой день (неделю, месяц, год) и деньги, выданные ему родителями на «карманные расходы», не умеющий эффективно осуществлять постановку целей и прогнозировать, постоянно ожидающий от других людей «готовых благ».
Изменить ситуацию может семья (восполняя недостающие компетенции) и/или реформирование образовательно-воспитательной системы, начиная еще с дошкольной ступени.
На мой взгляд, для формирования вышеуказанных жизненно важных компетенций целесообразно на уровне семьи проводить следующие мероприятия:
развивать в ребенке «чувство времени» посредством совместного со взрослым, а затем и самостоятельного планирования на день/неделю/месяц/год с последующим анализом.
формировать в ребенке со старшего дошкольного или младшего школьного возраста «чувство денег», обучать его способам их зарабатывания (например, выплачивая «стипендию» за достижения и хорошие оценки в школе, за посильный труд – мытье посуды, полов дома и т.д.). Важно сформировать еще в детстве понимание того, что «заработанные тобой материальные блага прямо пропорциональны твоим вложенным усилиям».
развивать ответственность ребенка за собственные действия, поступки, ошибки (ребенок должен испытать чувство неудовольствия и ощутить «на себе» негативные последствия при произведенном им отрицательном поступке, важно при этом анализировать ситуацию вместе с ним, проговаривая то, каким образом можно было бы избежать неприятных последствий – альтернативные варианты поведения).
ставить ребенка в ситуации выбора, заранее проговаривая возможные варианты развития событий в том или ином случае.
обучать его эффективной постановке целей и прогнозированию.
периодически организовывать рефлексивную беседу с ребенком на тему «Что я могу, на что я способен, и как это можно применить в жизни?»
Для формирования жизненно важных компетенций на уровне образования, на мой взгляд, необходимы следующие реформы:
с детского сада и на всех последующих ступенях образования важно обучать ребенка способам разрешения конфликта и методам саморегуляции. Ребенок должен знать, что делать в ситуации, когда ему «плохо», куда обратиться, если не получается выйти из этого состояния самостоятельно.
научать ребенка с дошкольного возраста в игре или другом виде деятельности организовывать команду и правильно управлять ей; выявлять потенциал каждого члена команды и эффективно распределять функции между членами одной команды.
все изучаемые дисциплины в школе должны быть в высокой степени практико-ориентированными (например, важно не просто изучать на уроках биологии строение мышц, а рассказать, как их можно развивать и для чего это надо делать; можно сводить детей на экскурсию в больницу и показать пациентов с атрофией мышц и (для контраста) в тренажерный зал, где они могут увидеть противоположный эффект; математика же должна учить детей производить только те вычислительные операции, которые им действительно пригодятся в жизни – высчитать нужный процент или правильно посчитать сдачу с покупки, а не «забивать» головной мозг высшей математикой; на географии акцент необходимо делать не на точном запоминании площади какой-либо страны, а на изучении ее ресурсов и возможностей, угрозах, традиций и законов, которые важно соблюдать при посещении данной страны).
в старших классах необходимо ввести дисциплины, которые помогут сформировать компетентности в самых важных жизненных сферах (например, ввести занятия, на которых будут учить психологической и юридической грамотности). Детям в доступной форме можно изложить основы гражданского и уголовного кодекса, объяснить какие существуют в нашей стране налоги, как высчитать, правильно ли тебе начислят в будущем зарплату, как начисляются коммунальные платежи, и вообще какие у тебя есть права как у гражданина РФ, что такое суд и в каких ситуациях в него нужно обращаться и т.д.
ребенок после того, как научится читать, писать и считать, получит общие знания об окружающем мире и бытовые знания в школе, должен иметь возможность выбора последующих дисциплин и курсов. А все углубленные знания, которыми взрослый человек, как правило, не пользуется в повседневной жизни, необходимо «переместить» в профессиональные учебные учреждения (например, высшую математику).
в вузах, на мой взгляд, целесообразно убрать общеразвивающие дисциплины, а оставить только профильные, так как, во-первых, студент вынужден растрачивать временные и интеллектуальные ресурсы на то, что не попадает в сферу его профессиональных интересов (например, поступал учиться на психолога, а вынужден сдавать зачеты по физкультуре и истории), во-вторых государство впустую тратит денежные средства на оплату работу преподавателей, которые не дают «профильных» знаний, умений, навыков, и которые были бы более полезны в других вузах, где преподаваемые ими дисциплины являются профильными и студенты изучают их с интересом.
в старших классах важно усилить профориентационную работу, и не только диагностировать детей на имеющийся профессиональный потенциал и интересы, а показывать наглядно будущим абитуриентам как можно больше профессий, причем дать возможность пообщаться с людьми, работающими на тех или иных должностях в разных сферах, чтобы узнать не только преимущества, но и недостатки, риски данной работы.
для того, чтобы будущие абитуриенты имели реалистичное представление о своей будущей профессиональной деятельности, важно на последнем году обучения в школе давать задания, связанные с самостоятельным мониторингом рынка труда и его анализом (например, определить среднюю заработную плату менеджера по персоналу в городе, где проживает обучающийся).
при поступлении в вузы ЕГЭ, на мой взгляд, не является эффективным методом отбора «достойных», особенно это совершенно не работает в отношении набора абитуриентов на гуманитарные направления подготовки. Решение данной проблемы видится в изменении вступительных испытаний на гуманитарные специальности. Так, например, оптимальным вступительным испытанием для будущего психолога будет прохождение собеседования, ориентированного на выявление уровня вербального интеллекта, убеждений, ценностей, личностных ресурсов, коммуникативных навыков, и психодиагностики на предмет выявления различных психопатологий, препятствующих его работе в данной сфере. Конечно, такой подход вступает в противоречие с законами, защищающими права и свободу выбора, однако он был бы эффективным «фильтром» не только для будущих психологов, но и для многих специалистов нашей страны.
Итак, для формирования жизненно важных компетенций необходимо еще с дошкольного возраста развивать в ребенке умения планировать свое время, зарабатывать и грамотно распоряжаться деньгами, эффективно планировать и прогнозировать свою жизнь, регулировать собственное поведение в зависимости от поставленных целей, организовывать и координировать деятельность других людей, выявлять потенциал и ресурсы в окружающих его предметах, объектах, явлениях и людях, оптимально этот потенциал использовать для достижения конструктивных целей.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.