|
Что такое «профессиональные компетенции» психотерапевта?Автор статьи: Ляшковская Светлана Владимировна
Новый закон об образовании коренным образом изменил требования к подготовке психотерапевтов и клинических психологов, впервые узаконил в качестве едиицы измерения профессионализма – профессиональные компетенции. Во всяком случае, все образовательные учреждения, проводящие подготовку и переподготовку по различным специальностям (нас конечно интересует психотерапия) - теперь должны переформатировать свои программы в соотвествии с новыми требованиями. Теперь критерии качества обучения психотерапевта и психолога – это не количество знаний, умений и навыков, а спектр его компетенций. Что же такое "компетенции"?
Компетенции в психотерапии - это осознанные и воспроизводимые компоненты профессиональной деятельности, позволяющие достигать результата в работе с клиентами/пациентами. Профессиональному сообществу еще предстоит разобраться в деталях компетентностного подхода. Определить перечень профессиональных компетенций, их типологию и систематику, особенно учитывая большую разницу в "языках" описания различных психотерапевтических методов - это большая и увлекательная задача. Но мы, как и многие, преподаем психотерапию уже сейчас. Поэтому к настоящему моменту уже провели большую методическую работу по "перенастройке" наших учебных инструментов. И оказалось, что традиционный академический, пусть даже и практико-ориентированный подход существенно проигрывает в эффективности подходу компетентностному. Каждая учебная "пара" в компетентностном подходе нацелена на актуализацию всех уже имеющихся у слушателя ресурсов (знаний, опыта, умений), "комплектацию" недостающих компонентов и превращения всего этого в активный, а главное - применяемый навык. Компетенция - это такой навык, который уже в процессе обучения оказывается встроенным в "профессиональную личность" специалиста, и связан с его реальной практикой. Такой формат учебного процесса обеспечивается применением специальных методических приемов, чередующихся на протяжении занятия. И конечно, для реализации обучения нам всем совершенно необходимо определиться хотя бы с рабочими перечнем и классификацией компетенций в психотерапии. Мы пользуемся таким вариантом классификации: Компетенции психотерапевта подразделяются на три большие группы: личностные, общие профессиональные, специальные профессиональные. Личностные, профессионально значимые компетенции психотерапевта - это компоненты деятельности психотерапевта, основанные на знаниях, умениях, и опыте, касающихся самого себя, собственной личности, и необходимые для успешного решения профессиональных задач. примерами могут быть -
Общие профессиональные компетенции психотерапевта - это компоненты деятельности психотерапевта, основанные на знаниях, умениях и опыте, касающихся общего взгляда на объект и процесс психотерапии, например: Естественно, выделенные здесь компетенции подлежат более подробному описанию, детализации, для разработки различных образовательных инструментов, превращения перечня необходимых специалисту компетенций в учебную программу. Пока что в этой теме больше вопросов чем ответов, но кое-что мы уже понимаем лучше чем раньше. И опыт проведения учебных программ компетентностного формата очень вдохновляет своими результатами.
Так что, решающее значение для выбора темы Апрельского семинара на 2015-й год оказал наш опыт создания и апробирования образовательных программ нового типа для психотерапевтов и медицинских психологов. У нас есть что обсудить и показать! Кроме того, нас, как и многих, занимают вопросы из разряда «вечных ценностей» психотерапевта:
В программе Апрельского семинара 2015-го года мы будем освещать такие вопросы как:
Тема компетентности в психотерапии – это бесспорно широкая возможность для профессиональной рефлексии и практического экспериментирования. Присоединяйтесь, коллеги!
Вот описание одной из методических групп предстоящего Апрельского семинара: Методическая группа: «Компетенции в психотерапии: как обучать «эффективного психотерапевта?» Эта группа для специалистов в области психотерапевтического образования (преподаватели и сотрудники кафедр и курсов, ведущие семинаров и тренингов, авторы систем обучения и групп). Круг вопросов для работы таков: Чем отличается преподавание психотерапии от обучения другим дисциплинам? Из чего складывается эффективность учебной программы и как на нее влиять? Как сделать учебную программу фантастически интересной и чрезвычайно полезной? Почему опытные психотерапевты в процессе обучения так часто недооценивают теорию? Как управлять повышением квалификации, чтобы она действительно существенно повышалась? Кто такой «эффективный психотерапевт»? Можно ли влиять на рост эффективности специалиста извне? Из чего складывается ощущение практической значимости обучения у слушателя? За неделю мы сможем многое: День 1 – заявим собственные «преподавательские» темы, которые будут прорабатываться на методической группе День 2 – разберемся с принципами компетентностного подхода в постдипломном преподавании и составим перечень/модель/профиль компетенций психотерапевта День 3 – проанализируем понятие «эффективный психотерапевт», поймем, на что может влиять преподаватель День 4 – рассмотрим теоретический контент обучения психотерапевта, обнаружим «узкие места», выработаем принципы составления программ для теоретического оснащения практической эффективности День 5 – предложим практические инструменты – дидактические подходы, приемы и техники, направленные на повышение практической эффективности обучающихся врачей-психотерапевтов День 6 – разберем конкретные кейсы участников методической группы и защитим собственные программы (модули программ).
Количество участников – до 20 человек. Каждому участнику необходимо иметь с собой фрагмент Рабочей программы, Учебного или Учебно-тематического плана любого курса по специальности «психотерапия» для выполнения практических заданий. Группу проводят Равиль Назыров (ректор Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д.Карвасарского) и Ирина Королёва (проректор по учебной работе ИПИМП им.Б.Д.Карвасарского)
Сайт Апрельского семинара:http://conference-psychotherapy-rpa.ru/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|