Что такое «профессиональные компетенции» психотерапевта?

Новый закон об образовании коренным образом изменил требования к подготовке психотерапевтов и клинических психологов, впервые узаконил в качестве едиицы измерения профессионализма – профессиональные компетенции.

Во всяком случае, все образовательные учреждения, проводящие подготовку и переподготовку по различным специальностям (нас конечно интересует психотерапия) - теперь должны переформатировать свои программы в соотвествии с новыми требованиями.

Теперь критерии качества обучения психотерапевта и психолога – это не количество знаний, умений и навыков, а спектр его компетенций.

Что же такое "компетенции"?

 

Компетенции в психотерапии - это осознанные и воспроизводимые компоненты профессиональной деятельности, позволяющие достигать результата в работе с клиентами/пациентами.

Профессиональному сообществу еще предстоит разобраться в деталях компетентностного подхода. Определить перечень профессиональных компетенций, их типологию и систематику, особенно учитывая большую разницу в "языках" описания различных психотерапевтических методов - это большая и увлекательная задача.

Но мы, как и многие, преподаем психотерапию уже сейчас. Поэтому к настоящему моменту уже провели большую методическую работу по "перенастройке" наших учебных инструментов. 

И оказалось, что традиционный академический, пусть даже и практико-ориентированный подход существенно проигрывает в эффективности подходу компетентностному. 

Каждая учебная "пара" в компетентностном подходе нацелена на актуализацию всех уже имеющихся у слушателя ресурсов (знаний, опыта, умений), "комплектацию" недостающих компонентов и превращения  всего этого в активный, а главное - применяемый навык. Компетенция - это такой навык, который уже в процессе обучения оказывается встроенным в "профессиональную личность" специалиста, и связан с его реальной практикой. 

Такой формат учебного процесса обеспечивается применением специальных методических приемов, чередующихся на протяжении занятия.

И конечно, для реализации обучения нам всем совершенно необходимо определиться хотя бы с рабочими перечнем и классификацией компетенций в психотерапии.

Мы пользуемся таким вариантом классификации:

Компетенции психотерапевта подразделяются на три большие группы: личностные, общие профессиональные, специальные профессиональные.

Личностные, профессионально значимые компетенции психотерапевта - это компоненты деятельности психотерапевта, основанные на знаниях, умениях, и опыте, касающихся самого себя, собственной личности, и необходимые для успешного решения профессиональных задач.

примерами могут быть - 
•Самонаблюдение (саморефлексия)
•Эмпатия
•Конгруэнтность

 

Общие профессиональные компетенции психотерапевта - это компоненты деятельности психотерапевта, основанные на знаниях, умениях и опыте, касающихся общего взгляда на объект и процесс психотерапии, например:
 
•Системный взгляд (на объект и процесс психотерапии)
•Психотерапевтическая коммуникация (контакт)
•Психотерапевтический контракт
•Психотерапевтическая диагностика
•Организация своей профессиональной деятельности
 
Это внеметодические компоненты профессиональной деятельности, они не связаны с применением конкретного психотерапевтического метода, но требуются для форматирования взаимодействия с клиентом/пациентом в психотерапевтический процесс с очевидными целями и задачами, связанными с показаниями и запросом клиента/пациента.
 
Специальные (частные) профессиональные компетенции психотерапевта - это компоненты деятельности психотерапевта, основанные на знаниях, умениях и опыте, касающихся частных подходов (методов, форм, клинических групп), а именно:
 
•техника психотерапевтического метода
•специальные способы коммуникации с различными объектами(субъектами) психотерапии

Естественно, выделенные здесь компетенции подлежат более подробному описанию, детализации, для разработки различных образовательных инструментов, превращения перечня необходимых специалисту компетенций в учебную программу.

Пока что в этой теме больше вопросов чем ответов, но кое-что мы уже понимаем лучше чем раньше. И опыт проведения учебных программ компетентностного формата очень вдохновляет своими результатами.

 

Так что, решающее значение для выбора темы Апрельского семинара на 2015-й год оказал наш опыт создания и апробирования образовательных программ нового типа для психотерапевтов и медицинских психологов. У нас есть что обсудить и показать!

Кроме того, нас, как и многих, занимают вопросы из разряда «вечных ценностей» психотерапевта:

  • В чем секрет профессионализма?
  • Из каких составляющих складывается профессиональная компетентность?
  • Как я могу способствовать личным изменениям пациента в процессе психотерапии?

 

В программе Апрельского семинара 2015-го года мы будем освещать такие вопросы как:

  • Что такое компетенции психотерапевта?
  • Что является основой компетентности психотерапевта любого направления?
  • Что такое эффективный психотерапевт?
  • Каким должно быть обучение психотерапевта?
  • Что такое компетентностный подход в образовании?
  • Чем отличаются компетенции разных моделей психотерапии: симптом-центрировнной, социо-центрированной, личностно-центрированной, консультативной?
  • Чем отличаются компетенции в индивидуальной, семейной, групповой, средовой психотерапии?
  • Как создавать пространство для своей профессиональной деятельности в любых организационных условиях реальной психотерапевтической практики?
  • В чем суть такой ключевой компетенции как способность терапевта  стимулировать личностные изменения пациента (клиента) – в чем заключается «магия» главного процесса в психотерапии?
  • Главный краеугольный камень в психотерапии – феномен личности.
  • Функции профессиональных сообществ в формировании и повышении компетентности психотерапевта. Как выявлять свои профессиональные компетенции?
  • Как определить необходимость развития и приобретения тех или иных компетенций?
  • А также многие другие…

 

Тема компетентности в психотерапии – это бесспорно широкая возможность для профессиональной рефлексии и практического экспериментирования. Присоединяйтесь, коллеги!

 

Вот описание одной из методических групп предстоящего Апрельского семинара:

Методическая группа: «Компетенции в психотерапии: как обучать «эффективного психотерапевта?»

Эта группа для специалистов в области психотерапевтического образования (преподаватели и сотрудники кафедр и курсов, ведущие семинаров и тренингов, авторы систем обучения и групп).

Круг вопросов для работы таков:

Чем отличается преподавание психотерапии от обучения другим дисциплинам?

Из чего складывается эффективность учебной программы и как на нее влиять?

Как сделать учебную программу фантастически интересной и чрезвычайно полезной?

Почему  опытные психотерапевты в процессе обучения так часто недооценивают теорию? Как управлять повышением квалификации, чтобы она действительно существенно повышалась?

Кто такой «эффективный психотерапевт»? Можно ли влиять на рост эффективности специалиста извне?

Из чего складывается ощущение практической значимости обучения у слушателя?

За неделю мы сможем многое:

День 1 – заявим собственные «преподавательские» темы, которые будут прорабатываться на методической группе

День 2 – разберемся с принципами компетентностного подхода в постдипломном преподавании и составим перечень/модель/профиль  компетенций психотерапевта

День 3 – проанализируем понятие «эффективный психотерапевт», поймем, на что может влиять преподаватель

День 4 – рассмотрим теоретический контент обучения психотерапевта, обнаружим «узкие места», выработаем принципы составления программ для теоретического оснащения практической эффективности

 День 5 – предложим практические инструменты – дидактические подходы, приемы и техники, направленные на повышение практической эффективности обучающихся врачей-психотерапевтов

День 6 – разберем конкретные кейсы участников методической группы и защитим собственные программы (модули программ).

 

Количество участников – до 20 человек. Каждому участнику необходимо иметь с собой фрагмент Рабочей программы, Учебного или Учебно-тематического плана  любого курса по специальности «психотерапия» для выполнения практических заданий.

 Группу проводят Равиль Назыров (ректор Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д.Карвасарского) и Ирина Королёва (проректор по учебной работе ИПИМП им.Б.Д.Карвасарского) 

 

Сайт Апрельского семинара:http://conference-psychotherapy-rpa.ru/



Просмотров: 508
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Компетенции и компетентностный подход. Компетенции и выбор профессии.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что такое личная терапия для самого психотерапевта.
  • "Я влюблен в своего психотерапевта!": эротический перенос в психотерапии
  • Одна интенция и три компетенции для создания близких отношений.
  • Мифы о психотерапии: "Психотерапия - это для психов".
  • "Аффект тормозит интеллект". Как сделать процесс обучения приятным для ребенка.
  • Условия семейного воспитания, способствующие формированию компетенции "Лидерство и видение".
  • "Я и так вижу в чем моя проблема - и что дальше?". Задачи психотерапии
  • Он не смеет со мной так, или Этика психотерапевта и психотерапии
  • "На чём стоим? Основа для психотерапевта"
  • «Стена из мелочей» — ловушка для психотерапевта"
  • Принцип работы психолога/психотерапевта в Позитивной Психотерапии
  • Как выбрать терапевта и чем отличается психиатр от психолога или психотерапевта?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Как выбрать психотерапевта для работы с травмой?
  • Как выбрать ХОРОШЕГО психолога/психотерапевта (алгоритм для всех потенциальных клиентов)
  • Ресурсы, что это такое, и "с чем их едят".
  • Почему Бодинамика - бесценный подарок для любого психотерапевта и психолога?
  • Как выбрать " своего" психолога/психотерапевта
  • Кое-что о работе с клиентами (по книге И.Ялома "Дар психотерапии")
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Формирование конфликтологической компетенции, как условие достижения высоких результатов .
  • Взгляд на человека глазами психотерапевта. Биопсихосоциальная модель человека в психотерапии.
  • Дизайн реальности или что такое консультация психотерапевта?
  • Что такое психологическое консультирование и чем оно отличается от психотерапии
  • Как выбрать "своего" психотерапевта?
  • Что такое зависимости и какие они бывают с точки зрения психотерапевта?
  • Профессия: компетенции и компетентность



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь