Личностные качества психолога, психотерапевта.

Автор статьи: Михаил Смирнов

Профессиональные стандарты личностных качеств и черт психолога.

Профессиональные стандарты, как нормативно-правовой документ деятельности психолога включает в себя описание общих положений деятельности психолога, трудовых функций или функциональной карты вида профессии, трудовых действий, необходимых умений и навыков в деятельности психолога. Каждый вид деятельности психолога имеет описание вышеперечисленных разделов профессионального стандарта, но есть то, что является общим и неотъемлемой, важной частью деятельности любого специалиста в области психологической деятельности, а именно, требования к личностным профессиональным качествам специалиста.

Кроме знания нормативно-правовой базы деятельности, профессиональных знаний, психологу необходимо иметь определенные компетенции личностных качеств, которые и влияют на эффективность проведения психологического консультирования, психологической деятельности в целом. Личностные качества психолога являются самым главным инструментом деятельности.

 

Личностные качества психолога-консультанта проявляются в его способности видеть перед собой человека с его индивидуальным и совершенно неповторимым миром душевной организации, своими стратегиями, системой убеждений, способностью эмоционального и физиологического реагирования, поведенческих паттернов.

Какие же качества личности необходимы профессиональному психологу-консультанту?

  Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов (А. Косевска, 1990; С. Кратохвил, 1973; М. Либерман, 1966; К. Роджерс, 1954; Славсон, 1962; Ялом, 1973 и др.), Вачков И.В., Т.А. Верняева, 1998 г., выделили следующие личностные качества, желательные для практического психолога: высокий уровень интеллекта, фокус внимания (концентрация) на клиенте, внутреннее желание помочь клиенту, открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость, эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта и поддержки, аутентичность поведения, то есть способность предъявлять подлинные эмоции и переживания, энтузиазм и оптимизм, вера в способности к изменению и развитию, уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности,  уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов, богатое воображение, развитая интуиция, доброжелательность, ответственность, любознательность, наблюдательность, тактичность, чуткость, отзывчивость, рефлексию, сензитивность, умение слушать, креативность, умелое владение невербальными средствами общения и некоторые другие характеристики.

 Рассмотрим некоторые, наиболее важные и практически ценные личностные характеристики практического психолога.

 Конгруэнтность.

Это способность любить людей, обращать внимание на индивидуальность каждого человека, вкладывать сердце и душу в свою работу исходящие из внутреннего желания профессионала-психолога, умение поддерживать баланс в сферах жизни (физической, духовной, когнитивной, семейной, отношений с окружающими людьми, эмоциональной и т.д.), который специалист демонстрирует, искренность, честность и открытость опыту поступающей информации.

Многие психологи, говорят о том, что конгруэнтность, в отношении проявления честности и открытости, является не конструктивной, объясняя это тем, что не нужно раскрываться перед клиентом, не нужно, чтобы они знали о твоей жизни, не нужно приближать к себе клиента близко, что это негативно может повлиять на взаимодействие с клиентом. Я считаю, что профессионал в области практической психологии должен проявлять не только свою гармоничность внутреннего и внешнего, но и быть открытым, честным и искренним. Не случайно мой формат метода «Реконструкция личностной истории» имеет название «Дружеские встречи», бренд под которым я работаю. Именно «Дружеские встречи» и контекст друзей во время общения создают атмосферу доверия, откровенности, уменьшают количество психологических защит клиента, формируют раппорт и понимание друг друга, что влияет на весь процесс коммуникации и хода консультативной деятельности.

Что такое контекст моих «Дружеских встреч»?

Он исходит из понимания того, что такое дружба.

Дружба – это когда стороны отношений полностью доверяют друг другу, проявляя искренность и откровенность.

Дружба – это когда участники коммуникации получают поддержку и понимание.

Дружба  - это когда ни одна из сторон не станет выносить во внешнее все то, что происходило на встрече.

Дружба – это интимная и трепетная история взаимодействия психолога и клиента.

Дружба – это когда есть взаимопонимание и уважение позиций друг друга.

Дружба  - это когда есть свобода выбора и принятие этого выбора таким, какой он есть.

Дружба – это возможность получения поддержки в трудные моменты жизни.

Дружба – это когда на наших встречах отсутствуют манипуляции.

Дружба – это отношения, основанные на личной симпатии и бескорыстных взаимоотношениях.

 Целостное восприятие в балансе.

Это способность создавать и поддерживать чувственное, ментальное восприятие по всем каналам репрезентативных систем (визуальное, аудиальное, кинестетическое чувствование) не только самого себя, но и личности клиента. Именно такое восприятие способствует эффективной коммуникации с клиентом, быстро осуществляет поступление необходимой информации к клиенту, развивает у специалиста и клиента навыки рефлексии и расширяет картину внутреннего и внешнего мира восприятия.

 Способность создавать захватывающее будущее.

Здесь речь идет о личной креативности, творческом потенциале «внутреннего ребенка» специалиста, осознанности своих внутренних ресурсов, умении создавать через творчество (метафоры, сторителлинг, наглядность тех или иных пособий и материалов, инструментов «Арт-подхода и т.д.) своего будущего развития событий жизни, но и будущего клиентов. Это умение осознавать и дать осознание ресурсности личности клиента, с возможностью практического использования личной эффективности в жизни.

 Коммуникативная компетентность.

Это умение не только выстраивать свою речь и грамотно преподносить информацию, через процесс беседы, интерпретаций, обратной связи, но и способность управлять интонационным воздействием речи.

Эмоциональная окраска каждой встречи создается интонацией, расширяя мир контакта с клиентом, способствует изменению и обогащению опыта клиента и доступу к информации клиента.

 Эмпатия.

Предполагает способность психолога принимать все краски мира клиента, такими, какие они есть, принимать и понимать чувства, которые испытывает клиент, мысли, которые дает нам клиент, готовность специалиста оказать эмоциональную поддержку.

Эмпатия  - это способность психолога вживаться в мир чувств клиента, как бы изнутри, ставить себя на место клиента, способность сопереживать и более ярко понимать клиента. Эмпатия – это теплота встреч, идущая от понимания, поддержки и принятия внутреннего мира клиента.

 Эмпатические качества личности психолога можно разделить на два вектора. Первый вектор – это личная эмпатия психолога, как постоянно присущая черта личности, которая проявляется во всех конструктах, ситуациях общения.

Второй вектор – это профессиональная эмпатия психолога, которая является внутренней установкой специалиста, проявляемая в понимании чувств, мыслей клиента, безоценочной направленности сопереживания, без внедрения в личность клиента.

 Рефлексия.

Тема познания, понимания самого себя стара, как наш мир. Познай самого себя, именно это античное изречение, которое принадлежит неизвестному автору, в виде граффити, написано на стене древнегреческого храма Аполлона в Дельфах.

 Что же такое рефлексия, как профессиональное, личностное качество практикующего психолога?

Это умение видеть себя со стороны, чувствовать и слышать себя изнутри, принимать себя и осознавать свои «скелеты в шкафу», что позволяет меняться и быть эффективным, как в профессиональной сфере, так и в жизни. Через процесс рефлексии, обратной связи с самим собой, самонаблюдение, самоанализ, саморазмышление идет познание личности, осознание и понимание своих достоинств, ресурсов, недостатков или теневых сторон личности. Рефлексия, как личностное качество не только психолога, но и любого человека, способствует формированию «внутреннего наблюдателя», проводника, который чувствует, понимает и поддерживает личную эффективность. Непонимание самого себя ведет ряду проблем в профессиональной деятельности, проекциям, которые могут быть направлены на клиента, не осознанию переноса и контрпереноса, проявлению неконструктивных психологических защит личности психолога и т.д.

Кроме этого, в процессе консультирования психолог должен владеть навыком рефлексивного слушания клиента. Здесь имеет значение способность специалиста слышать смысл передаваемой информации, сообщения и при необходимости умение задавать уточняющие вопросы через резюмирование, отражение чувств, перефразирование и выяснение.

 Ответственность.

Личная ответственность психолога (уровень субъективного контроля по Роттеру)  в процессе психологического консультирования имеет важное значение, не только в юридическом плане, но и в отношениях экологичности деятельности, проводимой консультативной психологической практики.

 

Из каких моментов состоит личная ответственность психолога по отношению к клиенту, в его профессиональной деятельности?

- ответственность за экологию используемых методов, техник, приемов в процессе консультирования;

- ответственность, исходящая из четкого профессионального понимания с какими структурами личности работает специалист;

- ответственность за создание безопасности и конфиденциальности;

- ответственность за происходящие процессы у клиента во время консультативной практики;

- ответственность, исходящая из понимания, что клиент является главным действующим лицом на арене разворачивающихся событий во время консультации с направлением фокуса внимания на его личность всецело;

- ответственность, исключающая зависимость клиента от специалиста;

- ответственность за принятие своих ограничений и невозможности работать с каждым клиентом;

- ответственность за ошибки;

- ответственность за свои происходящие психологические процессы, их осознание и понимание в процессе консультаций клиентов;

- ответственность за принятие индивидуальности каждого человека;

- ответственность за процесс профессионального роста и самосовершенствования.

 Откровенность (искренность).

Здесь имеется в виду проявление искренности, откровенности не только в отношении самого себя, но в отношениях с клиентом, когда специалист дает конструктивную обратную связь, не оценивая и не навешивая ярлыков на личность клиента, когда психолог делится своими чувствами и переживаниями, которые возникают во время контакта с клиентом, когда психолог не манипулирует, а искренне проявляет заботу и поддержку своего клиента, когда отсутствует фокус внимания на коммерческий интерес, а есть чистота намерений в искреннем желании помочь клиенту, когда есть понимание и принятие другого, его сегодняшней системы убеждений, верований и взглядов, без попыток переделать и изменить, когда психолог принимает себя полностью, таким, какой он есть. Когда максимально проявляется процесс аутентичности личности психолога, т.е естественность проявления себя, без масок и ролей, прикрывающих истинное «Я».

 Стрессоустойчивость.

Не секрет, что в деятельности психолога-консультанта довольно частыми ситуациями являются такие реакции клиентов, как раздражительность, агрессивность, обидчивость, чувство вины, одиночества, перепады настроения и др. Во всем этом калейдоскопе эмоциональных и поведенческих реакций клиентов психологу необходимо, не только, безусловно, принимать приходящий поток информации и проявления клиентов, но и быть адекватно спокойным и конструктивным. Быть адекватно спокойным – это не означает, что психолог становится безучастным наблюдателем происходящего и отстраняется от ситуации, это означает, что он, оставаясь активным участником консультирования, способен реагировать спокойно и давать конструктивную обратную связь, сохраняя внутреннее спокойствие, самообладание и контроль за своими эмоциональными и поведенческими проявлениями.

 Эмоциональная забота.

Способность, которая проявляется в тактичности и вежливости, доброжелательности, симпатии, уважении границ клиента, проявление искреннего интереса к личности в проявлении эмоциональной теплоты процесса общения. Желание, сознательное или бессознательное есть у каждого из нас, начиная с самого раннего детства, именно поэтому проявление эмоциональной теплоты является важным в процессе коммуникации. Так например, при проявлении у клиента комплекса брошенности (оральный характер), когда есть страх быть брошенным или комплекса отшельника (шизоидный характер), когда основная диллема заключается в доверии или не доверии, страхе к опасностям окружающего мира, важно уметь проявлять заботу, создавая у клиента чувство поддержки и принятия.

 Оптимизм и позитивное мышление.

Чувство оптимизма и позитивное мышление, как качество психолога обсуждается с разных сторон. Чаще всего мы читаем, слышим о способности позитивного мышления, как мешающем и неконструктивном компоненте личностных качеств, когда все воспринимается в «розовых очках», таким, какое есть и мир всегда прекрасен с потерей чувства реальности жизненных событий. Но это только одна и не совсем правильная точка зрения на мой взгляд. Позитивное мышление – это не только способность личности сохранять оптимистическое настроение, позитивно и с мудростью воспринимать происходящие события и ситуации, но и способность принимать происходящее, как данность с его темными и светлыми сторонами, зная, что если возникает какая – либо негативная ситуация, то у нее есть вход и обязательно есть выход. Если сказать иначе, то это настрой и самомотивация на решение возникающих трудностей, воспитание самодисциплины в получении результата. Способность психолога-консультанта показать краски мира и обратную сторону медали, от негативного к позитивному, возможности использования негативного опыта или качества личности, раскрывает личность клиента, усиливая его самооценку, ресурсность и положительно влияет на ход консультации. Так, например, если мы возьмем архетип шута (по К. Пирсон), то он, как и многие феномены и проявления имеет биполярную структуру, где есть проявляемая сторона и теневая сторона. Осознание и интеграция положительных качеств в сознание личности клиента укрепляет Эго и способствует формированию новых моделей эмоционального и поведенческого реагирования. Из положительных качеств шута можно выделить такие, как умение ценить жизнь и наслаждаться ее моментами, умение веселиться от души, как маленький ребенок, умение с юмором относиться к разнообразным ситуациям в жизни, умение разрядить атмосферу.

Именно поэтому в процессе консультативной деятельности психологу необходимо развивать умение позитивно мыслить, рассказывать смешные истории, анекдоты, стихи – «пирожки», вызывая позитивные эмоции у своих клиентов.

 Уверенность.

Развитие уверенности для психолога является необходимым личностным качеством, исключающим самоуверенность во всем и допускающим сомнения. Именно сомнения помогают психологу лучше понять личность клиента или врачу -психотерапевту установить правильный диагноз, более глубоко исследуя личность клиента, проводя дифференциальную диагностику. В этом проявляется адекватность и баланс уверенности и сомнения. Уверенность является царской дорогой и золотым ключиком к правильной тактике консультативной деятельности психолога.

 Есть еще множество других личностных качеств психолога влияющих на эффективность его деятельности, таких как:

- организованность, умение планировать и расставлять приоритеты в своей деятельности;

- любознательность, желание процесса постоянного самосовершенствования и обучения, создания индивидуально неповторимого контента консультирования;

- настойчивость или самодисциплина;

- терпеливость, отсутствие желания изменить все и сразу;

- привлекательность или личная харизма;

- гибкость поведения или способность индивидуального подхода к каждому клиенту;

- владение невербальными средствами коммуникации и формирования метасообщений во время консультаций и т.д.

 Безусловно, мы не можем быть 100% эмпатичны всегда, рефлексивны во всем, идеально коммуникативно компетентны и т. д., но задачей каждого психолога является постоянное совершенствование и развитие личностных качеств, способствующих оказанию эффективной помощи обращающимся людям. Жизнь мудра и мы приходим в нее, чтобы ответить на вопрос «Кто Я» и, познавая себя и окружающих, учиться и совершенствоваться.

 



Просмотров: 924
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ответственность психолога и клиента
  • Ответственность психолога или клиента?
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Теория интеграции личности как основа практической деятельности психолога
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • Страхи клиента, которые мешают эффективной сессии у психолога
  • Некоторые аспекты роли стереотипов и психологических защит во взаимодействии клиента и психолога
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • Признаки психологического давления на клиента и манипулирования со стороны психолога.
  • Истинное доверие в отношениях клиента и психолога
  • Сопротивление клиента на консультации у психолога
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Возможности песка и песочницы в консультативной или развивающей деятельности психолога
  • Насколько далеко простираются границы психолога в отношении клиента?
  • Проверено на себе, или путь от клиента до психолога.
  • Почему у клиента может появиться зависимость от психолога?
  • Шпаргалка для клиента и его психолога
  • Проекции психолога на клиента
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Зависимость гипотезы психолога от запроса клиента
  • Будни психолога. История 3. Портрет клиента
  • Бесконечная история: сторитейлинг для психолога и клиента
  • Путь клиента психолога. Выбор.
  • Памятка клиента на приеме у психолога
  • Встреча психолога и клиента. Как бывает.
  • Проблемы при сотрудничестве клиента и психолога
  • Просто я работаю волшебником. Психология взаимоотношений психолога и клиента.
  • Интернет и новые технологии для психолога и клиента
  • Год овцы – год психолога и клиента! Наглядные доказательства



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь