Возможности песка и песочницы в консультативной или развивающей деятельности психолога

Как много стимулов для развития есть в Природе. Все, буквально все заставляет нас двигаться в сторону формирования и развития. Сенсорное воспитание является важным аспектом развития ребенка. Для постигающего Мир малыша пробовать все окружающее на ощупь так же важно, как услышать, увидеть этот Мир, почувствовать его на вкус, ощутить его запах. На мой взгляд, нереально разделить или ранжировать значимость этих каналов восприятия, а потому стоит уделить внимание всем анализаторам Человека.

Наиболее эффективным стимулом для развития сенсорики и моторики является песок. Именно в песочнице рождается игровая среда, в которой доступным путем постигается мир и личные возможности в нем - познание, созидание, общение.

Адекватная возрасту и развитию игра в песочнице предполагает выполнение различных действий: совместная игра, игра-подражание, самостоятельная игровая деятельность. Так, ощупывая песок, формируя и «выпекая» куличики, возводя замки, проектируя города и автомагистрали - ребенок проходит «актуальную зону развития» и приобретает знания, умения, навыки «зоны ближайшего развития».

В совместной песочной игре со сверстниками маленький Человек приобретает опыт построения межличностных отношений, учится слышать свои желания, соизмерять их со своими возможностями.

Неоценима роль песка в развитии когнитивных процессов, ибо воздействие песчинок на поверхность ладоней ребенка стимулирует активизацию связей нервных волокон, и, как следствие, происходит мощное развитие тактильной чувствительности. Помним, что «Ум находится на кончиках пальцев». А это значит, можно ожидать более гармоничного и интенсивного развития всех познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи), и моторики. Все это приводит к тому, что у малыша усиливается желание узнавать что-то новое, экспериментировать, выбирать, творить, действовать самостоятельно. Благодаря дополнительным предметам (игрушкам, природным и иным материалам) в песочнице естественным образом совершенствуется предметно-игровая деятельность, способствующая в дальнейшем формированию и развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Отдельно отмечу эффективность использования песка в эмоциональной сфере человека. Вспомните, как будучи на пляже мы (взрослые!) совершенно не задумываясь, начинаем играться с песком – пересыпаем из ладони в ладонь, пропускаем сквозь пальцы, зарываем кисти вглубь песка…мы пробуем новые и новые манипуляции. И эти, бессмысленные на первый взгляд, действия, волшебным образом приводят нас в состояние покоя и гармонии. То же самое происходит и с детьми.

Часто дети не могут описать словами свои страхи, переживания и тогда песочница это не только словарь актуального эмоционального состояния, но и возможность получения опыта символического разрешения множества жизненных ситуаций – в игре дети придумывают сказочный сюжет, а в сказках, как правило, все заканчивается хорошо! Таким образом, созидая на песке свою миниатюрную картину мира, проигрывая травмирующие его ситуации, ребенок безопасным, наиболее экологичным путем снижает свое эмоциональное напряжение. Песок «заземляет» отрицательные эмоции, что более чем актуально в работе с «особыми» детьми.

Возможности песка в снижении напряжения и проживании травмирующих ситуаций, неоднократно использовала в своей практике

Так, кинетический песок применялся для создания метафоры при проведении индивидуальных консультациях в Пункте временного пребывания с беженцами из Украины (Донецк, Мокеевка) в 2014 году.

Клиентка А.М. (38 лет) с помощью кинетического песка создала визуальную метафору своего чувства защищенности и безопасности. «Для меня безопасность это белая хатка, мазанка, белоснежно белёная, и за забором, теперь уже высоким, насколько получится высоким забором, чтобы никто и ничто не нарушало покоя».

Клиент В.Ю. (17 лет) используя тот же кинетический песок метафорически «рассказывал» о своих актуальных эмоциях связанных с ситуацией необходимости смены места проживания, социального окружения. «Я не могу говорить о том, что происходит во мне. У меня есть глаза, но видят они искаженно, у меня есть уши, но слышат они через грохот разрывов, у меня есть нос, но его проходы заполнены гарью…и у меня нет рта, губы срослись от того, что я их постоянно сжимал и стискивал».

Так же эффективен песок и в работе над травмой с детьми. Мальчик Д. (10 лет) во время игры раскрыл «большую тайну» наличия насилия в семье, а в последующих играх режиссировал благополучные варианты разрешений пугающих его ситуаций.

Песок увлекает, он помогает во многом. Если вы - родитель, то используйте его для развития вашего ребенка, просто играйте с ним в песочнице; так вы заложите конструктивные отношения с вашим чадом. Если вы - педагог или психолог, применяйте песочницу в своей профессиональной деятельности; это увеличит вашу эффективность и результативность.

 



Просмотров: 380
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Самотерапия в психологической песочнице. Песок и Жизнь.
  • ИГРА С ПЕСКОМ (способ развития и самотерапии ребенка)
  • Кинетический песок
  • Кинетический песок?
  • Использование песка в работе с детьми
  • песок и его возможности
  • Песок и не только. Использование различных наполнителей в работе песочного терапевта.
  • Что происходит, когда страус прячет голову в песок?
  • Песок сквозь пальцы или «Песочная терапия»…
  • Почему деньги утекают, как песок сквозь пальцы
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Арт-терапия в работе с детьми с расстройствами развития речи и трудностями в обучении
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Жизнь как горсть песка уходит сквозь пальцы? Может быть иначе!
  • Лучшие игры для развития взаимопонимания между детьми и родителями
  • Песок в песочной терапии
  • О многомерности развития или почему не стоит сравнивать своего ребенка с другими.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 2.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Важность развития внимания у ребенка.
  • Эмоции и песок! Песочная терапия для психореабилитации.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев
  • Как выбрать центр раннего развития для Вашего ребенка:
  • Как понять, что низкий уровень развития не у меня?
  • Техники развития креативности как инструмент выхода из проблемных ситуаций.
  • Предсказания от психолога. Если жена=мама, варианты развития отношений.
  • Врач сказал - у вашего ребенка задержка психического развития.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь