|
Профессия: компетенции и компетентностьАвтор статьи: Нонна Вячеславовна Коростелева
В современном образовании в России в настоящее время принят компетентностный подход. Специалист для выполнения своей профессиональной работы должен обладать необходимыми профессиональными компетенциями. Не буду вдаваться в нюансы определений, приведу здесь определения, взятые из книги: Лайл Спенсер, Сайн Спенсер Компетенции на работе. Изд. Гиппо, 2010 г. 384 с. Компетенции есть базовые качества людей и обозначают «варианты поведения или мышления, распространяемые на различные ситуации и длящиеся довольно значительные период времени». В основе (в корне) профессиональной компетенции лежит желание, мотив, стремление, интерес, часто неосознаваемый. « Различают пять типов базовых качеств профессиональных компетенций:
Физические характеристики и соответствующие реакции на ситуацию или информацию. Эмоциональный самоконтроль и инициативность являются более сложными «соответствующими реакциями на ситуации. Мотивы и психофизиологические особенности присущи оперантным или самозапускающимся «свойствам мастера», которые прогнозируют долгосрочное выполнение работы без тщательного контроля.
Баллы за тесты и знания зачастую не в состоянии прогнозировать исполнение работы, ибо не могут измерить то, как знания и навыки используются в работе. Во-первых, многие тесты на знания измеряют механическое запоминание, тогда как на самом деле важна способность найти информацию. Знание конкретных фактов менее важно, чем знание о том, какие факты по конкретному вопросу вообще существуют и где. при необходимости, их найти. Во-вторых. Тесты на знания – «ответные». Они измеряют способность тестируемых выбрать правильный ответ из нескольких вариантов, а не способность человека действовать на основе знаний. Например, способность выбрать, какой из пяти пунктов действенен в качестве доказательства, сильно отличается от способности выстоять в конфликтной ситуации и приводить убедительные доводы. Наконец, знания лучше всего прогнозируют, что человек может сделать, а не то, что он сделает.
Умственные или познавательные компетенции включают аналитическое мышление (обработка знаний и данных, определение причины и следствия, организация данных и планов) и концептуальное мышление (выявление паттернов в комплексе данных) Тип или уровень компетенции имеет практический смысл для планирования человеческих ресурсов. Знания и навыки имеют тенденцию быть видимыми и относительно поверхностными характеристиками людей. Я- концепция, свойства и мотивы, присущие компетенции, более скрыты, «глубоки» и спрятаны в самой сердцевине личности. Поверхностные компетенции (знания и навыки) относительно просто развить. Тренинг – наиболее рентабельный способ укрепить и сохранить эти способности у сотрудников. Глубинные компетенции (мотивы и свойства), лежащие в основе личности, оценить и развить труднее: рентабельнее отбирать людей по наличию этих характеристик. Компетенции на основе я – концепции лежат где-то посередине. Установки и ценности, такие, как уверенность в себе можно изменить при помощи тренинга, психотерапии или упражнения для позитивного развития, хотя это потребует больше времени и усилий." Много путаницы в понятиях компетенции и компетентность. Не вступая в дискуссии и анализ различных мнений специалистов по поводу этих понятий, приведу лишь пример концепции коммуникативной компетентности из книги: Сидоренко,Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии/ Е.В. Сидоренко - РЕЧЬ Санкт-Петербург 2003 г – 245с. Данную концепцию я брала за основу для проведения «Тренинга эффективности делового взаимодействия» в структурном подразделении ОАО «Газпром» для молодых специалистов - инженеров "Партнерское взаимодействие – взаимодействие на равных Коммуникативная компетентность – совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффективного общения Задачи: Освоение концепции коммуникативной компетентности в партнерском взаимодействии . Отработка навыков вступления в контакт с использованием располагающих к контакту сигналов: - вербальных - невербальных - паралингвистических 3. Отработка навыков активного слушания: - Формулирования правильных вопросов «Малого разговора»- - Уточнения и побуждения к развертыванию ответа Перефразирования Интерпретации 4. Отработка техник снижения эмоционального напряжения: - Подчеркивание общности -Подчеркивание значимости - Вербализация эмоциональных состояний"
А что-же наш Король? Возможно ли определить профессиональные компетенции для него? Попробуем! Итак. Мотив. Основной мотив – Быть главным! Психофизиологические свойства : Принять решение в любых ситуациях.Взять на себя ответственность за принятие важнейших решений, от которых зависят судьбы людей и государств. Ценности. Ответственность за других. Власть как служение людям Знания. Будущих Королей обучают с детства. Начиная с различных языков, религии, истории, философии и заканчивая придворным этикетом и церемониалом Навыки .Осознание общей связанности и ответственности за общее дело, принятие мудрых решений. Да, тяжела ты Шапка Мономаха...
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|