|
Экзистенциальная терапия как наращивание компетенций интенсивного присутствия.Автор статьи: Владимир Комаров
Экзистенциальная терапия как наращивание компетенций интенсивного присутствия.
Очевидно, что имеется существенная разница между тем, что человеку хочется и тем, что человеку действительно нужно. Апостол Павел говорит о нелепости устроения человеческого существа, о том, что мы не стремимся к тому, что нам нужно, но преимущественно мы желаем, стремимся к тому, что нам не только не полезно и но и прямо губительно:
Это в христианской традиции зовется страстной природой человека. Но что значит «правильные» нужды ? Человек нашего времени проживает преимущественно «рыночную» жизнь. Современный капиталистический рынок сформировал нас, как говорится под себя, как человека потребляющего. В основном человеческая действительность, мир окружающий человека состоит из предметов произведенных на продажу и заряженных для человека сильнейшими атрактивными энергиями. Именно рынок создает наши потребности, с также основные неврозы связаные с потреблением. Основная характеристика человека потребляющего – это многозаботливость. Однако тревога многозаботливости возникает именно от нерешенности вопроса приоритетов, когда упускается главная забота - забота об основном в себе или по выражению М. Фуко «самоем себе», то есть забота о глубинной бытийной основе в себе. Тревога многозаботливости по мнению С. Жижека связана с виной. Однако виноватость порождается не тем обстоятельством что человек испытывает удовольствия от потребления , а тем, что он их упускает, не успевает в течении жизни получить их все. Таким образом время человеческой жизни в основной своей части тратится на производство товаров и услуг, на процесс их выбора, и потребление. Но все ли сущностно заложенные в человеке силы реализуются в этих процессах? И все ли невротическое беспокойство связано с конфликтом принципа удовольствия и принципом реальности (З. Фрейд ) Гуманистическая, экзистенциальная психология говорит о наличии высших человеческих потребностей. Потребности в созидании и действии, созерцании, любви, творчестве, понимании. А. Маслоу говорит о потребности в самоактуализации, как о стремлении стать тем, кем ты можешь стать, реализовать свое предназначение. Хорни, Салливен, Маслоу, Фром указали на наличие так называемых экзистенциальных неврозов, связанных с тем, что не удовлетворяются сущностные бытийные потребности. Таким образом за бытом, сокрыта бытийность и за житейскими страстями обнаруживается истинный источник жизни, источник «воды живой» в экзистенциальном смысле. Но как нам его обнаружить и очистить? Нужно отметить, что именно таким образом, в таких формулировках, проблема клиентом не осознается. Запрашивается адаптация, комфорт, снятие тревоги, успешность. Но жизни не бывает без неприятностей. И открывшись жизненному потоку, мы открываемся и всему спектру переживаний. Более того у полностью ( интенсивно, изобильно ) функционирующей личности, если она стоит перед выбором: творческая интенсивная жизнь или комфорт и успех, то выбирается интенсивная жизнь.
Действенные экзистенциальные помогающие практики обязательно связаны с переживанием так называемого «конституирующего опыта». Опыта размыкания инобытию. Экзистенциалисты исходят из того, что существо человека является изначально неполным и для завершенности требуется соединение с внешними, «предельными» энергиями. По мнению известного исследования христианских духовных практик С.С. Хоружего, такими «пределами» для человека выступают: Божественное начало, Подсознание, и Виртуальность. И в воле человека разомкнуть себя преимущественно в одно из этих направлений. Задача помощи духовно-ориентированного терапевта состоит в содействии в размыкании клиента в направлении Божественного Начала. Однако мы понимаем, что не только святость является результатом духовного(личностного) роста. Сюда же, по мнению экзистенциальных философов, в равной степени необходимо, отнести героизм и гениальность ( творческую смелость). В экзистенциальной психотерапии больший акцент делается на понимание, нежели чем на собственно психологические приемы, техники и интерпретации. Критерием успешности такой терапии является не просто приобретение клиентом компетенций успешности и «пестрого» потребления, но открытие возможности иной, трансперсональной перспективы, когда открывается способность личности посмотреть на обстоятельства собственной жизни с точки зрения надиндивидуальных ценностей или же Абсолютной личности. Когда снимаются личные бинарные оппозиции, такие как : свой - чужой, красивый-некрасивый, успешный человек-неудачник, проиграл-выиграл, сильный -слабый, знаменитый-безвестный, жестокий -добрый и др. Основные этапы экзистенциальной терапии. Первый этап . Дорефлексивный. Во время этого клиент выговаривается и создается недиффиренцированное поле опыта, где перемешаны различные переживания. Второй этап. Рефлексивный: Разделение я и мое. На этом этапе, происходит отстранение от свои страстей. Разделение «Я» как поля опыта и «Я» как наблюдателя. Здесь можно применять многочисленные приемы диссентизации и помогать клиенту в процедурах самотрансцендирования. Опасность этого этапа –это аутический уход от контакта с реальностью внешнего мира и других. Вот как описывает свое состояние один из участников экзистенциального тренинга на этом этапе. Разговор ночью в океане с обреченным пловцом. Человек достигающий. Человек ожидающий. Человек потребляющий. Когда же ты живешь и как ? Расслабься, просто плыви. Что толку грести в океане, куда? Только небо тебе ориентир? И ,в общем, тебе ведь туда . Да, ты попал, но что ты можешь? Пожаловаться , попросить, надеяться, полюбить.? Время для любящего быстро летит или плывет. Но оно ведь внутри тебя. Вместе с тобой и умрет -навсегда. Ты и раньше всегда ведь плыл, но в лодке и по маякам. По звездам и по кабакам, любимым. Ты ориентировался, ты достигал, ты мечтал, ждал. И вот теперь все другое: мир , ты и Бог. Но и мир и Бог только твой и с тобой. А океан ? Он также одинок и немой. Третий этап. Реализма. Реализм как это понимают неофрейдисты (Ж,Лакан) . Он означает преодоление нарциссических отношений с окружающими, когда любой контакт с другими, содержательно наталкивается на контакт с самим собой. Именно с преодолением нарциссизма связано оживление способности устанавливать зрелые отношения. И свободно, суверенно, вместе с тем ответственно выбирать объекты либидо. То есть наполнять время своей жизни, своего «присутствия» тем содержанием, которое ощущается как истинное. По большому счету, это восстановление способности любить , любить свободно и радостно. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга…» (Ин. 13:34–35). Четвертый этап. Экзистенциальная решимость. Когда клиент стоит перед радикальным выбором свободы: между удобным приспособлением и ценностным созиданием, то есть способностью всего себя «положить на кон», утверждая в мире то, что он считает ценностью. Это по существу готовность ответить на «жестокие» призывы Христа: раздай свое богатство и иди со мной( ответ богатому юноше.), Оставь проверенный способ выживания( призыв апостолов Петра и Андрея) “.. идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков “ (Матф. 4:19). «Предоставь мертвым хоронить своих мертвецов»( ученику, попросившему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего (Мф.8:21,22).Да, эти предельные решения явно выходят за границы социальной нормы, но выходят в героизм, святость или гениальность. Ниже привожу один из вариантов содержания разработанного и уже опробированного нами тренинга экзистенциальной динамики.
Литература.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|