Чем опасно быть "хорошим"?

Ребенок может расти в такой семье, где его потребности, желания и чувства намеренно никто не слышит: мать может быть занята построением своей карьеры, отец может либо отсутствовать в жизни ребенка, либо быть эмоционально недоступным, «непризнанным гением», отвергающим и молчаливым.  Ребенок в такой ситуации вынужден приспосабливаться к ситуации своим уникальным образом: он выстроит систему психологических защит так, чтобы объяснить себе происходящее и как-то в этом выживать.

Многие естественные проявления ребенка, такие как грусть, злость, агрессия, бурная активность часто отвергаются взрослыми под предлогом множества рационализирующих объяснений, например, «я устала», «у меня итак много проблем», «я нуждаюсь в тишине», «я столько для тебя сделала» и прочее. Ребенок растет с информацией, из которой он делает вывод, что лучше перестать обращать внимание на свою внутреннюю жизнь, на свои потребности, желания проявления, так как все, что он делает, является «неправильным» или «плохим». Ребенок бессознательно усваивает, что единственный способ получить внимание ценной для него фигуры, это «стать хорошим», а это, в свою очередь, подразумевает бескрайнее «выслуживание» перед взрослой фигурой. Такой маленький человек с раннего возраста усвоит, что чтобы выживать, ему необходимо «считывать» эмоциональное состояние матери/отца, угадывать их желания и максимально подстраиваться под них. Свои же проявления и потребности ребенок задвигает в «дальний угол». Вместо того чтобы учиться навыку определять свои желания, изучать себя, узнавать, что нравится, что не нравится, когда мне хорошо, когда плохо, что я сейчас чувствую, такой ребенок учиться обслуживать потребности других.

Ребенок учиться быть «удобным», он становится «хорошим» для семьи, «хорошим» для социальных групп, для школы и учителей. Он не доставляет проблем, ни с кем не дерется, ничего не требует, делает все по расписанию, как положено. В ответ он получает социальное одобрение, его выделяют вниманием и предлагают как «героя». Для ребенка это единственный способ почувствовать свою значимость и ценность, но ценой за это служит формирование Я-образа, который наполнен социально удобным содержанием. Информации лично о себе, о том, какой я, что я люблю, как я чувствую свое тело, какие у меня потребности – всей этой информации у человека нет.

Отношения у такого ребенка со сверстниками, как правило, не складываются, так как у детей совершенно разные интересы: одни хотят похулиганить, он же себя в такой форме поведения даже представить не может. Общение с детьми не получается, навыки коммуникации не развиваются, в результате ребенок не умеет договариваться, выстраивать свои границы и отстаивать их, идти на компромиссы и гибко адаптироваться.

 Вот такой ребенок вырос и стал взрослым, вступив в достаточно агрессивную и конкурентную среду, которая все время находиться в движении, он сталкивается с тем, что этот мир устроен совсем иначе, нежели мир, в котором он вырос, где безопасность и выживание обеспечивала позиция «я хороший и удобный» для других.  Все что он умеет – это выслуживаться, обслуживать интересы других, угадывать и удовлетворять потребности чужих, терпеть собственный дискомфорт – все это ради других людей. В ответ он ожидает, что как и в детстве, эти другие наполнят его благодарностью, подтвердят ему его ценность. Как правило, этого не происходит, тогда человек начинает обижаться и обвинять внешний мир, он работает с другими через манипуляцию чувством «вины».

Так «неоткликабельная» семья формирует человека, который практически ничего о себе не знает, ни своих потребностей, ни желаний, ни чувств. На консультирование часто приходят с запросами, которые звучат: «я не люблю себя», «я неуверенный», «я неуспешный», «я не ценный». Все это можно исправить и научиться! Дать себе шанс жить счастливо и в согласии с самим собой!



Просмотров: 451
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда ребенок мешает быть хорошим родителем.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №2.
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №1.
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • «Почему мой ребенок такой агрессивный на меня?»
  • Ребенок отличается от других детей: инакий ребенок
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Перестань ТРЕБовать от других - научись реализовывать свои поТРЕБности.
  • Исправляем ситуацию,чтобы ребенок не стал сам себе значимым взрослым. ч.2
  • Родитель, Маленький Ребенок и Детский Психолог вот такой вот Треугольник.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Быть хорошим для других... или для себя?
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Мой ребенок «не такой»
  • Начальная школа и ребенок: выживать не обязательно, можно учиться. Профилактика противостояния.
  • Потребности: свои, чужие, чьи и как с ними быть?
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Развод. Может ли ребенок быть спасателем?
  • И в кого ты такой? Если ребенок не оправдывает родительских ожиданий
  • Мои потребности и чувства обижают других людей
  • Кто такой "Внутренний Ребенок"?
  • Мой ребенок стал плохо учиться в школе
  • Что делают родители, чтобы ребенок не хотел учиться.
  • Стать жертвой желания «быть хорошим» или о том, как "заново родиться"
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Красота души может быть такой...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь