|
Кто такой "Внутренний Ребенок"?Автор статьи: Надежда Татаренкова
Сколько бы Вам сейчас ни было лет, когда-то Вы точно были младше. И уж точно когда-то Вы были ребенком. И поэтому в каждом из нас, независимо от возраста и статуса, есть внутренняя часть, которая называется «Внутренним ребенком». Кто же такой наш Внутренний ребенок? Это часть нашей личности, в которой хранятся воспоминания и вся информация того времени, когда каждый из нас был маленьким мальчиком или девочкой. Именно там сохранились все детские радости и печали, волнения и тревоги, удивления, открытия и впечатления, наши спонтанные реакции и способность (или неспособность) проявлять себя. Человек, который находится в контакте с этой частью себя, умеет отрыто проявлять эмоции, удивляться, творить и создавать что-то новое, познавать и учиться, чувствовать и наслаждаться, умеет удовлетворять свои «хочу», радоваться победам и результатам своего труда. Внутренний ребенок — это источник интуиции, источник чистой энергии творчества и созидания. Это наша способность жить «на полную», по-настоящему, здесь и сейчас (если забыли, то понаблюдайте за детьми, как они проживают каждый день). Именно поэтому так важно сохранять и поддерживать эту связь. Люди, у которых остались радужные и замечательные воспоминания о своем детстве, имеют очень сильный ресурс и подпитку от этой части своего бессознательного, у таких людей крепкий эмоциональный иммунитет, они способны легко переключаться с негативной волны на позитивную, извлекать опыт из разных ситуаций, находить новые нестандартные решения и радоваться мелочам. Таких людей еще называют оптимистами или говорят, что они живут «играючи», у них все получается легко и как-бы «само-собой». Психологически здоровый Внутренний Ребенок — это естественность, открытость, спонтанность, непосредственность, общительность, оптимизм, креативность, искренность, адекватная самооценка, доверие себе и другим, способность принимать и делиться, быть щедрым с другими, настрой на позитив, способность адекватно выражать эмоции, уверенность в себе, любовь к себе и к другим и полное принятие себя, без условий. Психологически травмированный Внутренний Ребенок — это закрытость и подозрительность, тревожность, недоверчивость, обидчивость, замкнутость, наличие страхов, необщительность (не путать с врожденными особенностями темперамента), стыдливость, патологическое чувство вины, оправдание себя, неспособность проявлять себя и выражать эмоции, страх оценки и критики, но при этом острая критичность к себе и еще в большей степени к другим, беспомощность, заниженная или наоборот завышенная самооценка, неспособность обратиться к другим за помощью, беззащитность, комплекс «тиран/жертва» и т.д. Очень важно, чтобы эта часть личности, которая называется «Внутренним Ребенком», была здорова и чтобы человек постоянно находился в контакте с этой частью себя. Здоровый контакт значительно облегчает жизнь, помогает быстрее переключаться с негативного состояния на позитивное, вместо зацикливания на обидах, идти партнеру на встречу и строить отношения, исходя из позиции «тебе хорошо и мне хорошо», быстрее находить нестандартные решения в неожиданных ситуациях, меньше испытывать стресс и тем более, не страдать от чувства стыда и вины. Если понаблюдать за детьми, то у них еще нет привычки надолго целенаправленно «застревать» в своих печалях. Как только в поле их внимания попадает что-то другое, более интересное, они тут же этим увлекаются и уже забывают о том, что их огорчило 5 минут назад. Так устроена их природа — им некогда тратить драгоценные минуты жизни на печали (в отличие от многих взрослых), потому что в мире столько всего интересного, что им хочется узнать, потрогать, рассмотреть, пощупать, помять, попробовать «на зуб». Это качество — переключение — очень ценно, и если человек смог сохранить его во взрослой жизни, то оно будет помогать ему развиваться как личности, но уже осознанно. Но есть один нюанс — дети ни за что не несут ответственности. Просто потому, что они дети! Им и по статусу, и по возрасту не положено, и это нормально. На начальном этапе своего развития ребенку важно познавать мир, не задумываясь «зачем? и почему?» (тем более, что на определенной стадии эти вопросы закономерно появляются в его лексиконе). У здорового полноценного ребенка мир чувств и желаний является ведущим в его развитии. Взрослому же человеку важно не только хотеть и желать, но и осознавать свои действия, слова, а так же их последствия. То есть, прежде чем что-то сказать или сделать, нужно понимать для себя «зачем я это говорю или делаю?» Это помогает развивать такое важное качество какответственность, которое является важным критерием психологической зрелости человека. Человек, который и во взрослой жизни руководствуется только своими «хочу», остается психологически незрелым, т.е., инфантильным. Он не только не умеет брать на себя ответственность, он ее боится, поэтому всячески избегает или перекладывает на других. Проявляется психологическая незрелость по-разному: например, человек ничего не воспринимает всерьез в ситуациях, где требуется осознанное взвешенное решение, отшучивается, когда надо взять на себя ответственность, игнорирует чужую грубость, делая вид, что ничего особенного не произошло. Такие люди редко строят планы на будущее, живут одним днем, предпочитая не брать на себя слишком много и «не заморачиваться какими-то проблемами», стараются лишний раз «не высовываться», не проявлять инициативу, довольствуются тем, что есть. В серьезных ситуациях, требующих принятия четкого решения, они предпочитают, чтобы решение было принято кем-то другим, легко уступают первенство, выбирая более пассивную позицию. Такие люди часто оправдываются как маленькие дети, извиняются, чего-то опасаются или стыдятся. О таких людях говорят, что они ненадежные, безответственные, с ними сложно иметь дело из-за их чрезмерной несерьезности, «детсткости». Возможно, они были бы рады что-то изменить, но очень часто им не хватает именно внутренней решительности, потому что внутри таких людей «живет» маленький ребенок, который «привык» думать: «Зачем мне что-то делать или проявлять себя? Все равно я никому не нужен, все равно меня не будут любить…» Другая сторона проявляется в чрезмерной напористости и жесткости, в болезненном стремлении к лидерству и доминированию, в отстаивании своей правоты «всеми правдами и не правдами». Такие люди наоборот, не ждут своей очереди, а идут напролом, добиваются своего, игнорируя общепринятые правила и нормы. Частым инструментом таких людей является грубость и агрессия по отношению к другим. В то же время, они любят обижаться и обвинять других в своих неудачах. Они так сильно стремятся себя от всего обезопасить, что часто строят долгосрочные планы, а потом приходят в ярость и испытывают сильнейший стресс, потому что, как правило, все идет не так, как они хотели, а лишиться возможности контролировать для них очень страшно. Такие люди чересчур серьезны, они редко расслабляются, им чужды и непонятны «детские глупости» в виде искренних эмоций и чувств. На первый взгляд такие люди могут произвести обманчивое впечатление сильных и уверенных в себе натур. Но на самом деле такое поведение — это тоже признак психологической незрелости. Внутри такого человека «живет» маленький ребенок, который боится остаться один, боится проявить свою чуткость, опасаясь, что другие расценят это как его слабость и будут насмехаться, боится остаться незамеченным и брошенным. Внутренняя установка людей такого типа звучит примерно так: «Если я не проявлю и не покажу себя сам, то другие не заметят что я есть и не будут меня любить…» Извечный вопрос — Что делать? Всего должно быть в меру — и детскости, и взрослости. Что же делать, если Вы обнаружили «пробелы» в целостности своей внутренней детской части? Для начала надо наладить связь со своим Внутренним Ребенком и сделать это можно разными способами. Самые простые — это почаще делать то, что любят делать дети, и что все реже и реже делают взрослые. Для этого подойдут любые виды творчества — рисование, лепка, танцы, пение, любые игры, просмотр детских фильмов и мультфильмов, чтение сказок и смешных историй (если Вам покажется это глупым, значит Вам точно надо это сделать!). Из более «взрослых» видов творчества могут быть — создание кулинарных шедевров и новинок, украшение и забота о своем доме, даже банальная перестановка в доме может послужить хорошим толчком и запустить движение «свежего воздуха» в Вашей жизни. Так же подойдут любые виды рукоделия, декорирование и дизайн дома и своего сада (у кого есть сад, просто несказанно повезло! Контакт с землей — это источник безграничного ресурса!) и т.д. Главный акцент — не на правильность, а на удовольствие от процесса! Хорошо, если у взрослого человека есть любимое занятие или хобби, любовь к которому он сохранил и пронес через годы. Это колоссальный источник внутреннего ресурса. Из более серьезных и глубинных методов подойдут психологические техники исцеления Внутреннего Ребенка, восстановления внутренних ресурсов, проработка страхов, развитие ответственности и психологической гибкости и т.д. Сейчас доступно огромное количество материалов, надо только пользоваться ими. Если Вам сложно работать самостоятельно, то, обратившись к профессиональному психологу, Вы легко сможете решить эту задачу. А следующим шагом будет поддержание этого восстановленного контакта в повседневной жизни. Это очень поможет Вам проживать «хмурые» дни своей жизни с минимальными эмоциональными затратами и, как следствие, Вы будете легче извлекать важные уроки и приобретать свой ценный жизненный опыт, вместо того, чтобы впадать в жертвенность и жаловаться на судьбу. Если Вы почувствуете, что для Вас актуальна тема восстановления связи со своим Внутренним Ребенком, я предлагаю Вам сделать это упражнение.
С уважением, Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|