|
Профориентация = профдиагностика + профконсультация? Наши ожидания...Автор статьи: Лоик Александр Николаевич
На сегодняшний день профориентационная деятельность в основном заключается в диагностике учащегося и интерпретации данных. На основании интерпретации вынесения заключения о подходящих направлениях деятельности (профессиональных сферах). То есть, получив результаты диагностики, консультант предлагает некоторые рекомендации, где лучше всего Вам будет работать. Насколько актуальна подобная форма работы? Спрос рождает предложение. И сейчас, по сути, нет другого запроса от учащихся и их родителей. Ведь диагностика – это быстрый способ классифицировать некоторым образом личностные качества, особенности нервной системы, профессиональные предпочтения, увлечения, что дает возможность предположить некоторую среду, как наиболее комфортную для работы. Но достигает ли эта форма работы результатов? Представьте, что Вы не можете определиться, куда же Вам пойти учиться? Что же делать, как сделать выбор? Пожалуй, можно обратиться в фирму, которая занимается профдиагностикой. Они проведут тест, я отвечу на вопросы и получу результаты: мне скажут, где я должен учиться и работать. Все решено. Идем на диагностику. В чем кроется главная ошибка? В позиции «мне скажут», «должен»… Ожидания подростков и родителей от профориентационной работы зачастую одни и те же. «Мы хотим определиться. И нам в этом поможет прохождение теста». Давайте же взглянем правде в лицо. Что мы получаем в результате диагностики? Некоторый срез, на данный момент времени. Данный результат отражает мои интересы (увлечения) на данный период, могут указать на личностные особенности, характеристику нервной системы, в редких случаях способности (интеллектуальные в первую очередь). И в качестве рекомендаций вы получите список от 10 до 20 и больше специальностей и направлений, по которым вы можете обучаться и, может быть даже трудиться. Таким образом, прошедшие диагностику оказываются с тем же, с чем и пришли изначально. У нас есть некоторые представления, которые мы хотели бы подкрепить и постараться сузить список направлений до 1 – 3. Подкрепить – это да. Практически всегда подтверждаются представления самого выпускника о тех направлениях, которые он выбрал. Но сузить и четко выбрать специальности не удается. Разброс остается непреодолимым. Значит у родителей и подростков идущих на профориентацию может сложиться определенный МИФ: в результате диагностики я получу быстрый и однозначный ответ на вопрос, куда мне нужно идти учиться (работать). Наличие этого мифа, как и многих других, приводит к разочарованию в деятельности психологов по профконсультированию. Поскольку наши ожидания оказались не оправданы. И одной из задач психологов по профориентации является разрушение мифов и полноценная работа, направленная на формирование осознанного выбора у учащихся специальности и направления работы. Как будет проходить данная работа во многом зависит и от запросов родителей или самих учащихся, и от степени сформированности их позиции, понимания факторов и процессов, оказывающих влияние на выбор, от степени самосознания. В дальнейшем я предлагаю: И многое другое. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|