|
Эффективность психотерапии. Как оценить научно?Автор статьи: Марк Сухорученков
Выражаю большую благодарность Бусыгиной Наталье Петровне за предоставленный материал Как оценить изменения, произошедшие у клиента в ходе психотерапии? Очевидно, надо учитывать мнение самого клиента. Но в этом может возникнуть сложности. Во-первых, клиент может отрицать происходящие с ним изменения, принижая их значения. Во-вторых, клиент может наоборот приумножать значение психотерапии, рационализируя и объясняя свое участие в ней, а так же стремясь сделать приятно психотерапевту. Исследователи, кроме мнения клиента предлагают учитывать мнение психотерапевта, а так же мнение сторонних экспертов, в роли которых могут выступать родственники, близкие люди, знающие клиента. Для наиболее полной оценки эффективности психотерапии используются мнения всех трех групп опрашиваемых. Но минимально достаточно для этого возможно использовать оценку эффективности клиентом и самим психотерапевтом. Встает вопрос, как наиболее объективно это сделать. Интересный подход оценки эффективности психотерапии предложил Роберт Элиот. Исследование проводится комплексно. Оно включает Пост-терапевтическое интервью (например, Интервью об изменениях), опросники с открытыми вопросами, используемые после сессии (например, Опросник помогающих аспектов психотерапии), дневники и записи о процессе, ведущиеся психотерапевтом, аудио- и видеозаписи сессий. Ниже я приведу некоторые варианты бланков для интервью и опросника. Интервью об изменениях (Заполняется клиентом по результатам всей терапии или цикла сессий. Помогает получить качественную оценку и обратную связь от клиента.)
Опросник помогающих аспектов терапии (Helpful Aspects of Therapy Form, HAT). (Заполняется клиентом после каждой сессии, помогает оценить значимость каждой сессии со стороны клиента, а так же получить терапевту обратную связь от клиента о прошедшей сессии, о ее событиях) 1.Помогающее событие Из событий, которые произошли в этой сессии, какое из них, вы чувствуете, было самым полезным или важным для Вас лично? (Под "событием" мы имеем в виду то, что произошло в ходе сессии. Это может быть то, что вы сказали или сделали, или что-то, что ваш терапевт сказал или сделал.) 2.Чем именно оно помогло Пожалуйста, опишите, что сделал это событие полезным / Важно и то, что вы получили от него. 3.Оценка степени помощи события по 10-бальной шкале. Как это было полезно конкретное событие? Оценить по следующей шкале. (Положить "X" в соответствующей точке; рейтинги пол-очка в порядке;. Например, 7,5) 4.В какой момент сессии произошло О том, где в сессии имели место это событие 5.Временная длительность события О том, как долго продлилось событие 6.Другие помогающие события Что-нибудь еще, особенно полезно произойти во время этой сессии? ДА, НЕТ (если да, пожалуйста, оцените, насколько полезным это событие: слегка полезным, умеренно полезным, значительно полезным, чрезвычайно полезным). Пожалуйста, опишите событие кратко. 7.Мешающие события. Случилось ли во время сессии что-либо, что было препятствующим? ДА НЕТ (если да, пожалуйста, оцените, насколько полезным это событие: чрезвычайно препятствовало, значительно препятствовало, умеренно препятствовало, слегка препятствовало). Пожалуйста, опишите событие кратко. Анализ процесса продвижения в проблеме (проводится терапевтом, начинается перед сессией, и оканчивается по ее результату, с использованием Опросника помогающих аспектов, HAT) 1. Предварительная модель, включает: Маркер, сигнализирующий о готовности клиента работать над некоторой проблемой (например, внутренний конфликт между противоречивыми желаниями) Модель действий клиента, шаги посредством которых клиент будет продвигаться к решению (например, развертывание внутреннего диалога между противоречивыми желаниями) Действия терапевта, фасилицирующие действия клиента (например, гештальт-техника двух стульев) Разрешение проблемы, в форме осмысленного терапевтического изменения. 2. Сбор примеров успешных разрешений (например, посредством использования Опросника помогающих аспектов, HAT). 3. Насыщенное описание последовательности от маркера к разрешению; первоначальная модель «заключается в скобки», фрагмент анализируется шаг за шагом – «ходы» клиента и терапевта. Используя приведенный инструментарий, возможно, не только оценить эффективность своего терапевтического подхода, но и меняя в нем что-то оценивать влияние этих изменений, улучшая свою работу. В качестве примера я привел некоторую часть системы исследований, которую можно использовать в своей работе. Больше об этом можно прочитать на сайте Сеть по исследованию эмпирической психотерапии http://www.experiential-researchers.org/.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|