Эффективность психотерапии. Как оценить научно?

Автор статьи: Марк Сухорученков

Выражаю большую благодарность Бусыгиной Наталье Петровне за предоставленный материал

Как оценить изменения, произошедшие у клиента в ходе психотерапии? Очевидно, надо учитывать мнение самого клиента. Но в этом может возникнуть сложности. Во-первых, клиент может отрицать происходящие с ним изменения, принижая их значения. Во-вторых, клиент может наоборот приумножать значение психотерапии, рационализируя и объясняя свое участие в ней, а так же стремясь сделать приятно психотерапевту. Исследователи, кроме мнения клиента предлагают учитывать мнение психотерапевта, а так же мнение сторонних экспертов, в роли которых могут выступать родственники, близкие люди, знающие клиента. Для наиболее полной оценки эффективности психотерапии используются мнения всех трех групп опрашиваемых. Но минимально достаточно для этого возможно использовать оценку эффективности клиентом и самим психотерапевтом. Встает вопрос, как наиболее объективно это сделать.

Интересный подход оценки эффективности психотерапии предложил Роберт Элиот. Исследование проводится комплексно. Оно включает Пост-терапевтическое интервью (например, Интервью об изменениях), опросники с открытыми вопросами, используемые после сессии (например, Опросник помогающих аспектов психотерапии), дневники и записи о процессе, ведущиеся психотерапевтом, аудио- и видеозаписи сессий.

Ниже я приведу некоторые варианты бланков для интервью и опросника.

Интервью об изменениях

(Заполняется клиентом по результатам всей терапии или цикла сессий. Помогает получить качественную оценку и обратную связь от клиента.)

  1. Опыт психотерапии в целом: Какой для вас была терапия? Что вы можете сказать о терапии в целом?
  2. Изменения: Какие изменения в самом себе Вы заметили (если вообще заметили) с тех пор, как началась терапия?
  3. Оценка изменений: ожидаемость, возможность без психотерапии, значимость (каждое по 5-балльной шкале)
  4. Объяснения: Чем, по-Вашему, можно объяснить эти изменения?
  5. Ресурсы: Какие личные качества и аспекты актуальной жизненной ситуации помогли Вам использовать психотерапию для того, чтобы справится с Вашими проблемами?
  6. Ограничения: Что именно в вас или актуальной жизненной ситуации осложнило для Вас возможность использовать психотерапию для решения Ваших проблем?
  7. Помогающие аспекты: Что именно в терапии было для Вас наиболее помогающим?
  8. Проблемные аспекты: Что в психотерапии было для Вас мешающим Вам, препятствующим помощи, негативным или удручающим Вас? Было ли что-то трудным для Вас? Не упущено ли что-то по-Вашему?
  9. Отношение к исследованию: Что это для Вас, согласиться участвовать в исследовании?

Опросник помогающих аспектов терапии (Helpful Aspects of Therapy Form, HAT).

(Заполняется клиентом после каждой сессии, помогает оценить значимость каждой сессии со стороны клиента, а так же получить терапевту обратную связь от клиента о прошедшей сессии, о ее событиях)

1.Помогающее событие

Из событий, которые произошли в этой сессии, какое из них, вы чувствуете, было самым полезным или важным для Вас лично? (Под "событием" мы имеем в виду то, что произошло в ходе сессии. Это может быть то, что вы сказали или сделали, или что-то, что ваш терапевт сказал или сделал.)

2.Чем именно оно помогло

Пожалуйста, опишите, что сделал это событие полезным / Важно и то, что вы получили от него.

3.Оценка степени помощи события по 10-бальной шкале.

Как это было полезно конкретное событие? Оценить по следующей шкале. (Положить "X" в соответствующей точке; рейтинги пол-очка в порядке;. Например, 7,5)

Эффективность психотерапии Как оценить научно

4.В какой момент сессии произошло

О том, где в сессии имели место это событие

5.Временная длительность события

О том, как долго продлилось событие

6.Другие помогающие события

Что-нибудь еще, особенно полезно произойти во время этой сессии?

ДА, НЕТ

 (если да, пожалуйста, оцените, насколько полезным это событие: слегка полезным, умеренно полезным, значительно полезным, чрезвычайно полезным). Пожалуйста, опишите событие кратко.

7.Мешающие события.

Случилось ли во время сессии что-либо, что было препятствующим?

ДА НЕТ

(если да, пожалуйста, оцените, насколько полезным это событие: чрезвычайно препятствовало, значительно препятствовало, умеренно препятствовало, слегка препятствовало). Пожалуйста, опишите событие кратко.

Анализ процесса продвижения в проблеме

(проводится терапевтом, начинается перед сессией, и оканчивается по ее результату, с использованием Опросника помогающих аспектов, HAT)

1.  Предварительная модель, включает:

Маркер, сигнализирующий о готовности клиента работать над некоторой проблемой (например, внутренний конфликт между противоречивыми желаниями)

Модель действий клиента, шаги посредством которых клиент будет продвигаться к решению (например, развертывание внутреннего диалога между противоречивыми желаниями)

Действия терапевта, фасилицирующие действия клиента (например, гештальт-техника двух стульев)

Разрешение проблемы, в форме осмысленного терапевтического изменения.

2. Сбор примеров успешных разрешений

(например, посредством использования Опросника помогающих аспектов, HAT).

3. Насыщенное описание последовательности от маркера к разрешению;

первоначальная модель «заключается в скобки», фрагмент анализируется шаг за шагом – «ходы» клиента и терапевта.

Используя приведенный инструментарий, возможно, не только оценить эффективность своего терапевтического подхода, но и меняя в нем что-то оценивать влияние этих изменений, улучшая свою работу.

В качестве примера я привел некоторую часть системы исследований, которую можно использовать в своей работе. Больше об этом можно прочитать на сайте Сеть по исследованию эмпирической психотерапии http://www.experiential-researchers.org/.

 

 



Просмотров: 450
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Травмировать клиента на сессии, возможно ли это?
  • Страхи клиента, которые мешают эффективной сессии у психолога
  • О готовности клиента к психотерапии
  • Особенности психоаналитической психотерапии и их влияние на решение проблем клиента
  • Возможна ли схема сессии в психотерапии?
  • Ретравматизация клиента в процессе психотерапии.
  • Ценности клиента для продвижения в психотерапии, примеры из практики.
  • Возможности использования семейного фотоальбома клиента в психотерапии.
  • Особенность клиент-терапевтической сессии в гештальт-терапии.
  • Роль клиента в психотерапии: права и «обязанности»
  • Как оценить эффективность психотерапии
  • Как определить и оценить эффективность психотерапии.
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • Что помогает чувствам клиента в терапии.
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Развитие клиента в процессе гештальт-терапии
  • Изменения в процессе психотерапии
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Как оценить эффект от психотерапии?
  • Как происходят изменения в процессе психотерапии?
  • Как происходят изменения в процессе психотерапии
  • Можно ли запланировать то, что вы будете проживать во время сессии холотропного дыхания?
  • Некоторые аспекты роли стереотипов и психологических защит во взаимодействии клиента и психолога
  • Описание 3-й психотерапевтической сессии в формате гештальт-подхода в работе с семейной парой.
  • Описание 2-й психотерапевтической сессии в формате гештальт подхода в работе с семейной парой.
  • Описание психотерапевтической сессии в формате гештальт подхода в работе с семейной парой.
  • Описание 4-й психотерапевтической сессии в формате гештальт-подхода в работе с семейной парой.
  • Анализ сессии гештальт-терапевтом.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь