|
Социальная успешность младшего школьникаАвтор статьи: Спирина (Зайтуева) Стелла Умаровна
За прошедшее десятилетие количество детей, чувствующих себя неполноценными и неуверенными из‐зa школьных проблем уже в 1–4 классах, увеличилось почти в 10 раз, в 8 раз увеличилось количество учащихся начальных классов, испытывающих тревогу по отношению к учению и учителю. Более половины учеников начальной ступени образования глубоко переживают различные школьные неприятности; треть детей испытывают фруcтрaцию потребности в достижении успеха, будучи неуверенными в себе, своих силах и возможностях.Социальная успешность – это интегративная характерстика личности, определяющая наличие субъективно‐ ценностных достижений школьника в социально- значимой деятельности, взаимодействии, решении жизненно важных проблем и способствующая преодолению учеником негативных обстоятельств социализации. Младший школьный возраст сензитивен для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов. Данный возраст характеризуется становлением адекватной самооценки, развитием критичности по отношению к себе и окружающим, усвоением социальных норм и нравственным развитием. При правильном сочетании знаний, полученных из собственного опыта и из общения со взрослыми и сверстниками у ребенка формируется адекватная самооценка. Поэтому целенаправленная работа по социальной успешности в этот период наиболее эффективна. Общеизвестно, что период начала обучения в школе является сложным для ребенка, поэтому значимость детско-родительских отношений в этот период подчеркивается значительным количеством авторов (В.С. Мухина, Л.А. Венгер, К.В. Бардин, Л.И. Божович, Г.А. Цукерман). Следует отметить, что исследования психологических механизмов влияния родителей на эффективность адаптации ребенка к ситуации школьного обучения малочисленны и в большинстве своем имеют описательный теоретический характер (В.К. Лосева, Т.А. Гусева, А.И. Луньков). У родителей, погруженных в бытовые проблемы, занятых на работе, поглощенных многочисленными обязанностями, часто не остается времени и сил на совместную деятельность с ребенком. Дефицит общения и взаимодействия приводит к отсутствию четких знаний и представлений о психофизических особенностях ребенка, его интересах и способностях, достижениях и неудачах в процессе развития. Социальная успешность младшего школьника - это результат совместной деятельности образовательного учреждения, учителя начальных классов, родителей и самого ребенка, а также условие социального воспитания личности, показатель социального здоровья ребенка. Компонентами социальной успешности младшего школьника, как индикатора социального здоровья личности, являются: нравственный (следование социальным нравственным нормам, наличие позитивных социальных ценностей, социально-психологический (социальная направленность, социальная адаптивность, удовлетворенность); деятельностный (социальная активность, социальная компетентность, успешный опыт деятельности). Формирование социальной успешности младшего школьника является системообразующей целью социально-воспитательной деятельности учителя начальных классов. Это целостный процесс, который предполагает включение ребенка в социально позитивные виды деятельности, выражающийся в его активности по достижению намеченного результата, связанного с его индивидуальным осознанием, коллективным и общественным признанием полученного успеха. Применительно к младшему школьному возрасту об успешности воспитания и обучения можно говорить как о некоем достижении (достижениях) ребенка в социально-значимой деятельности (учебе) и его признании со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, родителей, референтной группы). В то же время нельзя не рассматривать успешность взрослых в процессе обучения и воспитания ребенка, так как в педагогическом процессе успешность его участников взаимосвязана и взаимообусловлена. В современных условиях изменяющемуся обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны. С другой стороны, в обществе наблюдается расширение социальных проблем, деструктивно влияющих на личность, что требует от современного человека особой устойчивости, жизнеспособности. Новый, социальный заказ, влияет на систему социального воспитания призванную формировать социально успешную личность, способную развиваться, конструктивно решать социальные проблемы. Особенно процесс формирования, социальной успешности важен для младшего школьного возраста, когда закладывается базис будущей жизни. От учителя начальной школы зависит судьба отдельного ребенка, траектория его будущего развития и судьба в целом будущего нашей страны. Учитель для ребенка в этом возрасте, несмотря на все социальные и личностные изменения; остается референтным агентом социализации. Соответственно, выполняя, столь важную социальную и профессиональную роль, ему необходимо учитывать глобальные и локальные воздействия нового социального пространства, ценностные и экономические проблемы современной семьи, изменения, в личностном развитии ребенка - учащегося младшей школы. На формирование социальной успешности ребенка влияют особенности данного возраста - сравнительно небольшой объем субъектного опыта, знаний, умений, любознательность, особая эмоциональность, доверие к учителю, выделение его в качестве значимого лица. По мере развития младшего школьника увеличивается объем знаний и умений, происходит развитие внимания, воображения, памяти, волевых качеств. Усложнение учебной деятельности способствует проявлению социальной активности, постепенно растет самостоятельность, инициативность, стремление к социальному успеху. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|