Социальная успешность младшего школьника

За прошедшее десятилетие количество детей, чувствующих себя неполноценными и неуверенными из‐зa школьных проблем уже в 1–4 классах, увеличилось почти в 10 раз, в 8 раз увеличилось количество учащихся начальных классов, испытывающих тревогу по отношению к учению и учителю. Более половины учеников начальной ступени образования глубоко переживают различные школьные неприятности; треть детей испытывают фруcтрaцию потребности в достижении успеха, будучи неуверенными в себе, своих силах и возможностях.Социальная успешность – это интегративная характерстика личности, определяющая наличие субъективно‐ ценностных достижений школьника в социально- значимой деятельности, взаимодействии, решении жизненно важных проблем и способствующая преодолению учеником негативных обстоятельств социализации.

 Младший школьный возраст сензитивен для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов. Данный возраст характеризуется становлением адекватной самооценки, развитием критичности по отношению к себе и окружающим, усвоением социальных норм и нравственным развитием. При правильном сочетании знаний, полученных из собственного опыта и из общения со взрослыми и сверстниками у ребенка формируется адекватная самооценка. Поэтому целенаправленная работа по социальной успешности в этот период наиболее эффективна.

Общеизвестно, что период начала обучения в школе является сложным для ребенка, поэтому значимость детско-родительских отношений в этот период подчеркивается значительным количеством авторов (В.С. Мухина, Л.А. Венгер, К.В. Бардин, Л.И. Божович, Г.А. Цукерман). Следует отметить, что исследования психологических механизмов влияния родителей на эффективность адаптации ребенка к ситуации школьного обучения малочисленны и в большинстве своем имеют описательный теоретический характер (В.К. Лосева, Т.А. Гусева, А.И. Луньков). 

У родителей, погруженных в бытовые проблемы, занятых на работе, поглощенных многочисленными обязанностями, часто не остается времени и сил на совместную деятельность с ребенком. Дефицит общения и взаимодействия приводит к отсутствию четких знаний и представлений о психофизических особенностях ребенка, его интересах и способностях, достижениях и неудачах в процессе развития.

Социальная успешность младшего школьника - это результат совместной деятельности образовательного учреждения, учителя начальных классов, родителей и самого ребенка, а также условие социального воспитания личности, показатель социального здоровья ребенка. Компонентами социальной успешности младшего школьника, как индикатора социального здоровья личности, являются: нравственный (следование социальным нравственным нормам, наличие позитивных социальных ценностей, социально-психологический (социальная направленность, социальная адаптивность, удовлетворенность); деятельностный (социальная активность, социальная компетентность, успешный опыт деятельности).

Формирование социальной успешности младшего школьника является системообразующей целью социально-воспитательной деятельности учителя начальных классов. Это целостный процесс, который предполагает включение ребенка в социально позитивные виды деятельности, выражающийся в его активности по достижению намеченного результата, связанного с его индивидуальным осознанием, коллективным и общественным признанием полученного успеха.

 Применительно к младшему школьному возрасту об успешности воспитания и обучения можно говорить как о некоем достижении (достижениях) ребенка в социально-значимой деятельности (учебе) и его признании со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, родителей, референтной группы). В то же время нельзя не рассматривать успешность взрослых в процессе обучения и воспитания ребенка, так как в педагогическом процессе успешность его участников взаимосвязана и взаимообусловлена.

 В современных условиях изменяющемуся обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны. С другой стороны, в обществе наблюдается расширение социальных проблем, деструктивно влияющих на личность, что требует от современного человека особой устойчивости, жизнеспособности.

Новый, социальный заказ, влияет на систему социального воспитания призванную формировать социально успешную личность, способную развиваться, конструктивно решать социальные проблемы. Особенно процесс формирования, социальной успешности важен для младшего школьного возраста, когда закладывается базис будущей жизни. От учителя начальной школы зависит судьба отдельного ребенка, траектория его будущего развития и судьба в целом будущего нашей страны. Учитель для ребенка в этом возрасте, несмотря на все социальные и личностные изменения; остается референтным агентом социализации. Соответственно, выполняя, столь важную социальную и профессиональную роль, ему необходимо учитывать глобальные и локальные воздействия нового социального пространства, ценностные и экономические проблемы современной семьи, изменения, в личностном развитии ребенка - учащегося младшей школы. На формирование социальной успешности ребенка влияют особенности данного возраста - сравнительно небольшой объем субъектного опыта, знаний, умений, любознательность, особая эмоциональность, доверие к учителю, выделение его в качестве значимого лица. По мере развития младшего школьника увеличивается объем знаний и умений, происходит развитие внимания, воображения, памяти, волевых качеств. Усложнение учебной деятельности способствует проявлению социальной активности, постепенно растет самостоятельность, инициативность, стремление к социальному успеху.



Просмотров: 389
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Рекомендации по учету психофизиологических характеристик младшего школьника в образовательном процессе
  • Несколько важных правил успешности ребенка
  • «Учитель против младшего школьника»: работа с родителями
  • Тактильные упражнения для развития начальных математических представлений ребенка.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Психология воспитания детей младшего школьного возраста
  • Важность выбора образовательного учреждения для ребенка с нарушением развития.
  • Психологические особенности старшего, среднего и младшего ребенка
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Влияние семьи на младшего школьника.
  • Исследование Латерального Профиля ребенка-школьника.
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.
  • Материальное поощрение деятельности ребенка: за и против
  • Систематика неправильного воспитания, имеющего значение для формирования личности ребенка
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • Почему так важно воображение для младшего школьника
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Сказка как средство воспитания и развития ребенка
  • Кризис 7 лет и его взаимосвязь с психическими особенностями младшего школьника
  • Возрастные и психологические особенности ребенка в начальных классах.
  • Проблемы родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • 5 простых рекомендаций для подготовки к учебному году младшего школьника.
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Формирование социальных, этических и моральных норм у ребенка
  • "Хроники школьного психолога" Тренинг «Социальная компетентность учащихся 4 классов»
  • Развитие воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь