Кризис 7 лет и его взаимосвязь с психическими особенностями младшего школьника

 Кризис 7 лет и его взаимосвязь с психическими особенностями младшего школьника

  В своем развитии человек проходит много кризисов, которые, несмотря на негативные черты, позволяют ему приобрести новые качества, выводящие на новый этап в отношениях с обществом, в самосознании, в формировании личности. Одним из таких кризисов является кризис семи лет. Часто он совпадает с важным событием в жизни ребенка: поступлением в школу. Игра как ведущая деятельность больше не удовлетворяет ребенка. Если он еще не пошел в школу, то изъявляет желание поскорее это сделать. Возникает новая ведущая деятельность – учебная.

   С наступлением кризиса, ранее такой послушный и понятный в своем поведении, ребенок становится капризным, неуправляемым, в некоторых моментах непредсказуемым. Он отказывается следовать правилам поведения, просьбы родителей выполняет с точностью до наоборот или вообще не выполняет, поведение становится искусственным, наигранным. Если до наступления кризиса ребенок был таким непосредственным и наивным, то теперь он пытается всеми силами походить на самостоятельного члена общества, требует от окружающих уважения к себе и отношения как к взрослому. Ребенок становится скрытным, и порой родители не могут понять, что он чувствует. Также бросается в глаза и манера говорить. Она становится грубоватой, используется много «взрослых» слов. Создается впечатление, что все воспитательные усилия пошли насмарку, что ребенок забыл все правила поведения.

  Все эти симптомы можно обобщить следующим образом:

  • потеря непосредственности
  • манерничанье
  • симптом «горькой конфеты»
  • «логика чувств»
  • переживания приобретают смысл

  Потеря непосредственности означает появление интеллектуального момента между самим желанием и непосредственным поступком. Ребенок начинает задумываться, какое значение будет иметь поступок для него самого. Появляется внутренний план действий.

  Причиной манерничанья является то, что усвоенные ранее правила, ребенок воспринимает как «правила поведения для детей». А так как он считает себя уже достаточно взрослым, то и вести себя пытается соответственно, не исполняя усвоенных правил и усиленно подражая старшим, в том числе и родителям. В то же время ребенок не контролирует свои чувства, так как, утратив одни формы поведения, он еще не выработал другие.

  Пытаясь подражать взрослым, ребенок старается не показать своего настроения, начинает замыкаться. Ему может быть плохо, но он будет стремиться скрыть свое горе. В этом и заключается симптом «горькой конфеты».

  Теперь ребенок способен обобщить свои переживания, возникает «логика чувств». То есть, если с ребенком несколько раз происходила одна и та же ситуация, то у него возникает аффективное образование, характер которого соотносится с единичным переживанием.

  Впервые возникает понимание и осознание своих переживаний: «Я радуюсь», «Я злюсь» и т. д. Благодаря приобретенному смыслу переживаний ребенок начинает по-новому относиться к себе. Возникает первичное самосознание и первичная самооценка.

  В зависимости от того пошел ребенок в школу или еще нет можно выделить два типа протекания кризиса семи лет:

  1 тип. Ребенок уже учится в первом классе, но у него еще не сформированы предпосылки перехода к новой ведущей деятельности. Его пока занимает игра. Появляется неуспеваемость в школе и первые замечания педагога. Ребенок чувствует себя неуютно на фоне успешных одноклассников. Свой дискомфорт он выражает с помощью агрессии. Опасность этого типа протекания кризиса заключается в возможности накапливания неуспеваемости из класса в класс и в болезненной адаптации к новым условиям.

  2тип. Ребенок еще не пошел в первый класс, но уже имеет все предпосылки для смены ведущей деятельности. Игра его больше не удовлетворяет. Он стремится попасть в школу, но в силу обстоятельств вынужден ждать. Ребенок недоволен своим положением и испытывает дискомфорт, также выражающийся в агрессии.

  В период кризиса семи лет ребенок очень нуждается в поддержке родителей. При грамотно выстроенных взаимоотношениях последствия кризиса можно пройти с минимальными потерями. Прежде всего, нужно усвоить, что ребенок в этот период очень нуждается в уважении. Поэтому кричать на ребенка и тем более телесно наказывать противопоказано. Эти действия могут вызвать нервные заболевания, глубоко оскорбляют ребенка. Особенно в этот период опасны несправедливые наказания, даже совсем легкие. Свою агрессию ребенок, которого воспитывают с помощью телесных наказаний, впоследствии может выразить на своих сверстниках, стать лживым и озлобленным, либо забитым и робким.

  Ребенок в период кризиса также очень чувствителен к соблюдению норм и правил поведения. Поэтому родители должны следить за своим внешним видом и поведением, так как ребенок в первую очередь стремится взять пример с них, подражает им и негодует, если сами взрослые не следуют предъявленным к нему требованиям.

  Особенно опасны в кризисный период семейные ссоры и скандалы. Их появление может воспитать в ребенке жестокость, грубость, озлобленность либо также стать причиной нервных расстройств. Чтобы сформировать высокие нравственные качества у ребенка родителям необходимо создать в семье атмосферу любви и взаимопонимания, чуткости и дружелюбия. Важно также отметить, что ребенок берет с родителей пример стиля взаимоотношений с окружающими, так что родителям следует следить за своим поведением в обществе, на собственном примере учить вежливости и уважению.

  Стремление ребенка вести себя как взрослый можно удовлетворить поручением ему выполнения ответственного задания, которое принесло бы пользу семье. В разговоре нужно интересоваться мнением ребенка, давать ему возможность высказаться.

  Ни в коем случае нельзя наказывать ребенка прилюдно. Это может сильно оскорбить его. Лучше отвести ребенка в сторону и спокойно поговорить с ним. Если словесные увещевания не действуют, нужно на время не обращать на ребенка внимания, а затем повторить беседу, подчеркнув снисходительное отношение к нему.

  Для гармоничного развития следует организовывать для ребенка игры-задания (придумать окончание сказки, вырезать или вылепить несуществующее животное и т. д.). Ребенок в этот период очень любознателен, поэтому нужно обеспечить ему получение новой информации посредством совместного просмотра познавательных телепередач, журналов, книжек с картинками, прогулок на природе, посещения музеев, зоопарков и т. д., во время которых нужно стараться отвечать на возникающие у ребенка вопросы.

  Кризисы в развитии имеют очень важное значение для ребенка, поэтому важно знать и вовремя выявлять признаки и симптомы кризиса и с пониманием и терпением относится к ребенку в это время.



Просмотров: 449
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Почему ребенок не слушается? Неспослушный ребенок - уставший ребенок?
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Ребенок гоняется за мамой (6 - 9 мес.). Как игры помогают в этот период?
  • Ребенок не от мужа. Муж узнал,что ребенок не от него....
  • ВАШ РЕБЕНОК ПЯТИКЛАССНИК. Рекомендации для родителей в период адаптации
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Ребенок в период развода родителей
  • Если ребенок управляет родителями, он сам становится неуправляемым
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Мой ребенок непоседа! Воспитание гиперактивного ребенка.
  • Ребенок упал, стоит ли жалеть ребенка ?
  • Ребенок отличается от других детей: инакий ребенок
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Практическая семейная диагностика. Ребенок пошел в школу.
  • Причины кризисных явлений в семье в период появления ребенка. Рекомендации по преодолению кризиса.
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Ребенок избирательно питается. Психоаналитическая трактовка нарушений питания у ребенка.
  • Ребенок и смерть. Часть 1. Ребенок в зоологическом музее
  • Внебрачный ребенок. Ребенок стыда и вечной меланхолии.
  • Хороший ребенок - послушный ребенок?..
  • Почему ребенок не хочет ходить в школу? И что с этим можно сделать
  • Что делать, если ребенок пытается ударить, укусить,схватить родителей
  • Если ребенок не хочет идти в школу...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь