|
Влияние семьи на младшего школьника.Автор статьи: Болотюк Марина Анатольевна
В современном мире семья как социально-психологическое явление вызывает очень большой интерес. Зачастую молодые люди вступают в брак для того чтобы «у ребенка был отец» Многие социологи указывают на то, что семья создается в большей степени для воспитания детей. И это очень хорошо! Ведь колоссальное влияние на формирование ребенка как личности оказывает именно семья. Но это в теории. А на практике мы видим, что родители проявляют большую заботу о собственном личностном росте, замаскированном под обеспечение финансового благополучия семьи. При этом необходимо отметить, что есть случаи и реального финансового бедствия семьи которое буквально изматывает всех ее членов. Однако это не снимает ответственность с родителей за будущее детей и их воспитание. Так почему же многие специалисты наперебой твердят о важности семьи в формировании ребенка как личности? Все просто. Ребенок формируется в процессе общения и под влиянием социума. А первый опыт общения он получает именно в семье. И то как он будет проявлять себя в мире, насколько будет успешен в достижении поставленных перед ним жизнью целей зависит от того как выстраивались отношения с мамой, папой, сестрами и братьями. Итак, важность семьи с точки зрения формирования личности велико в любом возрасте. Однако в данной статье мы рассмотрим младший школьный возраст как наиболее сензитивный (подходящий) для формирования самооценки и эмоционального отделения от матери. Кроме того именно в этом возрасте ребенок становится «зеркалом» семейного неблагополучия. И если у младшего школьника начинают проявляться негативные черты характера (например, капризность, упрямство), то истоки этого явления следует искать в особенностях семейного воспитания. И если изменить отношения между ребенком и родителями, то изменения в поведении ребенка не заставят себя долго ждать. Существует мнение, что родители оказывают влияние на ребенка (его развитие) исключительно лишь в тот момент, когда организуют учебный процесс. Однако это далеко не так. Как мы увидим далее, особенности взаимоотношений между членами семи как таковые оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Так известный психолог Х. Рихтер в своей работе «Patient Familie» (1) говорит о целой типологии семей. Семья «санаторного» типа. В данной семье супруги все время проводят вместе и стараются удержать возле себя детей. Попытки некоторого отделения воспринимаются как угроза самому существованию семьи, постепенно ограничивается круг общения, уменьшаются контакты с друзьями, как правило, под предлогом различий во взглядах и ценностях. Семья только внешне кажется солидарной. Необходимость удержать ребенка в семье приводит к дискредитации вне семейных ценностей, к обесцениванию интересов ребенка. Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей — характерные признаки отношения к детям в семьях «санаторного» типа. Все это приводят либо к чрезмерной перегрузке нервной системы ребенка, при которой возникают невротические срывы, эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей, особенно в подростковом возрасте, усиливаются реакции протеста и желание раннего ухода от семьи. «Семья-крепость». В основе таких союзов лежат усвоенные представления об угрозе, агрессивности и жестокости окружающего мира, о всеобщем зле и о людях как носителях зла. В таких семьях создаются отношения якобы полного взаимопонимания, в то время как свои внутренние проблемы супруги переводят вовне. В таких семьях любовь к ребенку все более приобретает условный характер. Родители любят не столько самого ребенка, столько порождаемый семейными позициями, навязываемый ребенку «образ Я». Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Подобная семейная атмосфера и тип воспитания приводят к повышению неуверенности ребенка в себе, к безынициативности, иногда усиливают протестные реакции, провоцируют упрямство и негативизм. Во многих случаях фиксируется внимание ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности в общении со сверстниками. «Семья-крепость» ставит ребенка в противоречивую позицию, ситуацию внутреннего конфликта, вызванного рассогласованием между требованиями родителей, окружения и собственным опытом ребенка, Постоянный внутренний конфликт приводит к перенапряжению нервной системы ребенка, создает повышенный риск невротического заболевания. Еще один тип дисгармоничных семейных отношений, выделенный Рихтером, - «Семья-маскарад». Несогласованность жизненных целей и планов супругов порождает тип семьи, которой можно дать название «маскарад». Строя свою жизнь вокруг по-разному понимаемых ценностей, родители ставят ребенка в ситуацию различных требований и несогласованных оценок. Воспитание становится непоследовательным, а мир для ребенка - противоречивым. Мелькание «масок» повышает чувство тревожности. Несогласованность действий родителей вызывает растерянность ребенка и расщепление его самооценки. Завышенные притязания, сочетаясь с недостаточной способностью к волевым усилиям, порождают внутренний конфликт и застойные очаги нервного перевозбуждения. Довольно распространенным типом дисгармоничных семей Х.Рихтер называет – «Семью с кумиром» (1). Отношения между членами семьи приводят к созданию «семейного кумира», когда воспитание ребенка — единственное что скрепляет супружеские отношения, когда забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом. Оба родителя переносят свои нереализованные чувства на ребенка. Многие его поступки воспринимается без должной критики, малейшие прихоти немедленно удовлетворяются, преувеличиваются реальные и мнимые достоинства. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению самостоятельности, чему в значительной степени способствует бессознательная тенденция замедлить взросление ребенка. При таком воспитании дети становятся несамостоятельными, утрачивается активность, ослабляются побуждения, вместе с тем возрастает потребность в позитивных оценках, детям недостает любви; столкновения с внешним миром, общения со сверстниками, где ребенок не получает желаемых высоких оценок, становятся источником все новых и новых переживаний. А.С.Спиваковская (2) упоминает о «внешне спокойной семье». В этой семье события протекают гладко. Со стороны может показаться, что отношения ее членов упорядочены и согласованны. В таких семейных «союзах можно говорить о превалировании чувства ответственности над спонтанностью и искренностью отношений. За благополучным «фасадом» скрываются длительно и сильно подавляемые негативные чувства друг к другу. Сдерживание эмоции не редко губительно отражается на самочувствии, супруги подвержены устойчивым нарушениям настроения, часто ощущают себя усталыми, бессильными. Нередко возникают длительные приступы плохого настроения, тоски, депрессии. Полной противоположностью «внешне спокойной семье» является «Вулканическая семья». В этой о семье отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения. В этом случае спонтанность и эмоциональная непосредственность преобладают над чувством ответственности. Когда отношения в семье строятся на основе сохранения видимой благожелательности призванной скрыть непримиримые противоречия и взаимно негативные чувства, ребенок становится беспомощным. Его жизнь наполняется безотчетным ощущением постоянной тревоги, ребенок чувствует опасность, но не понимает ее источника, живет в постоянном напряжении и не в силах его ослабить. Дети испытывают значительные эмоциональные перегрузки. Ссоры между родителями приобретают в глазах ребенка катастрофические размеры, это для него подлинная трагедия, угрожающая самим основам стабильности детского мира. Итак, из всего выше сказанного становится понятно, что дисгармония в семье неизбежно сказывается на ребенке. В связи с эти возникает вопрос: «А какой тип семьи будет благотворно влиять на формирование личности ребенка? Давайте нарисуем портрет гармоничной семьи вместе. Семья становится источником роста для ребенка, если в ней:
Итак, портрет готов! И пусть в жизни, а не только в теории он получится у каждого свой. Семья – это творчество! Литература 1. Richter H.E. Patient, famile. Rowohit, Reinbek, 1970 2. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – М.: ООО Апрель, ЗАО Изд-во ЭКСМ-Пресс, 2000. – 464. – (Психология – XX век).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|