|
Неполная семья. Трагедия для ребенка?Автор статьи: Ольга Харламова
В наше время неполная семья стала обыденностью...Более половины семей распадаются из-за развода, почти во всех семьях остаются дети... Но, действительно ли это трагедия для ребенка или масштабы трагедии преувеличены? На мой взгляд, совсем бесследно это пройти не может для психического развития ребенка и, так или иначе, оставит свой след. С аналитической точки зрения, ребенку предстоит "достраивать" фигуру недостающего родителя в своей психике. Даже, если, к примеру, отец существует и присутствует в жизни ребенка время от времени, у ребенка сложится "свой", больше фантазийный образ недостающего родителя. Со временем, так или иначе у ребенка в психике сформируется материнский и отцовский "комплекс", на которые человек во многом опирается в жизни. Развитие обоих этих платформ важны, но, даже если благополучного формирования не получилось в детстве, во взрослом возрасте человек сможет достроить сам в своей психике, с помощью личной внутренней работы. Но, если до взрослости еще далеко, оставшийся родитель также сможет помочь своему ребенку вырасти, с наименьшими потерями для психики. Что же можно сделать сейчас родителю, который один воспитывает ребенка, чтобы его психика претерпела наименьшую травматизацию? 1. Не стоит подпитывать фантазией образ недостающего родителя. Никаких космонавтов, капитанов дальнего плавания и так далее. Лучше говорить удовлетворительную правду ребенку, согласно его возраста. 2. Говорить о недостающем родителе в негативном или сверх позитивном ключе. Лучше приближаться к реальности. Свести к минимуму привнесения своих личных эмоций и чувств по поводу недостающего родителя. 3. Постараться не брать на себя полностью функции недостающего родителя. То есть , к примеру, матери оставаться матерью. Совершенно не обязательно и даже вредно брать на себя мужской образ, чтобы таким образом компенсировать недостающего родителя. 4. Лучше найти в окружении человека, который в какой то степени скомпенсирует недостающую фигуру родителя. Это может быть тренер в секции, руководитель кружка, учитель. Хорошо, когда эта замещающая фигура становится авторитетной и значимой. Также хорошо, когда такой человек знает о своей роли и подпитывает ребенка личным, например, спортивным и житейским примером. Но, тут важно, чтобы и ребенок видел в таком человеке близкую ему фигуру, то есть между ними была крепкая привязанность (согласно Теория Привязанности Г. Ньюфелда) 5. Такой замещающей фигурой может быть также бабушка или дедушка ребенка. Конечно, также очень трудно растить ребенка одному родителю не только с психологической, но и с физической, и материальной стороны.. Действительно, приходится разрываться между работой и ребенком, успевать отдыхать самому и уделять достаточное внимание ребенку. И, тут важно - в какой психологической форме находится сам оставшийся родитель? Инфантильный родитель, который еще сам не успел повзрослеть психологически, будет более уязвим сам, оставшись один с ребенком. Он будет не уверен и, постоянно сваливаясь в детскую позицию, менее эффективен для ребенка как осознанный родитель. И напротив, находясь во взрослой позиции, человек более стойко принимает реальность сложившейся ситуации, не ждет помощи из вне и упивается страданием из за того, что желаемой помощи, к примеру, нет. Честно опираясь только на себя в жизни, человек не ждет чудес и полностью отдает отчет в своих действиях, отвечает за себя и за ребенка. В этом случае, намного меньше разочарований, депрессий и пессимизма. Поэтому, крайне важно одинокому родителю позаботиться о себе - оценить свое психологическое состояние и, если необходимо, принять помощь. Желаю всем одиноким родителям физического и психологического здоровья, терпения и счастья рядом с вашими детьми! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|