Терапия алекситимии

Сложности установления и поддержания терапевтического контакта с алекситимиком

                                                  Терапия алекситимии

В силу особенностей проявления алекситимии немалую трудность представляет установление и поддержание терапевтического контакта с алекситимическим пациентом. Поэтому изучение методов преодоления этих сложностей может помочь в работе как с алекситимическими, так и психосоматическими пациентами.

Почти любой клиент будет испытывать в начале терапии тревогу по отношению к незнакомому психологу, которому необходимо еще и рассказывать о весьма интимных вещах. Уровень тревоги алекситимика должен просто зашкаливать: он не знает, что говорить, поскольку не осознает свои внутренние конфликты, опыт взаимодействия с другим человеком, тем более незнакомым, показывает бесперспективность и опасность взаимодействия. Чувства вины, стыда, критическое отношение к себе, низкая самооценка мешают свободному общению с психологом.

На начальной стадии терапии клиенту необходимо убедиться в надежности и доброжелательность контакта и прочувствовать асмосферу безусловного принятия. Терапевтические отношения должны обеспечить уверенность пациента в том, что отношения с терапевтом – это островок стабильности. Когда клиент описывает внешние события своей жизни и свои симптомы, от терапевта требуется проявление эмпатии, сочувствия и глубокое понимание проблематики.

 Задачи терапии алекситимии

Согласно трудам Д. Винникотта, в «терапии мы пытаемся имитировать естественный процесс, который характеризует поведение конкретной матери и ее ребенка. … именно пара «мать – младенец» может научить нас основным принципам работы в обращении с детьми, у которых раннее общение с матерью было «недостаточно хорошим» или оказалось прерванным». При этом в терапии решаются задачи сепарации с восстановлением границ, сенсибилизация восприятия своих потребностей и аффектов, как агрессия, например и отрабатываются новые паттерны взаимодействия с собой и другими.

Задача выражения чувств для психосоматического пациента очень непроста, поскольку алекситимия проявляется в вытеснении чувств и вообще невозможности их выразить. Решение этой проблемы дает, однако, уменьшение или исчезновение соматических проявлений. Поэтому задача терапевта помочь пациенту научиться выражать свои чувства, определять их и называть.

Разговоры о содержании супер-эго, то есть о совести, об идеалах, могут помочь увидеть тот огромный стресс, созданный клиентом без перспективы его решить. Цель начальной стадии терапии - ослабить нарциссическое сопротивление. Здесь очень важна работа со страхом.

Из-за сложностей вербализации обычные формы психотерапии, как когнитивная или психодинамическая, не достигают желаемых результатов. Малкина-Пых предлагает опираться на невербальные средства психокоррекции и взаимодействия с пациентами и тренинг пребывания в «здесь и сейчас», телесно-ориентированные техники, способствующие осознанию как своего тела, так и аффектов.

Основную сложность при общении с алекситимиком, как и любым другим психосоматическим клиентом, составляет задача донести до него связь между его психическим и физическим состоянием. Поскольку он избегает, пытается «не чувствовать» свою психику, то она как бы не существует. Напоминание о ней вызывает негативные, болезненные чувства, желание прервать контакт с терапевтом.

Многие психосоматические клиенты, в т.ч. алекситимики не верят в то, что их явно ощутимые телесные симптомы могут иметь причиной психические проблемы. Для многих направление к психологу приравнено к посещению психиатра со связанной с этим стигматизацией и страхом «Я что – ненормальный?»

У клиентов возникает большое сопротивление и отрицательная мотивация. Немалую сложность вызывает необходимость строить терапию без отвержения субъективных представлений клиента.

Поскольку психосоматических клиентов часто считают симулянтами, т.к. они вызывают зачастую недовольство врачей своими частыми визитами без объективных видимых причин, и у них уже выработался определенный уровень недоверия и разочарования медициной. Им характерны отрицательные ожидания и повышенная чувствительность к словам или реакциям специалиста.

В связи с вышесказанным, к психологу предъявляются непростые требования: вовлечь клиента в процесс терапии, увидеть за симптомом психологические причины и показать их клиенту.

Исходя из психоаналитической концепции возникновения психосоматических расстройств и понятия конверсии, как «смещение психического конфликта из области психического в соматическую сферу, попытка его разрешить через телесные симптомы», психотерапевтическая работа строится на работе с ядром конфликта через регрессию и повторное переживание детского конфликта. Групповая терапия в данном случае имеет ряд преимуществ перед индивидуальной: происходит повышение мотивации даже у немотивированных клиентов. Ситуация мультилатерального перенесения позволяет проработать и осознать индивидуальные конфликты в контактах со многими членами группы.

 Е. В. Маркова, А. В. Смык, И. С. Вотчин основывались на том, что содержанием терапии психосоматических заболеваний и связанной с ними алекситимии является переведение пережитых эмоций в поле сознания, их символизация и последующая вербализация. И поскольку нарративная психотерапия в чистом виде вряд ли возможна при работе с алекситимическими пациентами, то в данном случае показаны скорее невербальные, телесно-ориентированные способы психокоррекции.

Поэтому авторы методики разработали телесно-ориентированную психотерапевтическую методику для коррекции проявлений алекситимии у больных бронхиальной астмой. В программу входили лечебная гимнастика, двигательные техники, разработанные с целью улучшения межполушарного взаимодействия, обучение приемам релаксации, развитие эмоциональной интеллигентности. Исследования показали неплохую эффективность методики, выражающуюся в том, что степень алекситимии откоррегировалась до близкой к норме, также существенно уменьшились соматические симптомы.

 Принципы терапии алекситимии

Если терапевт пытается выражать свои чувства с целью стимулировать клиента на собственное выражение эмоций, особенно если эти эмоции отрицательные, то реакция клиента будет скорее всего тревожно-отвергающая. Терапевту скорее нужно показывать собственную стабильность при конфронтации с эмоциями.

В задачи терапии алекситимии входит учить дифференцированному восприятию эмоций чисто по логике, так свойственной алекситимику, описывать телесные ощущения и учиться видеть связь внутреннего состояния с внешними факторами, обращать внимание на многовариантность реакций: «а что было бы если…», «а если по-другому»…»  Рациональный подход близок алекситимикам. Им можно дать информацию, которую они склонны логически перерабатывать, следуя законам формальной логики. Для алекситимиков важен авторитет, поэтому необходимы ссылки на научные данные.

В задачи терапевта входит четкое обозначение границ в терапевтическом взаимодействии и привлечение внимания к наблюдению эмоций, возникающих на границе контакта. Требуется помощь терапевта при описании эмоций с первоначальной опорой на телесные ощущения. Очень полезным будет научение алекситимика останавливаться в момент пика эмоций и рассматривать свои чувства, связывая их с предыдущим событием, т.е. «восстанавливать континуум происходящего». Постепенно клиент начинает наблюдать и определять эмоции, возникающие в контакте со своим окружением. Но это долгая и кропотливая работа, связанная также с высвобожденем заблокированных негативных аффектов. Построение новых нейронных связей требует длительного повторения тренируемых действий.

Важными направлениями работы являются ослабление гиперконтроля и позволение происходящему течь, как оно есть, в том числе внутренние процессы, осознание собственного тела, «соединение» головы и тела, синтез эмоций и логики, расширение эмоционального словаря.

Многие авторы считают, что классический психоаналитический или психодинамический сеттинг не являются эфективными для терапии алекситимии. Больший успех приносят такие методики, как коммуникативно-двигательная терапия или групповые терапии со специальным обращением к эмоциональным слоям. Многие авторы рекомендуют применять скорее гуманистические методы терапии, особенно гештальт- и арт-терапию, чем рациональные.

Луиза Реддеманн полагает, что вербализация чувств возможна, если рассматривать волнующее событие на безопасном расстоянии с помощью имагинации. Для этого также подходят изобразительные виды арт-терапии, которые могут служить безопасным пространством для осознания эмоций. Хорошо работают техники дистанцирования от проблемы, позволяющие пациенту контролировать степень приближения-удаления и техники, обучающие эмоциональной интеллигентности, то есть сознательной регуляции аффектов.

Один из предложенных методов групповой терапии предполагает выбирать сначала нейтральные или позитивные темы. Клиент должен пересказывать своими словами, что он понял. Затем обсуждается проблематика. Сначала один из участников описывает свой взгляд на вещи, слушатели повторяют своими словами. И так далее. В разговоре участники пытаются встать на позицию другого: «Если бы я вел такую жизнь, как у тебя, что бы я чувствовал?» Для клиентов важно быть при этом здесь и сейчас и возвращаться в текущий момент, когда они из него выходят.

Малкина-Пых тоже придерживается мнения, что для работы с алекситимией не годятся традиционные формы психокоррекции, но нужны методы, которые в конце концов приведут к вербальным способам выражения чувств. Этими методами могут быть тренинг осознанности в «здесь и сейчас», упор на телесно-ориентированную терапию, растормаживание замороженных чувств, но не прямое воздействие, а косвенное.

С помощью невербальных способов общения и самовыражения развиваются эмпатические способности. Очень важна работа со схемой и образом тела. Телесный «Я»-образ создается как интеграция информации из разных отделов мозга, отвечающих как за сенсорное, так и когнитивное и эмоциональное восприятие. Поэтому многие авторы считают целесообразной работу с образом тела, фиксацией различных телесных ощущений, восприятия различных частей тела, осознание их взаимосвязи. Для целей хорошо подходит ритмо-двигательная терапия (групповая или индивидуальная). В основе разработки лежит представление, что характер движения тела отображает черты личности. Метод вобрал в себя черты телесно-ориентированной и танцевальной терапии. Он использует движение, как индикатор и средство влияния на характеристики личности, помогает осознать, раскрыть и трансформировать внутренние конфликты. Следование ритму гармонизирует, успокаивает, способствует вхождению в кинестетический транс с целью создания образов своих проблем. Методы ритмо-двигательной терапии показали высокую эффективность в работе с алекситимическими чертами личности.

Следующая статья будет посвящена возможностям арт-терапии для коррекции алекситимии

Предыдущая статья: https://www.psyoffice.ru/article/111230/

Литература

Николаева В. В. О психологической природе алекситимии// Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1993. http://vprosvet.ru/biblioteka/aleksitimiya/

 Латыпов Илья https://tumbalele.livejournal.com/28536.html

 Morschitzky, Hans.  Somatoforme Störungen: Diagnostik, Konzepte und Therapie bei Körpersymptomen 2000 Springer, Wien

 Rad, M. Alexithymie. Empirische Untersuchungen zur Diagnostik und Therapie psychosomatisch Kranker, Springer Berlin, 1983

 Галактионова А.В. Подходы к реабилитации пациентов с психосоматическими заболеваниями. http://www.help-patient.ru/psychological_help/psychologists/library/003.pdf

 Назарова Н.Р. Групповая терапия в работе с эмоциями при психических заболеваниях. Известия Высших учебных заведений. Уральский регион. ИзЛиТ (Челябинск) Номер: 3  Год: 2016  Страницы: 136-143

Маркова Е. В., Смык А. В., Вотчин И. С. Психокоррекционное воздействие при психосоматической патологии // Концепт. – 2015. – № 03 (март). http://ekoncept.ru/2015/15059.htm.

 Малкина-Пых И.Г. Об одном возможном методе психологической коррекции алекситимии (Центр междисциплинарных исследований по проблемам окружающей среды (ИНЭНКО), 2009

Винникотт, Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя/ Д.В. Винникотт. – Екатеринбург, 2004.

Бастиаанс Ян. Вклад психоанализа в психосоматическую медицину. Журнал Практической Психологии и Психоанализа. 2003, №3

Москачева М.А., Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Алекситимия и способность к эмпатии. Консультативная психология и психотерапия, 2014, № 4

Пестов Максим, Альманах "Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности", Владивосток, 2012 https://www.psyoffice.ru/article/6092/

 



Просмотров: 519
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Работа с отвергаемой частью тела как частный случай терапии образа тела
  • Показания к телесно-ориентированной Solwi-терапии в решении психосоматических проблем.
  • Почему идея “здесь и сейчас” так важна в гештальт терапии?
  • Основные направления работы и принципы телесно-ориентированной терапии
  • Влияние практики телесно ориентированной терапии на эмоционально - поведенческие особенности личности
  • Как происходит работа терапевта? Когда психолог отказывает в терапии?
  • О Розен-методе - как об одном из направлений телесно-ориентированной терапии.
  • Четыре базовые проблемы в телесно-ориентированной терапии
  • Жизнь напоказ, или В чем отличие терапии в группе от индивидуальной терапии
  • Индивидуальная или групповая терапия? Показания для оптимальной терапии
  • Интеграция методов сэндплэй и гештальт- терапии в работе с конфлюэнцией
  • Методы арт-терапии в коррекции эмоционального состояния военнослужащих срочной службы
  • Использование в гештальт-терапии «здесь и сейчас»
  • Работа с гневом через методы арт-терапии
  • О телесно-ориентированной гештальт-терапии. Часть 1
  • О телесно-ориентированной гештальт-терапии. Часть 2
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Работа с запросом клиента в гештальт-терапии
  • Методы арт-терапии при работе с детьми, переживающими последствия развода.
  • Пять базовых эмоций гештальт-терапии в ракурсе воззрений философов Древнего Китая
  • Работа с симптомом методом песочной терапии. ("Записки песочного терапевта").
  • Совсем не Страшный Страх. Из цикла арт-терапии наших эмоций.
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Эффект телесно-ориентированной терапии
  • Использование своих чувств в терапии
  • Сравнительный анализ терапии Дж. Янга и Системной Семейной Терапии Субличностей Р. Щварца
  • Работа с детьми в песочной терапии. ("Заметки песочного терапевта")
  • Ранняя травма в терапии. Работа с доэдипальными пациентами.
  • О гештальт-терапии своими словами.
  • Комплексная методика телесно-ориентированной терапии и миротоктерапии.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь