|
Ранняя травма в терапии. Работа с доэдипальными пациентами.Автор статьи: Денисова Анна
Психоаналитик Клавдия Луиз рассказывает: - как она перестала терять клиентов; - о лучшей терапевтической сессии в её жизни; - что такое аналитический (эдипальный) пациент и доаналитический (доэдипальный) пациент; - каковы подходы в терапии тех и других пациентов; - в какой момент доаналитический пациент превращается в аналитического; - о сильном вопросе в переломном этапе психотерапии. Очень позитивное и крайне полезное видео (ссылка внизу) про работу с людьми, которые получили травму в доэдипальном периоде своей жизни. Для тех, кто не может посмотреть, я записала текст субтитров. "В этой лекции я пытаюсь объяснить, что такое доаналитические пациенты и чем они отличаются от аналитических пациентов, как отличаются способы работы с ними и как продвигаются пациенты в процессе анализа. Сначала я хочу рассказать вам, как я научилась сохранять клиентов в терапии. В моей жизни был момент, когда я не в состоянии была сохранять пациентов в терапии. У меня всегда было 6 пациентов, и я проводила психоанализ с ними. В какой-то момент их число доходило до 11, 12. Часть из них были пациенты с шизофренией или очень нарушенные. И затем просто в одно мгновение у меня их опять 5-6. Так происходило снова и снова, и коллеги шутливо говорили мне: «У тебя опять 6?» Потом сложилось так, что в какой-то момент я вошла в группу людей, работающих со страховками. И как только я присоединилась к этой группе людей, принимающих по страховкам, ко мне просто огромным потоком стало поступать очень много пациентов. Два-три пациента мне присылали каждую неделю. Я не считала, что это настоящие психоаналитические пациенты, поскольку они ко мне приходили через страховку. Я не воспринимала их серьёзно, как бы «на выброс» клиенты. Также мне не так много денег платили за это. И поэтому я не считала, что должна сильно упираться, чтобы сохранить их в терапии. Я не считала, что аналитическая работа с ними настолько важна. И теперь у меня внезапно одновременно могло быть 18-19 пациентов и ещё приходили новые. Например, была одна пациентка, ей 21 год, девушка, она очень интересна была. Очень сильно интересовалась психоанализом, она училась в школе Чикаго, изучала Юнга, Фрейда, она читала их труды, и она также была поклонницей Рам Дасса. Это такой герой, который вышел из университетской среды и начал экспериментировать с различными методиками, в том числе ЛСД. Это вещество расширяет границы сознания".
Пациент звонит в звонок. Рам Дасс подходит к двери, открывает её, видит пациента, и они обнимаются. Я была в шоке: они обнимаются! Потом они идут в офис. Пациент садится в кресло и Рам Дасс садится рядом с пациентом на кушетку и кладёт свои руки пациенту на колени! 😊 Сразу три правила уже нарушены. Потом пациентка стала ему рассказывать, что она разорвала отношения со своим парнем, и Рам Дасс начинает плакать. 😊 Я думаю, что это самый главный целительный момент. Потом они встретились с этой девушкой и спросили её после сессии: «Каким для тебя был этот опыт работы с Рам Дассом?» Она объяснила, что, когда он начал плакать, у неё было такое чувство, какого у не никогда не было раньше. Чувство, которое она не получила ни от кого из тех людей, которые её вырастили. Это было для неё очень терапевтичным, и она сказала, что это для неё было как бы заживляющим действием. На меня в этот момент озарение снизошло. Я вдруг поняла, что такое терапия и что такое залечивание ран. После этого я стала работать с пациентами в абсолютно свободном режиме. После просмотра показательной сессии с Рам Дассом, я поняла, что всё что угодно – нормально. Я вдруг обнаружила, что любой пациент, который переступил порог моего офиса, оставался со мной в терапии. Например, 30 человек пришло в терапию и только один принимал решение, что он уйдёт, не будет в терапии со мной. Единственная моя проблема была в том, что на тот момент я не чувствовала, что я практикую современный психоанализ, не чувствовала себя специалистом в полном смысле этого слова. Как будто я была предателем. Это была единственная проблема. Через некоторое время эти пациенты стали мне говорить, что были у других терапевтов и я очень отличаюсь от них. «Я никогда не оставалась так долго в терапии с другими терапевтами…» В какой-то момент я поняла, что в моей терапии с ними точно есть важный элемент современного психоанализа. На многих уровнях я резонирую с ними, даже если я не могу назвать это полностью классическим анализом, поскольку я не работаю с сопротивлением и с переносом. И как раз в этот момент я пришла к пониманию идеи доаналитического пациента. То есть реализуются принципы современного психоанализа – ты присоединяешься, резонируешь с пациентом – но ты не работаешь в полном смысле с переносом и сопротивлением, когда пациент на самом деле не готов к тому, чтобы анализировать себя, потому что это слишком фрустрирует его. Это моя история, как я пришла к пониманию того, как, будучи психоаналитиком, продолжать удерживать пациентов в терапии, пока они ещё не готовы полностью к классической аналитической терапии".
Что такое доаналитический пациент и как мы с ним работаем? "Как можно определить, готов пациент к анализу или не готов? Ну, давайте начнём сначала. Если пациент приходит ко мне в офис, у него есть вопрос, про себя вопрос. Например, почему это продолжает со мной происходить, почему я в депрессии всё время нахожусь, почему развёлся три раза, почему мои дети меня всё время так злят, то этот пациент – аналитический пациент, потому что у него есть вопросы. То есть, когда у пациента есть вопрос, он готов посмотреть внутрь себя, они готовы быть на кушетке, и ты можешь с ними работать, используя перенос и сопротивление. Некоторые пациенты приходят в терапию, и у них нет никакого вопроса. У них есть проблема. Например, «мой муж мне изменяет», «нагрузка на работе меня просто с ума сводит». У них личные проблемы, ещё какие проблемы! «Моя дочь становится наркоманкой» или «у неё плохая успеваемость в школе». То есть, когда у кого-то какие-то проблемы, они не просят, чтобы ты им анализ проводил, им нужна помощь с проблемой. Они просто жертвы проблемы. Когда у человека проблема, ты просто должен помочь ему с его проблемой, ты не работаешь с переносом, ты не работаешь с сопротивлением. Я приведу вам примеры, как я работаю с сопротивлением аналитического пациента и доаналитического пациента. Например, аналитический пациент заходит ко мне в офис и приносит мне булочку без глютена с маком. Если это аналитический пациент, как только он входит в комнату, я сразу спрашиваю: «А что эта еда символизирует?» Я жду, когда пациент что-то такое вспомнит, что имеет отношение к этой булочке. Например, пациент может сказать что-то типа, что он недокормленный был всю свою жизнь. Или скажет, что по жизни он должен был о других заботиться. И тогда для меня это такое начало разговора, которое меня ведёт к интерпретации. Что я могу сказать? Ну, что это имеет отношение к матери. То есть мы идём от плюшки к пониманию, что это имеет отношение к отношениям с матерью. То есть здесь происходит 2 процесса: сначала некоторое молчание, а потом изучение проблемы, объяснение. Хотите услышать, что я сказала бы доаналитическому пациенту, который бы пришёл с булочкой? Ну, то есть доаналитический пациент приходит к тебе с очень шикарно выглядящей булочкой без глютена с лимоном и маком. И я его спрашиваю: «Ты не будешь возражать, если я эту плюшку прямо сейчас съем, не буду ждать?» Итак, в анализе мы фрустрируем пациента, потому что в анализе нужно фрустрировать пациента, чтобы он продолжал говорить. Если это импульсивный пациент, мы иногда можем даже сказать: «Было бы лучше, если бы ты не приносил мне эту плюшку. Тогда пациент чувствует защищённость. Если пациент не импульсивный, тогда мы можем сказать: «Могли бы мы как-то исследовать и понять эти твои чувства, если бы ты не принёс мне эту булочку?» То есть аналитического пациента нужно продолжать фрустрировать, чтобы он продолжал говорить. С доаналитическим пациентом ты будто постоянно должен измерять уровень допамина в комнате. Никакой фрустрации! Если нет фрустрации и допамина много, как раз это и позволяет пациенту приходить ещё и ещё".
О работе с переносом. "Аналитическому пациенту ты можешь задать вопросы, к примеру: «Должен ли я тебя покормить?» И мы работаем с переносом, с сопротивлением. С доаналитическим пациентом перенос настолько неглубокий, в голове пациента ты какая-то категория – терапевт. То есть у него там есть такой же сантехник, например. И с его точки зрения, ты должен как-то помочь ему. И если ты не поможешь, то они просто уходят. То есть там просто нет ничего, с чем можно работать, и это даже не перенос ни в коей мере. Сама природа переноса: ты милый человек, я милы человек, все остальные в мире ужасные. То есть, когда они тебе приносят эту булочку – это «я очень хороший человек, ты очень хороший человек». Это как раз именно то чувство, которое у тебя с этим пациентом поддерживается. Другими словами, если какой-то пациент не готов к взгляду внутрь себя, рассматриванию того, что внутри, а ты полезешь туда, ты его потеряешь". В какой момент доаналитический пациент превращается в аналитического пациента? "В какой-то момент ты можешь понять, что пациент уже продвинулся из фазы доаналитического пациента в фазу аналитического пациента. Расскажу историю. У меня был доаналитический пациент, у которого были проблемы с женой, она его с ума сводила. У него была преждевременная эякуляция, он себя ненавидел. Я помогла ему, чтобы он с этой женой развёлся, он был очень рад. У него появилась новая девушка, очень молодая, привлекательная. И где-то в этот момент он начинает приносить мне разные супы. Вот эти конкретные супы, которые он мне приносил, были просто изумительными. Первый суп, который он принёс, был суп из охлаждённой дыни. Это был один из тех супов, которые, когда ты их ешь, ты думаешь: «Господи, я благодарю тебя за то, что я живу». 😊 Настолько это был опыт не от мира сего. Потом он принёс другой суп. Это был овощной суп гаспачо. Тоже необыкновенный. Приблизительно полтора года он проходил на терапию, и я повысила ему стоимость сессии. Он лежал на кушетке. Между прочим, доаналитические пациенты тоже могут лежать на кушетке. Вэтот момент, когда я ему сказала, что я повышаю стоимость сессии, он лежал на кушетке. Тут он присел, посмотрел на меня и сказал: «Ты что, шутишь?» Я в недоумении на него посмотрела, и он продолжил: - Я думал, что мы друзья, и вот теперь я вижу, что это для тебя просто бизнес, просто работа. И это всё, что я значу для тебя. Должен тебе сказать, что у меня был врач, к которому я ходил и очень любил его. Но в какой-то момент он мне поднял цену, и я больше к нему не пошёл. В тот момент, когда он всё это рассказывал, он как бы уходил от меня. Тогда я продолжила пробовать разные вещи. Я сказала, что возможно ваш друг никогда бы не просил у вас денег. Ему это не понравилось. Он сказал, что у нас был договор. «Этот договор для меня работал, и вы сейчас нарушаете договор». Тогда я ему сказала, что мне вообще-то хочется, чтобы он продолжал ходить ко мне. Если это настолько расстраивает тебя, сделаем так: ты просто забудешь всё, что я тебе сказала. Он остался в терапии, продолжал ко мне ходить, но в течение всего следующего года никакого супа я не получила от него больше. В конце концов год спустя он всё-таки принёс ещё один суп. Это был суп с говядиной и перловкой, и это был абсолютно отвратительный суп. Кислый, очень жидкий суп, и макароны в этом супе были замороженные. 😊 Потом он опять же такой же суп принёс с говядиной и перловкой, и это был опять отвратительный суп. То есть он приносил это, и после сессий был как бы мой обед. 😊 И я анализировала эти супы. Как аналитик, ты анализируешь всё. Я думала о том, что мы с ним не можем вернуться обратно к тому состоянию, когда «я хороший, ты хороший, а весь остальной мир плохой». Всё это было не очень-то приятно, даже отвратительно. У меня даже кличка появилась для этого пациента – Сукин сын. 😊 Ещё год прошёл. Это был четвёртый год терапии. Этот Сукин сын открывает дверь, заходит и у него улыбка на лице. Он закрывает за собой дверь, смотрит на меня, улыбается и говорит: «У меня для тебя изумительная, замечательная новость! Сегодня последний день нашего лечения, и это наша последняя сессия!» Я говорю: «Да, это замечательно». И он лежит на кушетке и говорит мне: - В общем, ты мне сильно помогла со всеми вопросами. Я замечательный мужчина, всё со мной замечательно. Я знаю, как справляться со своей аутоагрессией, ненавистью к себе. У меня замечательные отношения, и всё в моей жизни отлично. Мне кажется, я всё, я закончил. И тогда я ему сказала: - У меня к тебе вопрос есть. Это был вопрос, который был придуман другим терапевтом, я просто хранила его где-то в голове. Он достаточно сильный. Я сказала: - И всё-таки, есть одна вещь, которую я не понимаю. Как так может быть, что ты даёшь людям то, что ты хочешь им дать, но тебе не нравится давать людям то, что им нравится? И он сказал такое, что меня очень удивило. Он сказал: - Я знал, что ты это спросишь. Когда ты с каким-то терапевтом уже 4 года, то можешь себе приблизительно представить, что он мог бы спросить. И он попросил, чтобы я дала ему время подумать на эту тему. Он вернулся на следующей неделе. Сказал, что пришёл домой и спросил детей: «Отношусь ли я к тому типу людей, который даёт только то, что он сам хочет?» Его дети ему сказали, что они его боятся. И он сказал мне: - Я теперь хочу научиться давать людям то, что они хотят получить от меня. В этот день он стал аналитическим пациентом. Моменты, когда пациенты проявляют сопротивление, разрушающее лечение, могут быть очень хорошими моментами. В этот момент жизни пациент был абсолютно готов к этому вопросу, чтобы начать его изучать, готов к более глубокому изучению себя и своей жизни. Был готов и о супе разговаривать и о том, что он пытался показать этим. И в конце концов, я получила повышение оплаты: он мне дал повышение оплаты, ооочень небольшую сумму😊".
Коллегам и клиентам желаю успешной работы.
http://spb-nv.com/info/video/doedipalnie%20patient/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|