|
Терапия реальностью.Автор статьи: Балахонова Илона Викторовна
Уильям Глассер (основатель школы) считал, что неадаптивное поведение вполне себе исправимо, если помочь человеку осознать насколько его поступки помогают получать желаемое. Он полагал, что уделяется недостаточно внимания вопросу «Что вы делаете относительно того, что вы делаете?». Все наши действия всегда направлены на максимальное получение удовольствия. Но, зачастую, максимальное получение удовольствий входит в противоречие с получением удовольствия сиюминутным и человеку приходится делать выбор. И от того, какие выборы мы делаем, складывается общее качество нашей жизни. Главная цель терапии реальностью - установить эффективный контроль над своей жизнью. Фундаментальное предположение теории контроля заключается в том, что поведение людей всегда является их наилучшей попыткой контролировать мир, чтобы удовлетворить свои потребности. Давайте проверим: контролируете ли вы свою жизнь. Проверим на практике. Поразмышляйте и ответьте на шесть вопросов:
Ответили? Прочитайте еще раз "чего вы хотите?". Представьте, по возможности, в деталях, картину вашего желания, можно зарисовать. Проанализируйте ваши действия (см. п.2): адекватны ли они исполнению вашего желания? Нет? (если адекватны - работа прекращается). Подумайте: какие потребности удовлетворяет ваше поведение из п.2 ? Примеры потребностей (по мнению Глассера):
Можно добавить из Маслоу:
С удовлетворением этих психологических потребностей связана потребность в идентичности – то есть в развитии психологически здорового ощущения собственной индивидуальности. Вспомните, какое желание вы поместили в п.1 ? Какой потребности оно соответствует? Идем дальше. Даём название п.3: "Что я могу сделать?" для удовлетворения потребности №1. Если ваше нынешнее поведение не дает вам того, что вы хотите, то что, по вашему мнению, могло бы быть лучше? Для новых моделей поведения отвечаем на вопросы из пунктов 4,5,6. Разрабатываем план действий. (Если не получается, ищем ресурс: где, когда, с кем ваше желание хотя бы частично исполнялось). Действия должны быть простые, последовательные, достижимые, поддающиеся измерению. Продумываем сроки. К сожалению, на наши планы могут оказывать влияние объективные обстоятельства; в этом случае нам приходится оперативно перестраиваться. Что бы перестройка прошла эффективно, мы заранее дорабатываем альтернативный план, а лучше - несколько: т.н. «План Б», «План В» и т.д. Что получилось? Проанализируйте: может быть можно добавить что-то еще? Работа со всеми шестью пунктами - это своего рода взгляд сверху на так называемое "целостное (или полное, или совокупное) поведение", в которое входят: действия, мысли, чувства и физиология. Чем больше у нас информации, тем больше наша способность решать, что лучше делать. Всеми нами движут фундаментальные потребности и стремление к удовольствию. Поэтому всегда полезно задавать себе вопрос: "Приводит ли то, что ты делаешь, к тем результатам, которые ты хочешь получить?" Уильям Глассер соглашался с тем, что все наши проблемы имеют корни в прошлом, но их решение всегда в настоящем, поскольку неудовлетворенная потребность может быть удовлетворена только в настоящем.
PS. Эта статья является лишь частью школы Терапии реальностью; частью, имеющей наибольшую, по-моему мнению, практическую значимость и ценность. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|