Терапия реальностью.

       Уильям Глассер (основатель школы) считал, что неадаптивное поведение вполне себе исправимо, если помочь человеку осознать насколько его поступки помогают получать желаемое. Он полагал, что уделяется недостаточно внимания вопросу «Что вы делаете относительно того, что вы делаете?».

     Все наши действия всегда направлены на максимальное получение удовольствия. Но, зачастую, максимальное получение удовольствий входит в противоречие с получением удовольствия сиюминутным и человеку приходится делать выбор.

 И от того, какие выборы мы делаем, складывается общее качество нашей жизни.

Терапия реальностью

      Главная цель терапии реальностью - установить эффективный контроль над своей жизнью. Фундаментальное предположение теории контроля заключается в том, что поведение людей всегда является их наилучшей попыткой контролировать мир, чтобы удовлетворить свои потребности.

      Давайте проверим: контролируете ли вы свою жизнь. Проверим на практике.

      Поразмышляйте и ответьте на шесть вопросов:

  1. Что я хочу? (“Что вы хотите?”, “Что вы действительно хотите именно сейчас?”)
  2. Что я делаю?“ (Что вы делаете теперь?” или “Какое поведение вы выбираете сейчас?”)
  3. (пока оставляем без названия)
  4. Что я думаю?
  5. Что я чувствую?
  6. Физиологические проявления.

      Ответили? Прочитайте еще раз "чего вы хотите?". Представьте, по возможности, в деталях, картину вашего желания, можно зарисовать.

     Проанализируйте ваши действия (см. п.2): адекватны ли они исполнению вашего желания? Нет? (если адекватны - работа прекращается). Подумайте: какие потребности удовлетворяет ваше поведение из п.2 ?

     Примеры потребностей (по мнению Глассера):

  • Принадлежность-потребность в друзьях, семье и любви.
  • Власть-потребность в чувстве собственного достоинства, признании и соперничестве.
  • Свобода-потребность делать выборы и принимать решения.
  • Радость-потребность в игре, смехе, обучении и отдыхе.

 

      Можно добавить из Маслоу:

  • Самореализация-реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
  • Познавательные-знать, уметь, исследовать
  • Уважение, почитание-компетентность, одобрение, признание, авторитет

 

      С удовлетворением этих психологических потребностей связана потребность в идентичности – то есть в развитии психологически здорового ощущения собственной индивидуальности.

      Вспомните, какое желание вы поместили в п.1 ?  Какой потребности оно соответствует?

      Идем дальше.

      Даём название п.3: "Что я могу сделать?" для удовлетворения потребности  №1. Если ваше нынешнее поведение не дает вам того, что вы хотите, то что, по вашему мнению, могло бы быть лучше?

      Для новых моделей поведения отвечаем на вопросы из пунктов 4,5,6.

      Разрабатываем план действий. (Если не получается, ищем ресурс: где, когда, с кем ваше желание хотя бы частично исполнялось). Действия должны быть простые, последовательные, достижимые, поддающиеся измерению.

      Продумываем сроки.

      К   сожалению, на наши планы могут оказывать влияние объективные обстоятельства; в этом случае нам приходится оперативно перестраиваться. Что бы перестройка прошла эффективно, мы заранее дорабатываем альтернативный план, а лучше - несколько: т.н. «План Б», «План В» и т.д.

      Что получилось? Проанализируйте: может быть можно добавить что-то еще?

      Работа со всеми шестью пунктами - это своего рода взгляд сверху на так называемое "целостное (или полное, или совокупное) поведение", в которое входят: действия, мысли, чувства и физиология. Чем больше у нас информации, тем больше наша способность решать, что лучше делать.

      Всеми нами движут фундаментальные потребности и стремление к удовольствию. Поэтому всегда полезно задавать себе вопрос: "Приводит ли то, что ты делаешь, к тем результатам, которые ты хочешь получить?"

      Уильям Глассер соглашался с тем, что все наши проблемы имеют корни в прошлом, но их решение всегда в настоящем, поскольку неудовлетворенная потребность  может быть удовлетворена только в настоящем. 

 

   

  PS. Эта статья является лишь частью школы Терапии реальностью; частью, имеющей наибольшую, по-моему мнению, практическую значимость и ценность.



Просмотров: 310
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Потребность быть "хорошей"
  • Потребность в любви, как потребность быть счастливым
  • "Хочу чтобы она меня любила"... или основная потребность мужчины
  • Двухслойное "пироженое", или как удовлетворить потребность
  • "Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей свое хорошее настроение" Спиноза
  • Базовые потребности: потребность во внимании
  • И какое оно - "моё поведение в кризис"?
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Потребность в любви. Как ребёнок "добирает" эту любовь.
  • "Мне надо подумать" в ответ на Ваше признание в любви. Что с этим делать?
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Если он ушел молча. Или как справиться с эффектом "незавершенного действия"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Отсутствует потребность в сексе. Это отклонение?"
  • Цикл "Как жить?" Статья 2: Кто я? или Психологические потребности человека
  • Треугольник "Чувства-мысли-действия"или как управлять поведением.
  • Что делать, если ваши потребности не удовлетворяются?
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Нарушение потребности в безопасности как источник "проблемного" поведения детей
  • Потребность в любви существует -она базовая потребность Человека Разумного.
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • Как сдвинуться с "мертвой точки"? Упражнение "Параллельный план".
  • Цель-план-действия.
  • Как быть счастливой в отношениях, если все мужчины - мерзавцы и нужно всегда искать кого-то лучше
  • Страх конфликта или о том, как всегда быть "хорошим"
  • "Хочу быть уверенным в себе": работа в гештальт-подходе
  • Что делать, если муж изменяет? План действий



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь