Самоуправление - средство существования системы

Автор статьи: Виталий Терещенко

 

    В настоящее время в школах, в вузах и других социальных системах пытаются возродить органы самоуправления. Однако неправильное понимание и толкование в научной литературе категорий "управление" и "самоуправление и их соотношения (взаимообусловленности) друг с другом не приводит к желаемым результатам, а превращается в игру с выборами школьного лидера, ("президента,парламента") и т.д. Ликвидация после 1991 года органов самоуправления во всех средних и высших учебных заведениях привело к параличу воспитательного процесса. Резкий рост наркомании, алкоголизма, проституции их значительное омоложение (на фоне отказа от октябрятских, пионерских, комсомольских организаций как идеологических), усиление социального неравенства, обусловленного экономической, политической нестабильностью, коммерциализация образования и вычисление из функции воспитания заставляет директоров школ и ректоров вузов решать проблемы путем создания органов самоуправления.

    Однако, несмотря на обилие отечественной литературы и хлынувшей бурным потоком западной, посвященной основам теории управления, необходимостисамоуправлеения любых, а следовательно, и социально - экономических систем в них не содержится. Это, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии в них теории, базирующийся на объективных законах природы и общества.

    Поэтому директора школ, ректоры вузов, учителя и преподователи, сами учащиеся в отсутствие фундамента - науки управления, "варятся в собственном соку", пользуясь методом "проб и ошибок" и преславутым здравым смыслом. И вот в школах на свой страх и риск создаются органы самоуправления: выбирается президент, парламент, исполнительная власть и др., то есть на уровне школы (в виде игры) пытаются воссоздать действующую во взрослом мире систему управления со всеми присущими ей недостатками, усугубляемую низким уровнем (или его отсутствием) компетенции в вопросах управления и самоуправления. Поэтому желаемого эффекта как правило, не достигается.

    Научным обоснованием необходимости создания школьного и студенческого самоуправления служит универсальная теория управления, изложенная в монографии "Самоуправление и управление: вопросы общей теории систем" (1991) и монографии " Научное обоснование теории воспитания как управления формированием личности" (1998) автор Мехонцева Д.М.

    На основе этой теории мы предлагаем рассматривать любое существование системы, ссылаясь и основываясь на "Основные положения общей теории управления".

    Любая система в мире одновременно существует как целое и как часть.

  Система как целое сама поддерживает свое существование посредством самоуправления, иначе самоуправление - это забота системы как целого о себе самой.

    Та же система как часть выполняет определенные функции по отношению к той системе частью которой она является. Эти функции она выполняет по программам, указам, заданиям, исходящим из вышестоящей системы посредством управления. Осуществляется самоуправление и управление с помощью одного органа - органа самоуправления. Органы самоуправления составляют главную часть любой системы. Так, в биологической клетке - это ядро, в организме - мозг, в сообществе насекомых - "царица", в стае птиц или стаде животных - вожак и его свита и т.д.

    Органом самоуправления коллектива кафедры вуза является актив кафедры во главе с заведующим. Вышестоящей системой для кафедры является факультет, а органом управления - деканат во главе с деканом, который проводит свои решения через заведующего. Деканат, в свою очередь, является органом самоуправления факультета, для которого органом управления является ректорат и т.д.

    В вышеназванной монографии доказано, что в природе существуют общие объективные законы: закон сохранения систем и закон целесообразного и оптимального самоупраления и управления, которые выражаются в простой логической форме. Например, закон управления выражен логическим произведением:

С * У = 1

Это произведение равно единице при одном условии, когда С=1 и У=1 (С - самоуправление, а У - управление)

    Из закона управления видно, что самоуправление и управление - это две стороны одной медали и разъединить их нельзя, потому что в случае нарушения данного закона немедленно вступает в действие закон разрушения (возможны три вида разрушений)

С * У = 0

    Рассмотрим структуру школьного или студенческого коллектива.

    Первичной единицей школьного коллектива является класс, студенческого - группа.

    Органом самоуправления класса является актив класса во главе со старостой, органом управления - классный руководитель.

     Органом самоуправления в группе является актив группы во главе со старостой. Органом управления - куратор группы, деканат.

     Особенностью органов самоуправления коллективов учащихся является то, что по самой своей сути они не могут совершенно самостоятельно принимать решения, т.е. не могут эффективно управлять собой, поскольку не имеют соответствующих знаний и опыта, точно так же, как они не могут быть специалистами (врачами, инженерами и т.д.). Точно так же как ребенок не может обходиться без опеки взрослых.

     Управлению, как и любой другой прфессии, необходимо учиться. Учителями в этом деле являются квалифицированные кадры вуза: преподователи руководители.

    Авторы статьи: Терещенко В.С., Мехонцева Д.М.



Просмотров: 353
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Родители I "Кнопка" для управления собственным ребенком
  • Система управления собой или как из хаоса сделать систему
  • Есть ли идеальная система управления компанией?
  • СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СНОМ
  • Система светофора для управления гневом
  • Осознание сна. Система управления сном.
  • Что такое "ИНТУИЦИЯ"? (из теории "социального интеллекта" И.В. Герасимова)
  • К.О.Б.Р.А.- простая, но эффективная система управления организацией
  • "Является ли самоубийство подростков игрой третьей степени, и кто настоящая жертва"
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Как построить систему управления персоналом?
  • Как создать систему управления? Метод интервалов.
  • Золотое правило управления эмоциями
  • "От теории «межличностного взаимодействия» к невербальному участию" (1 часть)
  • "От теории «межличностного взаимодействия» к невербальному участию" (2 часть)
  • Справляться или управлять? Техники управления состоянием
  • Эмоции во внутреннем мире. Новый дизайн управления реальностью. Статья третья, продолжение…
  • Эмоции во внешнем мире – моделирование. Новый дизайн управления реальностью. Статья четвертая.
  • "Хроники школьного психолога" Техника "Несказочные проблемы"
  • Эффективные методы управления собой
  • Саморегуляция - искусство управления собой
  • Волшебное время для управления Судьбой
  • Простая схема для управления собой и другими
  • Эмоциональная гигиена 4: основные способы управления эмоциями
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Судно, на котором я плыву"
  • Как управлять своим временем? Новый дизайн управления реальностью.
  • Внутренний наблюдатель как первый шаг на пути управления собой.
  • "Хроники школьного психолога" Тест- мотив "Горная вершина"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Большая прогулка"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь