К.О.Б.Р.А.
В данной статье я постараюсь кратко изложить понятие, принципы и схему её внедрения.
Итак, «КОБРА» — это простая и дисциплинированная система управления деятельностью предприятия, позволяющая отстроить функциональную и межфункциональную эффективность организации. Само название «КОБРА» подогревает интерес к этой системе . Итак, аббревиатура К.О.Б.Р.А. является заглавными буквами пяти принципов на которых система и построена. В одном из вариантов она обозначает — Крушение Организационных Барьеров Разработка Альтернатив развития. «КОБРА» — это простая система , потому что включает в себя лишь пять инструментов, при этом процесс ее внедрения достаточно сложный.
Внедрение
Процесс внедрения системы «КОБРА» в компании можно разграничит на две части.
Первая — это крушение организационных барьеров.
Вторая — разработка альтернатив развития.
И так, чтобы построить что-то новое, сначала нужно разрушить что-то старое, действительно начальные действия направлены именно на разрушение организационных барьеров. Практика показала, что это не так уж и просто. Тяжело поменять психологию человека и его отношение к работе, особенно если это очень опытный сотрудник. Зачастую Собственник принимает решение о внедрении системы самостоятельно, "начитавшись" материалов из интернета или обратившись к не компетентным специалистам. И когда уже пройден первый этап, крушение организационных барьеров, выражающееся в сломе старой системы ключевых показателей, взаимодействия структурных подразделений и сознания людей, усомнившись в конечном результате собственник прерывает процесс. Можно конечно взять из системы что-то полезное выборочно, кусками и хуже не будет, но результат будет соответствующий. Вот почему что-то может сказать что система не функциональна или не эффективна.
На самом же деле «КОБРА» позволяет сформировать такую организационную культуру, которая помогает компании достичь желаемых результатов. Важно понимать, что в системе «КОБРА» стратегия переносится на все уровни организации, начиная от Директора и заканчивая рядовыми сотрудниками. Система управления «КОБРА» это система, позволяющая компании быстро и безболезненно перестаиваться под изменения на рынке. Например, инфляция, изменение потребительского спроса, деятельность конкурентов и др. Даёт возможность каждому из звеньев бизнес-процесса работать максимально быстро и эффективно.
До настоящего времени возможность внедрить и пользоваться системой «КОБРА» имели лишь не многие компании, такие как к примеру Кока Кола. И результат как говориться, "НА ЛИЦО". Кока Кола является самой успешной и стабильной компанией на рынке FMCG. Но нет ни чего тайного, что бы не становилось явным и сегодня практически любая компания, не зависимо от размера или статуса может внедрить и пользоваться этой простой системой управления, системой «КОБРА».
Вы спросите, а будет ли «КОБРА» эффективно работать после ее внедрения на Вашем предприятии?
А в чём причина сомнений? Велосипед, не важно, маленький он или большой, спортивный или дорожный, "довезёт Вас" туда, куда Вы хотите, в любом случае. А вот как быстро, с падениями или "гладко", зависит от Вас, от Вашей преданности идее, вере в результат и настойчивости в достижении цели, как в принципе и всё остальное в Вашем бизнесе.
Уровни управления
Большинство проблем организации имеют два основных места их возникновения, это либо на границе между уровнями управления, либо на стыке между подразделениями компании . Для изменения ситуации между уровнями управления «КОБРА» помогает отстроить функциональную эффективность с помощью 5 инструментов:
— координация стратегий (каждое звено должно понимать какую часть общей стратегии компании оно выполняет);
— координация ключевых показателей;
— система мониторинга;
— инструктаж;
— оценка достижения результатов.
Для построения межфункциональной эффективности «КОБРА» предлагает использовать следующие 5 элементов:
— координация стратегии;
— определение ролей (каждое подразделение на каждом этапе играет определенную роль в удовлетворении клиентов);
— определение ключевых показателей;
— оценка показателей;
— связь структур.
Ключевые показатели
Важнейшим элементом внедрения системы «КОБРА» на предприятии являются ключевые показатели, благодаря которым, можно понять каким образом компания двигается относительно стратегии внедрения системы . Ключевые показатели бизнеса — это разработка системы тщательно подобранных на основе стратегии компании показателей, позволяющих эффективно управлять результатами деятельности и реализовывать стратегию организации. Для каждого ключевого показателя необходимо подобрать систему мониторинга, позволяющую контролировать успешность выполнения поставленных целей.
Ключевые показатели, в зависимости от решаемых ими задач, можно классифицировать на организационные и функциональные, количественные и качественные, а так же внутренними и клиентскими. Чаще всего организации на практике имеют дело с ключевыми показателями внутренней эффективности. КОБРА привносит в компанию понятие клиентских ключевых показателей. Которые, своей сутью, формируют настоящую клиентоориентированность предприятия. Для контроля эффективности работы подразделения необходимо иметь от 4 до 7 тщательно подобранных ключевых показателей. Один или два, из которых, определяли удовлетворенность внутреннего или внешнего клиента подразделения. Эффективность работы производства определяется несколькими ключевыми показателями внутренней эффективности, а так же, таким показателем как поддержание на складе 100% его (склада) потребности в готовой продукции. Ключевые показатели должны быть связаны с системой материальной мотивации сотрудников организации, что является дополнительным стимулом повышения результативности их работы.
Обучение на рабочем месте
Еще одним ключевым моментом внедрения системы «КОБРА» является обучение на рабочем месте. Обучение на рабочем месте — это построение системы обучения и развития, позволяющей оперативно сокращать дельту между существующим и необходимым уровнем развития навыков сотрудников. При внедрении системы « КОБРА » в «Кока-Коле» были определены форматы и шаблоны как обучать людей. При этом подходы к обучению старались максимально упростить. Определяли, какие функциональные обязанности вызывают у сотрудников наибольшие трудности, и именно эти навыки старались подтянуть.
«КОБРА» — ревю
На последнем этапом внедрения КОБРА ввели еще один инструмент управления, так называемые, КОБРА-ревю .
КОБРА-ревю — это формирование системы регулярного контроля соответствия плановых и фактических ключевых показателей эффективности на всех уровнях компании для анализа отклонений, разработки планов и принятия решений. Иными словами это подведение итогов.
В процессе внедрения принимают участие руководители всех уровней организации, что является определяющим фактором успешности внедрения новой системы управления результатами.
Абакумов Сергей