|
Разрешение системы на терапию | Возможны ли изменения?Автор статьи: Карпенков Юрий Витальевич
А что скажет мама?
Как известно, скорость каравана определяет скоростью самого медленного верблюда. Кто же может быть тем верблюдом, который способен сильно повлиять, а то и вовсе затормозить процесс расстановки? Процесс системной расстановки зависит от
Влияние на расстановку отсутствующих членов системы Родственники клиента разрешили ему прорабатывать свой вопрос в расстановке? Муж или мама не возражают? А они вообще имеют представление, о том, куда отправился их родственник? Всё это может иметь чрезвычайно важное значение. Разрешение или неразрешение системы на расстановку ощущается всем телом расстановщика. Вялость, невозможность ухватить мысль, озноб, муть, сильное сердцебиение, волнение и т.д. Любой дискомфорт и сумятица в теле в ходе интервью может быть сигналом отсутствия разрешения на расстановку (нелигитимности сессии). Этими ощущения в теле можно поделиться с клиентом и сказать: «Что-то не то. Не пускают нас в эту тему. Давай зайдем с другого края или поменяем запрос».
*** Приведём пример. Одна клиентка в предварительной беседе заявила: «Моего мужа недавно назначили директором организации. Я хочу посмотреть в расстановке, как это будет для него». Как только был озвучен такой запрос, у расстановщика в голове стало горячо, мутно, как будто в мозгу появился беспокойный рой пчёл, половина текста клиентки просто не воспринималась. Попытки нарисовать данную организацию и место мужа клиентки в ней на доске, ситуацию не упростили. Расстановщику постоянно хотелось сделать стряхивающее движение головой на всем протяжении интервью. Расстановщик поделился с клиенткой своими ощущениями и отказался проводить расстановку. «Поговорите сегодня вечером с мужем и, если он даст добро, сформулируйте более чёткий запрос». На следующий день она сказала: «Муж сказал, ничего смотреть не надо».
Так о чём была эта ситуация? Данный клиентский запрос был «отсебятиной» жены, которая захотела помочь мужу, без его ведома. И поле просто не допустило такого посягательства на территорию мужа. А расстановщику поле преподнесло бесценный урок. Вот если бы в центре запроса была бы сама клиентка, например, её новый статус жены директора для соседей, родственников и знакомых, и связанные с этим испытания и ресурсы, можем предположить, реакция поля была бы совершенно другой.
*** Влияние присутствующих родственников клиента Когда родственники клиента присутствуют на расстановке, это всегда особый случай, требующий предельной деликатности. Как вы думаете, если родственники присутствуют здесь же, всё ли клиент расскажет группе? Как вы думаете, будет ли он скорее открыт или скорее зажат? Особенно, если он пришел на расстановку под давлением. Родственники могут сидеть в зале с позицией: «Мы его привели, чтобы заниматься его алкоголизмом. Закодируйте его побыстрее, пожалуйста, чтобы не пил. А вот абортами, которые его жена сделала втайне от него, заниматься не надо. И абортами матери его заниматься не надо». А в расстановке выходит жестокая правда. А родственники не хотят, чтобы «больной» родственник знал эту правду. Одним из решений, которое может помочь в подобной ситуации, может быть подробная консультация с родственниками по поводу подводных камней. «Информация может всплыть любая. Вы к этому готовы? Вы сами готовы к серьезной работе ради здоровья супруга, сына, и в конечном счёте ради здоровья семьи? Вы готовы разделить с ним ответственность за изменение ситуации в целом?» *** Еще один пример. Приходит мужчина на расстановку. И не один, а с женой. И жена всем своим видом думает вслух: «Сделайте ему пожалуйста расстановку, не дотягивает до идеала, от мамки своей никак не оторвется…». Итак, муж пришел под давлением жены. Может быть, он хотел быть для неё хорошим мужем, хотел сделать ей подарок, или просто хотел, чтобы она успокоилась и больше не приставала. Главное, что у него самого внутри нет актуального запроса для расстановки. Если бы он имел возможность, он бы сказал примерно следующее: «Дорогой расстановщик, сделайте со мной что-нибудь, чтобы жена была довольна». Но жена рядом, и обидеть её нельзя. И он говорит расстановщику что-то другое, мутное, растерянное, раздраженное. Решение в этом случае может быть следующее. Расстановщик может воспользоваться шансом, что человек все-таки до него дошёл, и в ходе интервью докопаться до хотя бы минимально самостоятельного запроса. Поэтому мы с такими «насильно приведенными» клиентами предпочитаем работать в индивидуальном порядке. В этом случае можно с ними детально поговорить хоть целый час, выводя их на конкретный запрос. И в этом случае есть шанс их спровоцировать и замотивировать. Например, можно сказать: «Я не верю, что ты хочешь сделать себе расстановку. Я не верю, что это та самая тема, которая тебя беспокоит». В ряде случаев это помогает клиенту включиться, вылезти из своей берлоги, задуматься, и постепенно прийти к лучшему пониманию, что ему в данный момент надо. На группе ресурс времени ограничен. Если вы увидели, что клиент пришел не в ресурсе (в растерянности, запрос смутный), можно сказать группе: «Дорогие товарищи, отдохните десять минут, попейте чаю, а мы пока поговорим с клиентом». Одна из наиболее безопасных и экологичных форматов работы для семейной пары – расстановки «два на два», когда два терапевта мужчина и женщина работают с семейной парой. *** Члены группы (новички) как фактор влияния Не можем не коснуться еще одного фактора, который ограничивает степень свободы расстановщика в группе и влияет на весь процесс групповой расстановки. Это новички, которые пришли познакомиться с методом расстановок, посмотреть на всё в первый раз. Для них некоторые привычные для бывалых и опытных участников приёмы работы расстановщика могут выглядеть как довольно жесткие, слишком провокационные. И это может стать своеобразным первым впечатлением о расстановках, которое потом будет трудно исправить. Именно поэтому расстановщик не может позволить себе жестких провокаций в присутствии новеньких. Другими словами, группа и новички накладывают определенные ограничения на ведущего. И именно поэтому группа опытных, прошедших огонь, воду и медные трубы заместителей – самое бесценное сокровище для любого расстановщика. С ними он может позволить себе боле глубокую и серьезную работу. Одним из решений может быть такой – поговорить с клиентом один на один и подготовить его к трудной и серьезной работе. Возможен еще один вариант: сложные клиентские случаи выносить на группу опытных расстановщиков и заместителей. Иногда наилучшим решением сложного случая будет предложение клиенту индивидуальной расстановочной сессии. Некоторым клиентам может потребоваться несколько индивидуальных встреч прежде, чем они смогут накопить ресурс, необходимый для эффективной работы на группе в методе расстановки. Смогут накопить силу, чтобы посмотреть на свою проблему открытыми глазами.
*** Клиент как фактор влияния А бывают и такие клиенты, которые приходят с запросом: «Просто скажите мне, что я прав! Больше ничего делать не надо. Просто успокойте и поддержите меня». И такую глубину запроса тоже нужно уважать. Иногда просто поддержать, просто сказать пару слов поддержки: «Ты достойный человек! Ты имеешь право защищать свои интересы и иметь своё мнение» - вполне достаточно для таких клиентов. И такой человек уйдет от терапевта совершенно счастливым. Он на этом небольшом ресурсе – уверенности, что он просто имеет право на своё мнение – горы свернёт. И сам станет лучше. И все станет делать лучше. Просто для этого не нужна расстановка. В этом случае нужны психологическая консультация и поддерживающая терапия, или просто доброе слово поддержки.
*** Клиент может быть сильно травмированным, и соответственно использовать целый арсенал защитных механизмов, маскироваться, уклоняться, обобщать и т.д. Расстановщику в ходе предварительного интервью важно почувствовать, какую глубину работы клиент способен выдержать? И не тащить его глубже, чем он хочет и может сейчас. Возможно когда-нибудь он созреет до фантастических подвигов, а сейчас просто ведет разведку. Не ломайте его об колено. «Просто дайте мне совет. На уровне здравого смысла. Гимнастику по утрам делать 10 минут или 15 минут. И мне для счастья хватит». А расстановщик в ответ: «Так. Забудьте про зарядку. Будем ампутировать! Вам наркоз делать общий или местный?» И клиент впадает в паралич от страха. Никакой эффективной работы с ним в расстановке не будет. Интервью, по сути дела, это подготовка клиента к ремонту его души. Чтобы он подписал контракт на ремонт, что с ним нужно работать на том уровне, на который он вас пускает.
Расстановщик как фактор торможения процесса Ограничения на расстановку могут быть как из системы клиента, так и из системы, вернее из "слепого пятна" самого расстановщика. Не существует специалистов, проработанных на сто процентов, стерильно чистых, беспроблемных. Иногда тема, заявленная клиентом, самим расстановщиком еще не проработана. В этом случае терапевт не может помочь клиенту, он сам в плену данной проблемы. Профессионал обязан уметь различать эти случаи и предлагать клиенту соответствующее формы продолжения работы. *** *** Статья написана в соавторстве с Матвеевой Надеждой (Центр "Ольвия" г. Москва) С уважением тел. 8-905-565-66-55 скайп: yury2266880 первая консультация по скайпу - БЕСПЛАТНО Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|