Проблема подросткового возраста в истории психологии

Современные родители сходятся во мнении, что подростковый возраст – самый проблемный в отношениях между поколениями. Всегда ли так было?

Подростковый возраст становится предметом пристального внимания психологов и педагогов в конце XIX - начале XX веков. Несмотря на различие в интерпретациях и взглядах, практически все положения того времени о психическом развитии подростка имеют биологическое обоснование, так как исследователи связывали изменения в развитии личности, в первую очередь, с половым созреванием.

Американский психолог Гренвилл Стенли Холл, считающийся отцом психологии переходного возраста, в 1904 г. издал монографию, в которой предложил концепцию с объяснением явления отрочества и связанных с ним кризисных и негативных аспектов. В своей теории рекапитуляции С.Холл приравнивает подростковую стадию в развитии личности к эпохе романтизма в истории человечества. На этой промежуточной стадии между детством и взрослостью имеет место хаос, когда антропоидные тенденции сталкиваются с требованиями социума.

Представления С.Холла о «бунтующем» отрочестве прочно вошли в историю психологии. Он первый описал контрастность, противоречия и биполярность подросткового возраста, выделив такие «качели», как активность-изнурение, веселость-уныние, общительность-замкнутость, чувствительность-апатия, уверенность-застенчивость. С. Холл назвал отрочество периодом "бури и натиска" и считал его кризисом самосознания, преодолев который, человек приобретает чувство индивидуальности.

Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер,  крупный исследователь подросткового возраста, в 1924 г. опубликовал книгу "Психология юношеского возраста", в которой изложил культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Согласно его концепции отрочество – это период врастания в культуру. Психическое развитие подростка -  врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух конкретной эпохи; характеризуется кризисом освобождения от детской зависимости. Э. Шпрангер описал три типа развития отрочества:

1. Резкое, бурное, кризисное течение, когда отрочество переживается как второе рождение "Я";

2. Развитие происходит плавно,  равномерно, без глубоких изменений личности подростка;

3. Активный, формирующий процесс, воспитание самого себя, преодоление подростком внутренних тревог и кризисов произвольно. Третий тип характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Э. Шпрангер считал главными новообразованиями отрочества - открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Подросток проводит дни в мечтаниях, неясных стремлениях; он не удовлетворен собой, пессимистически настроен; это возраст повышенной нервозности и максимума самоубийств. Э.Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, исходя из того, что главной задачей психологии является изучение развития личности.

Интересны идеи Э.Шпрангера о переживаниях подростка по поводу любви и ее проявлений, относительно эротики и сексуальности, которые по-разному переживаются и глубоко отличаются друг от друга вследствие принадлежности разным слоям психики. Эротические переживания лежат в области духовного, когда подросток учится воспринимать другого человека,  как одухотворенное осмысленное существо, обладающее внутренней красотой.  Сексуальность, по Э.Шпрангеру, проявляется в телесных переживаниях и связана с  чувственным наслаждением. 

Первое появление сексуально окрашенных переживаний связано с чувством ужаса, страха перед чем-то таинственным и незнакомым, и стыдом за переживание неясных, но запрещенных вещей. По мнению Э.Шпрангера, в сознании подростка эротика и сексуальность в переживании резко отделены друг от друга. Преждевременная сексуализация эротического в подростковом возрасте может привести к необратимому разрушению образа идеальной любви в сознании отрока.

Исходя из сформулированной концепции, Э.Шпрангер описал шесть культурно-психологических типов личности в зависимости от ведущей ценности:

  • теоретический - личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности;
  •  эстетический - личность, которая стремится постигнуть единичный случай насколько возможно глубоко и познать все его особенности; ей чуждо объективное познание;
  •  экономический – личность, которая стремится с наименьшими затратами достичь наибольшего результата;
  •  социальный – личность, для которой наивысшей ценностью является любовь, общение и жизнь для других людей;
  •  политический – личность со стремлением к власти, господству и влиянию;
  •  религиозный – личность, настроенная мистически; соотносит любое явление с общим смыслом жизни и мира.
  • Русский религиозный мыслитель и профессор психологии В.В. Зеньковский, в одно и то же время с Э.Шпрангером, отмечал, что в период полового созревания происходит расщепление самого существа подростка. С одной стороны, в телесности сосредотачивается сексуальность; с другой стороны, отрок находится в мечтаниях о любимом существе, об идеале. В.В.Зеньковский считал, что расхождение сексуальности и эроса в подростковом возрасте носит временный характер; соединение сексуальности и движений любви достигается путем вступления в брак. 

    Значительный вклад в исследование развития личности ребенка внесла немецкий психолог Шарлотта Бюлер. Одной из первых она сделала предположение, что развитие личности происходит на всем жизненном пути человека.  Одним из наиважнейших периодов в развитии личности Ш.Бюлер считала пубертатный период, во время которого у человека возникает новая жизненная потребность – потребность в дополнении.

    Нервное и телесное возбуждение, свойственное подростку, должно вывести его из спокойного удовлетворенного состояния и направить на поиски и сближение с существом противоположного пола. Неудовлетворенность прежней жизнью и средой должна раскрыть подростковое «Я» для нового - для встречи с «Ты». Подростковый возраст, по мнению Ш.Бюлер, - это возраст поисков друга. В дополнение к этому, Ш.Бюлер видит влияние культуры на развитие подростка в том, что с развитием общества период пубертатности удлиняется.

    Негативные и позитивные фазы, сопровождающие отрочество, свойственны всем периодам развития личности. Ш.Бюлер видит в отрицательных переживаниях, агрессивности и других негативных проявлениях толчок к новым качественным образованиям при переходе на следующую ступень развития. Исследования Ш.Бюлер можно по праву назвать одними из первых, в которых пубертатный период анализируется в едином видении биологического и психического развития.

    Немецкий психолог Вильям Штерн впервые поставил задачу изучения развития личности ребенка. Основы теории персонализма, развиваемой Штерном, изложены в его фундаментальном труде «Личность и вещь» (1906-1924). До того времени исследовались, в основном, познавательные процессы у детей с целью наиболее эффективного их обучения. В.Штерн считал, что психическое развитие – есть саморазвитие генетически заложенных задатков, обусловленное социально-культурным окружением ребенка, то есть на развитие личности влияют наследственность и среда.

    Штерн полагал, что фрустрация, возникающая в ходе конфликта внешнесредовых воздействий и внутренних наклонностей и потребностей ребенка, что особенно явно выражается в подростковом периоде вследствие возникновения новых требований к подростку, имеет положительное значение для развития самосознания.

    Отрицательные эмоции, возникающие при фрустрации, служат стимулом для размышлений о том, что конкретно вызывает эти эмоции и что необходимо для позитивного самоощущения. Таким образом. В.Штерн доказывал, что эмоции вынуждают подростка оценивать свое самоощущение и окружающую среду, сопоставлять, выводить причинно-следственные связи, что ведет к развитию рефлексии и помогает процессу социализации.

    Американский этнопсихолог, этнограф и социолог Маргарет Мид  оказала огромное влияние на развитие детской психологии. В ее работах исследуются проблемы социализации детей в традиционных, замкнутых культурах Полинезии и Латинской Америки («Взросление на Самоа» (1928), «Как растут на Новой Гвинее» (1930)). На примере различных культур М.Мид доказывала значимую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей. Ее исследования касались целого ряда вопросов, затрагивая, в том числе, развитие половой идентификации и особенности детско-родительских отношений.

    М.Мид  показала, что особенности формирования структуры самосознания, самооценки и полового созревания напрямую связаны с традициями народа, особенностями воспитания и обучения детей,  стилем общения в семье. Ею был введен термин «инкультурация». М.Мид указала на существование набора типов темперамента, одобряемых в конкретном обществе. Социально одобряемое поведение (половое) определяется культурой народа. Люди, чей темперамент не соответствует социальным эмоциям, одобряемым данной культурой, закономерно и прогнозируемо оказываются в отчуждении.

    Исследования М.Мид и ее коллеги Р. Бенедикт, изучавшей подростков индейских племен Канады и Новой Гвинеи, позволили сделать вывод, что о подростковом периоде, как промежуточном между половым созреванием и началом взрослой жизни, имеет смысл говорить только в отношении промышленно развитых стран.

    Антропологи не обнаружили кризиса развития у примитивных культур, напротив, описали гармоничное, бесконфликтное протекание подросткового периода. Было установлено, что во многих культурах допромышленного развития нет подчеркивания контраста между взрослым и ребенком, который существует в западных промышленных культурах.

    Примитивные народности не поляризуют детей и взрослых;  дети  с ранних лет приучаются к труду взрослых, у них есть обязанности и ответственность, что позволяет им приобретать умения и навыки, необходимые в будущем. Переход от детства к взрослости протекает в этих условиях плавно – ребенок учится взрослым способам поведения и подготовлен к выполнению требований, предъявляемых взрослым особям.

    В высокоразвитых промышленных культурах складывается неблагополучная ситуация для взросления: в детстве ребенок усваивает то, что ему не пригодится как взрослому, и не учится необходимому для будущего. При достижении формальной зрелости он оказывается неподготовленным к требованиям общества.  Кроме того, введение обязательного образования в западных культурах в начале XIX века удлинило период экономической зависимости детей от родителей, и соответственно, затормозило переход от детства к взрослости, как к периоду обязанностей и равноценной ответственности.

    Подростковый возраст с точки зрения психоанализа был рассмотрен  в 1905 году в работе З.Фрейда «Три очерка по теории сексуальности», содержащей соответствующий раздел. В книге «Теория и практика детского психоанализа» Анна Фрейд резюмирует представления своего отца об отрочестве, как о времени, когда происходят изменения, придающие инфантильной сексуальной жизни окончательную форму. Главными событиями этого периода являются: подчинение эрогенных зон главенству генитальной зоны; формирование новых сексуальных целей, различных для мальчиков и девочек, и нахождение новых сексуальных объектов вне семьи.

    До выхода книги З.Фрейда главное значение подросткового периода вытекало из его роли в начале сексуальной жизни индивида; после открытия детской сексуальности статус отрочества изменился, его роль была сведена к периоду окончательной трансформации, перехода и моста между диффузной детской и генитальной взрослой сексуальностью.

    Анна Фрейд также внесла весомый вклад в исследование детской психики. Бунтарское поведение подростка было рассмотрено А.Фрейд с точки зрения натиска либидозной энергии в период полового созревания и комплекса защит подростка от ее проявлений. А. Фрейд определяла отрочество как «прерывание мирного роста» и считала «ненормальным, если в течение подросткового периода сохраняется достигнутое ранее равновесие». За норму подросткового возраста она приняла  дисгармонию психического развития, обусловленную борьбой Эго и Ид.

    Анной Фрейд был сделан вывод, актуальный и сегодня: непредсказуемость и непоследовательность поведения ведет к неудовлетворенности собой, что причиняет страдание самому подростку, но это не означает, что подросток нуждается в лечении; подростку необходимо время для выработки своего собственного решения; скорее его родители нуждаются в помощи, чтобы стать более терпимыми к нему.

    Отечественный психолог Л.И.Божович считала кризис подросткового возраста самым острым и затяжным по сравнению со всеми переломными этапами в онтогенетическом развитии личности ребенка. Основными характеристиками этого периода она полагала: перестройку прежних отношений ребенка к миру и самому себе, развитие самосознания и самоопределения до уровня той позиции, с которой школьник начинает самостоятельную жизнь. 

    К причинам кризиса Л.И.Божович относила невозможность реализации потребностей и стремлений, возникающих в связи с образованием новых психологических структур, вследствие недостаточной социальной зрелости школьника. Асинхронность физического, психического и социального развития подростка создает трудности в преодолении депривации актуальных потребностей подростка, возникающих в большом количестве в связи с бурным физическим и умственным ростом.

    Немаловажный фактор, выделяемый Л.А.Божович, как причина кризисного протекания периода,  -  это запреты, накладываемые подростком на самого себя; ранее сформировавшиеся  психологические новообразования (привычки, черты характера), часто мешающие подростку достигнуть желаемого избранного им образца. Развивающаяся способность познать самого себя как личность с уникальным, присущим только ей набором качеств, порождает у подростка стремление  к самоутверждению, самовыражению наиболее ценных для подростка качеств и самовоспитанию. Депривация этих потребностей является основой подросткового кризиса. 

    Таким образом, в истории детской психологии подростковый возраст, как отдельный этап в развитии личности, выделился сравнительно недавно, на что среди прочих факторов повлияло введение всеобщего обучения, удлинившее время экономической зависимости взрослеющего человека.

     



    Просмотров: 435
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Различение: главная движущая сила развития личности подростка
  • Развитие личности: от младенца до подростка.
  • Развитие личности: от подростка до взрослого.
  • Особенности виртуальной зависимости у подростка с точки зрения психологии.
  • Формирование базовых качеств личности подростка как будущего профессионала в условиях современного мира.
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Возможности арт-терапии для развития самосознания личности
  • Психологические особенности детей подросткового возраста
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Этапы развития личности. Соотношение внутреннего возраста и реального
  • Подростковый возраст. Кто защитит подростка?
  • Изменение личности "компьютерного" подростка
  • Эмоциональная регуляция как адаптационный ресурс личности в условиях подросткового кризиса.
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Проблема воспитания детей подросткового возраста
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • 4 основные задачи, которые должен совершить подросток в период подросткового кризиса
  • Из истории развития детской психологии
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • Особенности подросткового возраста и поведение родителей
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • Сложный возраст. Психолог для подростка.
  • Особенности одаренности учащихся подросткового возраста в школах с разной системой обучения
  • УСПЕШНЫЙ ПОДРОСТОК или о проблемах, которые тормозят развитие подростка, и одобряются родителями.
  • Социокультурная «арт-адаптация» личности подростка.
  • Секрет развития личности детей от 1 до 6 месяцев.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь