|
Проблема подросткового возраста в истории психологииАвтор статьи: Демидова Анжела Александровна
Современные родители сходятся во мнении, что подростковый возраст – самый проблемный в отношениях между поколениями. Всегда ли так было? Подростковый возраст становится предметом пристального внимания психологов и педагогов в конце XIX - начале XX веков. Несмотря на различие в интерпретациях и взглядах, практически все положения того времени о психическом развитии подростка имеют биологическое обоснование, так как исследователи связывали изменения в развитии личности, в первую очередь, с половым созреванием. Американский психолог Гренвилл Стенли Холл, считающийся отцом психологии переходного возраста, в 1904 г. издал монографию, в которой предложил концепцию с объяснением явления отрочества и связанных с ним кризисных и негативных аспектов. В своей теории рекапитуляции С.Холл приравнивает подростковую стадию в развитии личности к эпохе романтизма в истории человечества. На этой промежуточной стадии между детством и взрослостью имеет место хаос, когда антропоидные тенденции сталкиваются с требованиями социума. Представления С.Холла о «бунтующем» отрочестве прочно вошли в историю психологии. Он первый описал контрастность, противоречия и биполярность подросткового возраста, выделив такие «качели», как активность-изнурение, веселость-уныние, общительность-замкнутость, чувствительность-апатия, уверенность-застенчивость. С. Холл назвал отрочество периодом "бури и натиска" и считал его кризисом самосознания, преодолев который, человек приобретает чувство индивидуальности. Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер, крупный исследователь подросткового возраста, в 1924 г. опубликовал книгу "Психология юношеского возраста", в которой изложил культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Согласно его концепции отрочество – это период врастания в культуру. Психическое развитие подростка - врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух конкретной эпохи; характеризуется кризисом освобождения от детской зависимости. Э. Шпрангер описал три типа развития отрочества: 1. Резкое, бурное, кризисное течение, когда отрочество переживается как второе рождение "Я"; 2. Развитие происходит плавно, равномерно, без глубоких изменений личности подростка; 3. Активный, формирующий процесс, воспитание самого себя, преодоление подростком внутренних тревог и кризисов произвольно. Третий тип характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины. Э. Шпрангер считал главными новообразованиями отрочества - открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Подросток проводит дни в мечтаниях, неясных стремлениях; он не удовлетворен собой, пессимистически настроен; это возраст повышенной нервозности и максимума самоубийств. Э.Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, исходя из того, что главной задачей психологии является изучение развития личности. Интересны идеи Э.Шпрангера о переживаниях подростка по поводу любви и ее проявлений, относительно эротики и сексуальности, которые по-разному переживаются и глубоко отличаются друг от друга вследствие принадлежности разным слоям психики. Эротические переживания лежат в области духовного, когда подросток учится воспринимать другого человека, как одухотворенное осмысленное существо, обладающее внутренней красотой. Сексуальность, по Э.Шпрангеру, проявляется в телесных переживаниях и связана с чувственным наслаждением. Первое появление сексуально окрашенных переживаний связано с чувством ужаса, страха перед чем-то таинственным и незнакомым, и стыдом за переживание неясных, но запрещенных вещей. По мнению Э.Шпрангера, в сознании подростка эротика и сексуальность в переживании резко отделены друг от друга. Преждевременная сексуализация эротического в подростковом возрасте может привести к необратимому разрушению образа идеальной любви в сознании отрока. Исходя из сформулированной концепции, Э.Шпрангер описал шесть культурно-психологических типов личности в зависимости от ведущей ценности: Русский религиозный мыслитель и профессор психологии В.В. Зеньковский, в одно и то же время с Э.Шпрангером, отмечал, что в период полового созревания происходит расщепление самого существа подростка. С одной стороны, в телесности сосредотачивается сексуальность; с другой стороны, отрок находится в мечтаниях о любимом существе, об идеале. В.В.Зеньковский считал, что расхождение сексуальности и эроса в подростковом возрасте носит временный характер; соединение сексуальности и движений любви достигается путем вступления в брак. Значительный вклад в исследование развития личности ребенка внесла немецкий психолог Шарлотта Бюлер. Одной из первых она сделала предположение, что развитие личности происходит на всем жизненном пути человека. Одним из наиважнейших периодов в развитии личности Ш.Бюлер считала пубертатный период, во время которого у человека возникает новая жизненная потребность – потребность в дополнении. Нервное и телесное возбуждение, свойственное подростку, должно вывести его из спокойного удовлетворенного состояния и направить на поиски и сближение с существом противоположного пола. Неудовлетворенность прежней жизнью и средой должна раскрыть подростковое «Я» для нового - для встречи с «Ты». Подростковый возраст, по мнению Ш.Бюлер, - это возраст поисков друга. В дополнение к этому, Ш.Бюлер видит влияние культуры на развитие подростка в том, что с развитием общества период пубертатности удлиняется. Негативные и позитивные фазы, сопровождающие отрочество, свойственны всем периодам развития личности. Ш.Бюлер видит в отрицательных переживаниях, агрессивности и других негативных проявлениях толчок к новым качественным образованиям при переходе на следующую ступень развития. Исследования Ш.Бюлер можно по праву назвать одними из первых, в которых пубертатный период анализируется в едином видении биологического и психического развития. Немецкий психолог Вильям Штерн впервые поставил задачу изучения развития личности ребенка. Основы теории персонализма, развиваемой Штерном, изложены в его фундаментальном труде «Личность и вещь» (1906-1924). До того времени исследовались, в основном, познавательные процессы у детей с целью наиболее эффективного их обучения. В.Штерн считал, что психическое развитие – есть саморазвитие генетически заложенных задатков, обусловленное социально-культурным окружением ребенка, то есть на развитие личности влияют наследственность и среда. Штерн полагал, что фрустрация, возникающая в ходе конфликта внешнесредовых воздействий и внутренних наклонностей и потребностей ребенка, что особенно явно выражается в подростковом периоде вследствие возникновения новых требований к подростку, имеет положительное значение для развития самосознания. Отрицательные эмоции, возникающие при фрустрации, служат стимулом для размышлений о том, что конкретно вызывает эти эмоции и что необходимо для позитивного самоощущения. Таким образом. В.Штерн доказывал, что эмоции вынуждают подростка оценивать свое самоощущение и окружающую среду, сопоставлять, выводить причинно-следственные связи, что ведет к развитию рефлексии и помогает процессу социализации. Американский этнопсихолог, этнограф и социолог Маргарет Мид оказала огромное влияние на развитие детской психологии. В ее работах исследуются проблемы социализации детей в традиционных, замкнутых культурах Полинезии и Латинской Америки («Взросление на Самоа» (1928), «Как растут на Новой Гвинее» (1930)). На примере различных культур М.Мид доказывала значимую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей. Ее исследования касались целого ряда вопросов, затрагивая, в том числе, развитие половой идентификации и особенности детско-родительских отношений. М.Мид показала, что особенности формирования структуры самосознания, самооценки и полового созревания напрямую связаны с традициями народа, особенностями воспитания и обучения детей, стилем общения в семье. Ею был введен термин «инкультурация». М.Мид указала на существование набора типов темперамента, одобряемых в конкретном обществе. Социально одобряемое поведение (половое) определяется культурой народа. Люди, чей темперамент не соответствует социальным эмоциям, одобряемым данной культурой, закономерно и прогнозируемо оказываются в отчуждении. Исследования М.Мид и ее коллеги Р. Бенедикт, изучавшей подростков индейских племен Канады и Новой Гвинеи, позволили сделать вывод, что о подростковом периоде, как промежуточном между половым созреванием и началом взрослой жизни, имеет смысл говорить только в отношении промышленно развитых стран. Антропологи не обнаружили кризиса развития у примитивных культур, напротив, описали гармоничное, бесконфликтное протекание подросткового периода. Было установлено, что во многих культурах допромышленного развития нет подчеркивания контраста между взрослым и ребенком, который существует в западных промышленных культурах. Примитивные народности не поляризуют детей и взрослых; дети с ранних лет приучаются к труду взрослых, у них есть обязанности и ответственность, что позволяет им приобретать умения и навыки, необходимые в будущем. Переход от детства к взрослости протекает в этих условиях плавно – ребенок учится взрослым способам поведения и подготовлен к выполнению требований, предъявляемых взрослым особям. В высокоразвитых промышленных культурах складывается неблагополучная ситуация для взросления: в детстве ребенок усваивает то, что ему не пригодится как взрослому, и не учится необходимому для будущего. При достижении формальной зрелости он оказывается неподготовленным к требованиям общества. Кроме того, введение обязательного образования в западных культурах в начале XIX века удлинило период экономической зависимости детей от родителей, и соответственно, затормозило переход от детства к взрослости, как к периоду обязанностей и равноценной ответственности. Подростковый возраст с точки зрения психоанализа был рассмотрен в 1905 году в работе З.Фрейда «Три очерка по теории сексуальности», содержащей соответствующий раздел. В книге «Теория и практика детского психоанализа» Анна Фрейд резюмирует представления своего отца об отрочестве, как о времени, когда происходят изменения, придающие инфантильной сексуальной жизни окончательную форму. Главными событиями этого периода являются: подчинение эрогенных зон главенству генитальной зоны; формирование новых сексуальных целей, различных для мальчиков и девочек, и нахождение новых сексуальных объектов вне семьи. До выхода книги З.Фрейда главное значение подросткового периода вытекало из его роли в начале сексуальной жизни индивида; после открытия детской сексуальности статус отрочества изменился, его роль была сведена к периоду окончательной трансформации, перехода и моста между диффузной детской и генитальной взрослой сексуальностью. Анна Фрейд также внесла весомый вклад в исследование детской психики. Бунтарское поведение подростка было рассмотрено А.Фрейд с точки зрения натиска либидозной энергии в период полового созревания и комплекса защит подростка от ее проявлений. А. Фрейд определяла отрочество как «прерывание мирного роста» и считала «ненормальным, если в течение подросткового периода сохраняется достигнутое ранее равновесие». За норму подросткового возраста она приняла дисгармонию психического развития, обусловленную борьбой Эго и Ид. Анной Фрейд был сделан вывод, актуальный и сегодня: непредсказуемость и непоследовательность поведения ведет к неудовлетворенности собой, что причиняет страдание самому подростку, но это не означает, что подросток нуждается в лечении; подростку необходимо время для выработки своего собственного решения; скорее его родители нуждаются в помощи, чтобы стать более терпимыми к нему. Отечественный психолог Л.И.Божович считала кризис подросткового возраста самым острым и затяжным по сравнению со всеми переломными этапами в онтогенетическом развитии личности ребенка. Основными характеристиками этого периода она полагала: перестройку прежних отношений ребенка к миру и самому себе, развитие самосознания и самоопределения до уровня той позиции, с которой школьник начинает самостоятельную жизнь. К причинам кризиса Л.И.Божович относила невозможность реализации потребностей и стремлений, возникающих в связи с образованием новых психологических структур, вследствие недостаточной социальной зрелости школьника. Асинхронность физического, психического и социального развития подростка создает трудности в преодолении депривации актуальных потребностей подростка, возникающих в большом количестве в связи с бурным физическим и умственным ростом. Немаловажный фактор, выделяемый Л.А.Божович, как причина кризисного протекания периода, - это запреты, накладываемые подростком на самого себя; ранее сформировавшиеся психологические новообразования (привычки, черты характера), часто мешающие подростку достигнуть желаемого избранного им образца. Развивающаяся способность познать самого себя как личность с уникальным, присущим только ей набором качеств, порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению наиболее ценных для подростка качеств и самовоспитанию. Депривация этих потребностей является основой подросткового кризиса. Таким образом, в истории детской психологии подростковый возраст, как отдельный этап в развитии личности, выделился сравнительно недавно, на что среди прочих факторов повлияло введение всеобщего обучения, удлинившее время экономической зависимости взрослеющего человека.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|