|
Арт-терапия. Метод «мандала». Мандалотерапия.Автор статьи: Андреева Юлия Валериановна
В настоящее время изображение мандалы продолжает использоваться юнгианскими психотерапевтами в ходе аналитических сессий, также, и наиболее широко, символ мандалы используется в арт-терапии, в которой рисование изображения мандалы выделилось как отдельный метод. Сразу хочу отметить, что понятие «арт-терапия» используется мной в своем более узком контексте: как терапия посредством изобразительного искусства. Она являет собой синтез искусства и психотерапии, который развивался, опираясь на теорию психоанализа З. Фрейда и некоторые ее положения, такие как сублимация, проекция, и главным образом, на символическую концепцию аналитической психологии Юнга. При характеристике любого арт-терапевтического процесса можно говорить о трех непременных составляющих, которые должны обязательно присутствовать, чтобы сформировать психотерапевтическое воздействие: - фактор художественной экспрессии, что включает процесс спонтанного выражения чувств, мыслей и желаний пациента посредством создания художественного произведения. - фактор психотерапевтических отношений, в котором рассматривается феномен переноса и контр - переноса (это данность Фрейду и его концепции переноса). - фактор интерпретации и обратной связи, здесь арт-терапевт имеет возможность дать обратную связь пациенту о тех символах, которые выражены в его работе, с тем, чтобы помочь пациенту в понимании своей проблемы, поиску путей и механизмов ее решения. Данные факторы были выделены Копытиным А.И. в его книге «Теория и практика арт-терапии»[1]. Естественно, что данные факторы арт-терапевтического процесса присутствуют и при использовании терапевтом метода мандалы. Фактор художественной экспрессии при рисовании мандалы складывается из некоторых составляющих. Одной из них является использование метода активного воображения, который был предложен Юнгом. Юнг отзывался о фантазиях как о нечто очень значимом: «Я всегда стараюсь фантазировать с пациентом. Ведь я не отношусь к фантазии пренебрежительно. Для меня она, в конечном счете, - материнская творческая сила мужского духа. Мы не можем стать выше своей фантазии. Конечно, есть пустые, беспомощные, болезненные и бесполезные фантазии, стерильную природу которых немедленно распознает здравый смысл, но дисфункция, как известно, ничего не говорит о функции. Все творения человека - порождения творческой фантазии. Как можно пренебрежительно относиться к силе воображения?»[2] Данный метод помогает создать пациенту нечто значимое, продуцировать свое психическое извне через живопись или рисование. Чтобы это произошло, рисование должно быть спонтанным для пациента. Джоанна Келлогг, современный американский арт-терапевт, вслед за Юнгом настаивает на спонтанности данного процесса. Пациентам предлагают не стремиться к эстетизации своих работ. Как говорит Д.Келлогг, в процессе рисования мандалы развивается особое состояние сознания: «Благодаря глубокому сосредоточению, которое достигается участниками в процессе создания мандал, у них могут развиваться измененные состояния сознания, в частности состояние, близкое к гипнотическому»[3]. В процессе арт-терапевтической сессии также может присутствовать феномен переноса. Особенность переноса при использовании метода мандалы, также как и вообще в арт-терапии, то, что он может быть прямым, так и опосредованным арт-терапевтической продукцией и выражаться через визуальные образы. Интересен третий фактор арт-терапевтического процесса, так как интерпретация терапевтом символов проявленных в произведении, строится обычно на концепции Юнга об архетипе и его выражении в символах. Такая интерпретация символа отражает его отношение между сознательным и бессознательным человека. Интерпретация нарисованных мандал дает знание о психическом состоянии пациента, его отношении к себе, к окружающим. Интерпретация мандалы не означает давать готовый рецепт суждений пациенту, зачастую пациент вовлекается в обсуждение, в саму интерпретацию. Основываясь на книге Д. Келлогг можно говорить о нескольких направлениях интерпретации мандалы: это интерпретация цветов, используемых в мандале и их расположения и, также, формы мандалы, гармоничность расположения ее внутренних частей. Отдельно интерпретируется цвет центра мандалы, причем в трактовке значения цветов основываются как на архетипических значениях, так и значениях, которые предлагает Люшер в своем методе цветовых выборов. Значение формы в мандалах интерпретируются также определенным образом. Так, например, К. Келлогг пишет о том, что основная фигура, лежащая в основании, центре мандалы интерпретируется отдельно, и в единстве с остальными частями мандалы. Она предлагает следующие трактовки изображений[4]: Звезда – символ мужественности, уверенно стоящего на ногах человека, связь с материальным миром, физическим телом, присутствии энергии, силы. Цветок – символ женственности. Крест – христианская символика, которая представлена и у Юнга как центрирование психического центра, Самости относительно пространства, четырех сторон света. Квадрат – квадрат в круге, Коллинн интерпретирует это как двор или сад, который может быть как закрытым. Так и открытым. В случае его закрытости, это может означать депрессию. С данным утверждением можно не согласиться, опираясь на трактовку Юнга, так как это то, что Юнг называет квадратурой круга и архетипом Самости: «Квадратура круга – один из многих архетипических мотивов, лежащих в основе упомянутых очертаний наших сновидений и фантазий. Он характеризуется, помимо всего прочего, тем, что функционально относится к наиважнейшим мотивам. Можно чуть ли не прямо обозначить его как архетип целостности»[5]. Треугольник – означает движение, два разнонаправленных треугольника – дуальность, сочетание разрушительного и созидающего начала. Психотерапевтическое значение мандалы: служить поддержкой дезинтегрированной психике пациента, в связи с изначальной концепции целостности, заложенной в мандале. Поэтому применение мандал не имеет ограничений и может применяться для любых форм пограничных и глубоких психопатологий, главное, чтобы пациент принял саму возможность рисовать данное изображение. Возможно применение данного метода как индивидуально, так и в группе. В силу того, что формы мандал разнообразны, это может использоваться также для психодиагностики в процессе психотерапии. В роли психодиагностического инструмента мандала может использоваться как в начале арт-терапевтической работы, так и лонгитюдно, по мере прохождения терапии пациентом. Кэллогг приводит перечень использования мандал, который предложила Кэрол Кох[6]: - использование методик вместе с конвекционными тестами, - использование для первичной диагностики, - использование для срезовой диагностики, - использование для выявления устойчивых художественных предпочтений пациентов. В случае использования мандал в терапевтическом аспекте можно говорить о мандалотерапии, в которой рисование мандалы становится главным терапевтическим средством. Это понятие встречается в настоящее время в современной литературе, как например, в сборнике «Исцеляющее искусство №1» в статье Богачева Олега[7]. Метод «Мандала» может применяться комбинированно с другими методами, например, с музыкотерапией, сказкотерапией, песочной терапией, другими психотерапевтическими направлениями. Итак, можно сказать о том, что метод «Мандала» имеет широкий круг применения и свои особенности, которые требуют специальной подготовки от психолога и психотерапевта, знакомство с теорией символизма, представленной Юнгом и другими психологами, культурологическими особенностями данного символа, специальной арт-терапевтической подготовкой.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|