Одной из самых моих любимых психотерапевтических методик является символдрама. Прелесть и особенность её в том, что практически любой человек может применять этот (очень увлекательный и «творческий», на мой взгляд) метод в рамках личной терапии и работать со своими проблемами - успешно и довольно быстро. Символдрама, как одна из краткосрочных психотерапевтических методик, работает с глубинными, скрытыми от сознания переживаниями, развивает способности к визуализации, позволяет эффективно прорабатывать проблемы клиента.
Метод символдрамы был разработан немецким психотерапевтом Ханскарлом Лёйнером в 50-е гг. 20-го века. Он позволяет человеку разрешить конфликты, лежащие на поверхности подсознания. К применению данного метода в психотерапии существуют показания и противопоказания. Симводрама хорошо «работает» с неврозами, кризисными состояниями клиентов, психосоматикой, посттравматическим синдромом. Её не рекомендуется применять с психотиками, с клиентами с церебральными органическими поражениями, с лицами с пониженным уровнем интеллекта, детьми до 6 лет. Метод разрабатывался на основе представления Юнга о коллективном бессознательном. Например, земля ассоциируется у многих народов с материнским (женским) началом, а небо - с отцовским (мужским). Существуют «проверочные» мотивы, с помощью которых можно определить, можно ли работать с человеком в данной технике. Например, Мотив «Цветок». Нужно попросить человека представить цветок и некоторое время взаимодействовать с этим образом, задавая вопросы об этом цветке. Перед тем, как предложить образ, с клиентом оязательно проводят легкую релаксацию. При этом важно сохранять контакт с клиентом, чтобы он не уснул (например, задавать ему вопросы, просить о чем-то).
Основных мотивов в символдраме 5: Луг (прогулка по воображаемому лугу); ручей (следование вдоль ручья вверх или вниз по течению); дом (обследование или строительство дома); гора (подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта); опушка леса (наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса).
Каждый мотив предлагается клиенту в определенных обстоятельствах (в зависимости от запроса и цели). Например, образ луга связан с материнским началом, с воспоминаниями о детстве и о родителях. Это исходный образ каждого психотерапевтического сеанса. После релаксации нужно предложить клиенту представить луг. Когда ему это удастся, необходимо задать следующие вопросы: - Где ты находишься по отношению к лугу? - Какое там время года? - Какое сейчас время суток? - Какая погода? - Сколько тебе лет? - Во что ты одет(а)/обут(а)? - Какая у тебя прическа? Далее можно расспросить про запахи, растения, ландшафт. Важно, чтобы клиент почувствовал себя на лугу. В конце сеанса нужно предложить клиенту попрощаться с образом в удобном для этого месте, сжать руки в кулачки, потянуться, открыть глаза и вернуться в комнату. Потом обычно задаются вопросы: - Что было наиболее приятно для тебя? - Что было неприятным? - Что удивило? «Строительство дома» может использоваться как групповой мотив. Начинается он с луга. Оказавшись на лугу, клиент должен оглядеться вокруг. Нужно выбрать место, где ему захочется построить дом. Далее – найти материалы, составить план и начать строительство. Клиенту нужно и нужно помогать вопросами ориентироваться во времени и пространстве.
Все эти мотивы имеют, как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и определенной проблематикой. Можно говорить, так же, об отнесенности конкретных мотивов к стадиям детского развития, а также об особой эффективности некоторых мотивов в случае определенных заболеваний и патологических симптомов.
Символдрама в настоящее время становится важным звеном в отечественной психотерапии. Этот метод хорошо соответствует ожиданиям, традициям, установкам и ментальности в целом, характерным для пациентов в России, ориентированных скорее на эмоционально-образное, чем на чисто рациональное переживание и решение психологических конфликтов. Ее распространение имеет большое значение для становления и развития системы психотерапевтической помощи и подготовки новых высококвалифицированных специалистов, существенно обогащая теорию и практику психотерапии.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.