На изменения нужно время

Иногда кажется (и в это хочется верить), что достаточно просто понять: что и почему идет не так, чтобы жизнь изменилась. И иногда это действительно получается. Но это происходит достаточно редко: когда проблема совсем "свежая" и пока остается на ментальном уровне, или это что-то простое, не связанное, например, с устоявшимся поведением.

Вам ведь знакомо это:
"Ну я же знал(а)! Зачем ж я... ",
"Я же вижу, что .. но все равно ..",
"Вот вроде все понимаю, но... ".
И многие, многие другие подобные фразы, которые мы произносим чаще, чем хотелось бы.

Почему так?

Дело в том, что человек – это не только сознание, мысли, ум, но и тело – с эмоциями, состояниями, привычками и рефлексами.

Можно сказать, что у нас есть три "разума": ментальный, эмоциональный и телесный.

Ментальный (лобные доли) - это понимание, осознание, знание о чем-то. Это то, что меняется быстрее всего. Например, достаточно легко понять, что на самом деле когда начальник кричит на тебя, это, на самом деле, не очень опасно: покричит и перестанет, характер такой у него. И совершенно не обязательно чувствовать страх, замирать и переставать дышать при этом. Мы как будто убираем "ошибку восприятия", когда после терапевтической работы смотришь на ситуацию и думаешь "И правда, что это я.. ". И не часто, но бывает, что этого достаточно, при условии, что эта ситуация не расценивается организмом как действительно угрожающая.

Но так уж происходит, что во время даже не очень сильного стресса лобные доли "отключаются" и осознание исчезает, перестает помогать, зато остаются "включенными" лимбическая система и рептильный мозг. И уже понимая, что крик начальника не опасен на самом деле - остается ощущение страха, за которое очень хочется себя отругать, ведь "Я понимаю же что... ".

Эмоциональный "разум" (лимбическая система) - это наши эмоции, привязанности, чувства, состояния. Изменения на этом уровне требуют большего количества времени, чем изменения на ментальном уровне. Потому что привычка чувствовать определенным образом - она уже "в теле", это в определенном смысле рефлекс, и для того, чтобы этот рефлекс изменить, надо "переучить" тело. С этим можно работать и на интенсивах, и на долговременных группах, чтобы позволить телу научиться испытывать и другие эмоции в таких ситуациях, убрать ассоциацию "крик - страх". А когда мы проработали эту тему на эмоциональном уровне, эмоция страха вроде бы исчезает, но вдруг замечаешь, что тело все равно сжимается, дыхание замирает, то есть тело все равно реагирует как на ситуацию опасности.

И во время сильного стресса "отключается" и лимбическая система, она как бы перестает быть важной, потому что организм считает ситуацию настолько опасной, что ему не до эмоций, надо "спасаться" и тогда остается "включенным" только рептильный мозг.

Телесный "разум" (рептильный мозг) - это уровень рефлексов: отдернуть руку, сжаться, бежать, обернуться - это те рефлексы, которые способствуют выживанию организма. Но дело в том, что наш мозг может интерпретировать объективно безопасные ситуации как опасные для нас. Зачастую это связано с детскими травматичными переживаниями (например, так кричал отец и ни к чему хорошему это не приводило).

Как однажды научившись кататься на велосипеде, это вспоминается очень быстро, стоит проехать несколько метров и мышечная память включается. Также и однажды выучив, что громкие крики предваряют физическую угрозу, тело реагирует на это как на опасность и не важно, сколько лет прошло после этого.  И тут - сколько ни "понимай" это не помогает. Надо "переучивать" тело. Именно для таких случаев очень полезны долговременные терапевтические группы, где человек может многократно "прожить" на уровне тела другие реакции и "научить" свое тело, что громкие крики - это не то, что предваряет физическую угрозу. 

 

Очень часто у нас есть потребность что-то изменить именно в ситуациях стресса, когда хочется реагировать иначе чем происходит сейчас. И, оценив свое состояние, поняв, насколько стрессовой ситуацией является для вас именно эта, мы можем представить сколько времени потребуется на изменения: достаточно ли  просто осознать или в этой ситуации вы чувствуете, что все тело замирает и тогда, надо "переучивать" тело реагировать на такой раздражитель. Однако зачастую, уровень стресса в ситуациях мы можем недооценивать или переоценивать, и выяснить его можно только в процессе терапии, личной или групповой.
И это может занять время...



Просмотров: 451
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Тело все помнит!" или "Почему меня колотит?"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Я такая как есть, и совсем не желаю меняться" (про тело, стыд и изменения)
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Как "плохая мама" превращается в "достаточно хорошую маму"
  • Изменения в процессе работы с психологом: "Плюсы" и "Минусы"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь