|
Нужно задавать вопросы в коучинге как нужно! А как не нужно задавать не нужно!Автор статьи: Давиденко Сергей Витальевич
Как эффективно задавать вопросы в коучинге?Эффективность задавания вопросов определяется целью коучинга, а именно – помочь клиенту стать осознаннее в своём поведении и способствовать достижению целей клиента. Вы не можете как коуч быть полезным своему клиенту, если задаёте не те вопросы. При этом эффективность определяется не только структурой вопроса, но и манерой поведения коуча, его стилем. Так, коучинг может быть директивным и недирективным. И, в принципе, продуктивным может быть и тот и другой. Многое зависит от личного стиля коучинга и характера клиента. Тем не менее, в случае когда коуч оказывает слишком большое давление на клиента, то клиент может закрыться. В самом начале необходимо выстроить открытые отношения, построенные на доверии. Доверие помогает клиенту принять вызов, исходящий от ситуации и от коуча, предпринимающего попытку привлечь внимание клиента на какие-либо неприятные или неловкие стороны ситуации. Если в отношениях коуч-клиент нет доверия, то сложные вопросы могут привести к прекращению работы в коучинге и отношений. Какие бывают основные типы вопросов в коучинге и психологическом консультировании?Это: - открытые вопросы (требуют развернутого ответа); Чаще всего даётся общая рекомендация для консультирования, что «поменьше используйте закрытых вопросов, а чаще используйте открытые». Давайте попробуем разобраться, когда использовать открытые вопросы, а когда необходимо прибегнуть к закрытым вопросам? Для чего использовать открытые вопросы?Знаете ли вы, что открытые вопросы помогают расслабиться клиенту, снимают напряжение? Поэтому в самом начале работе использование открытых вопросов может помочь созданию доверительной атмосферы. Использование открытых вопросов помогает включить у клиента ассоциативное мышление, позволяющее смотреть на проблему более широко и возможно, отстранённо, если это необходимо. Открытые вопросы дают возможность клиенту самому подбирать слова и формулировки, чтобы выразить свою мысль. Открытые вопросы помогают исследовать проблему более детально и широко, с самых разных ракурсов. А для чего тогда использовать закрытые вопросы?Закрытые вопросы нужны, когда вам как коучу или консультанту необходимо получить конкретный ответ (или такой вариант конкретного ответа, как «да /нет»). В то же время частое использование закрытых вопросов может раздражать клиента, создавая у него, что тот попал на допрос. Закрытые вопросы можно использовать для подтверждения согласия или подтверждения договора. И в некоторых ситуациях возможно, когда есть всего два варианта решения ситуации и необходимо выбрать какой-то один вариант. Также вопросы могут быть: - которые коуч задаёт сам себе во время коуч-сессии: «для чего я задаю эти вопросы клиенту?», «правильно ли мы двигаемся?», «повышает ли это осознанность клиента?». - вопросы, повышающие осознание: например, спросить не «что произошло?», а «что ты чувствовал, когда делал это?», чтобы уменьшить защитную реакцию. - рефлексивные вопросы: показать, что вы слушаете активно. Вопросы типа «Вы сказали, что …» - подтверждающие вопросы: используются для последующего исследования намерений, мотивации, установок клиента. «Как бы вы могли по-другому это объяснить?» - гипотетические вопросы (фрейм «Как если бы»): «Если бы вы оказались на месте директора, то как бы вы поступили?», или «Если бы вам сейчас было на 20 лет больше, то какое бы решение вы приняли?» - зондирующие вопросы: получить более точную или детальную информацию. Использовать зондирующие вопросы необходимо с осторожностью, так как клиент может умалчивать о каких-то сторонах проблемы по определённым причинам. Поэтому при использовании зондирующих вопросов вы можете натолкнуться на сопротивление. Отличной техникой зондирующих вопросов является T-модель Майлза Дауни, выполняя которую вы сначала расширяете область поиска вариантов, а затем предлагаете клиенту выбрать самому наиболее предпочтительный для него вариант. Также вы можете использовать технику «сверла», когда заранее определяете область для изучения и последовательной серией вопросов раскрываете необходимую тему. - проверочные вопросы: вам могут понадобиться для того, чтобы уточнить, правильно ли вы поняли услышанное от клиента. Вы могли бы спросить примерно следующее: «Я вас правильно понял…», и пересказать часть услышанного от клиента. Какие вопросы нельзя задавать клиенту?- не стоит задавать многословные и слишком сложные вопросы. Потому что клиент в процессе беседы просто их может неправильно понять. Отдавайте предпочтение простым и понятным вопросам. - не задавайте несколько вопросов подряд, не дожидаясь ответов от клиента. Это частая ошибка, особенно когда коуча «осенило» и ему не терпится вывалить всю свою «осень» на клиента. Помните правило: «один вопрос – один ответ»! - избегайте слишком пристрастных вопросов, как будто вы уже всё знаете наперёд. У клиента это может вызвать сопротивление. - не стоит задавать вопросы с подвохом, надеясь «подловить» клиента, потому что этими своими действиями вы можете вызвать негативную реакцию.
Ну и конечно, в итоге помните, что вопросы, которые вы задаёте – не для удовлетворения вашего любопытства как коуча или психолога «А что там произошло, в семнадцатой серии?», а для того, чтобы помочь клиенту стать более эффективным в достижении своей цели! Если вы интересуетесь коучингом, техниками и принципами, приглашаю вас на бесплатный Интенсив "Креативность - на старт!", где будем разбирать препятствия, мешающие вам проявлять вашу креативность в полную силу! Три дня, общение в свободном временном формате. Короткие блоки теории (видео) + упражнения и обратная связь! Работа с препятствиями - одно из ключевых направлений работы в коучинге. На интенсиве мы будем использовать принципы коучинга для усиления ресурса креативности! Интенсив "Креативность - на старт!" Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|