метод наблюдения за младенцами. Что это такое и для чего нужно?

Наблюдение за младенцами. Что это? Для чего нужно?

Наблюдение за младенцами - определенный вид наблюдения, необходимый для воссоздания картины внутреннего и внешнего мира ребенка, его восприятия и взаимодействия с другими. Это направление начало активно практиковаться в Тавистокской клинике в Лондоне. В рамках кабинетной консультации трудно бывает остановиться и обратить внимание на мельчайшие детали поведения ребенка и оценить их влияние.

 С целью наблюдения специалист посещает ребенка в привычных домашних условиях и записывает (протоколирует) все ньюансы проявления деятельности. Наблюдатель входит в семью так, чтобы несильно влиять на сложившийся режим жизни. В ходе наблюдения мы пытаемся понять, как родители заботятся о ребенке физически и как происходит психологическая работа; насколько мать понимает и удовлетворяет потребности ребенка.

В некоторых странах услуги подобного наблюдения даже входят в рамки социального страхования, что говорит о развитости социальной сферы. Ведь подобные наблюдения могут предотвратить девиантное материнство, обнаружить депрессии, различные нарушения в межличностных отношениях, в результате чего можно спланировать пути решения выявленных проблем в семье. К сожалению, в нашей стране подобные услуги в рамках социальной защиты не распространены.

На основе таких наблюдений могут быть составлены метапсихологические профили. В них подробно отражены особенности межличностных отношений в диаде мать-дитя, проецирование в них возможных внутренних конфликтов ухаживающего взрослого. Специалист-консультант делает выводы о  сильных и слабых (зоны роста) сторонах ребенка, учитывая медицинский анамнез, рассказ матери о специфике протекания беременности и родов; поведенческих и иных особенностях ребенка; своей биографии и биографии отца; сиблингов (братьев, сестер).

Моя задача, как практикующего специалиста в этой области, рассказать широкой аудитории о возможностях этого уникального метода.

Ниже приведены протоколы моих посещений одной семьи и составление метапсихологического профиля ребенка. После проведенной работы мать получила готовый профиль о своем ребенке, написанный доступным языком. Все приведенные ниже материалы публикуются с разрешения посещаемой семьи. Имена изменены.

Диагностический психоаналитический профиль развития ребенка

первого года жизни (Эрнст Фрейд)

Обследуемый: мальчик Михаил            

Дата рождения:    6.01.2017                Возраст: 11 мес.

Были проведены две встречи  в присутствии матери с ее доброжелательным участием.

Даты обследования: 7.11.2017, 15.11.2017

Оценка диагностического профиля по «Методике обследования ребенка раннего возраста».

  1. Причины и обстоятельства обращения к аналитику.

Мать Елена (34 года) согласилась на несколько встреч, желая получить разъяснения на некоторые особенности поведения своего младшего ребенка, понять картину развития сына, получить рекомендации. 

Объективные сведения о ребенке и родителях:

Полная семья, Дмитрий (36 лет) и Елена (34 года).  Знакомы 8 лет, официальный брак 3 года. Общий сын Михаил. В семье также имеется еще один ребенок – Григорий, сын Елены от первого брака; разница между детьми 8 лет.

За советом по поводу развития и воспитания обращается Елена, по поводу общего сына Михаила. Ребенок планируемый и желанный. Материальное положение среднее, достаточное для воспитания двоих детей.

У Дмитрия с Еленой разгорелся роман, когда Елена еще была официально в браке. Жили в разных городах. Дмитрий помог решиться ей на развод с  мужем Павлом, пытался подружиться с Григорием. Решено было переезжать в Санкт-Петербург. Со слов Елены, ее родной город Кинешма ее душил, она в считанные дни собрала свои вещи и, поставив бабушку и маму, воспитывавших ее, перед фактом о переезде, переехала насовсем в Санкт-Петербург. Елена называет себя золушкой, говоря о том, что ей очень повезло. «Редко так бывает, что вдруг встречаешь своего человека, такого, что все прошлое, все поступки, мысли, чувства более не имеют смысла, и ты начинаешь жизнь с чистого листа. Я живу в любви и заботе, мы наслаждаемся друг другом,  только тяжкие отношения Гриши с Димой мешают. Старший сын какой-то не такой, как будто лишний что ли… Вечно его все не устраивает, постоянно ноет, хотя уже взрослый, может обозвать меня, только Мише радуется…».

Дмитрий имеет высшее юридическое образование, занимает крупный пост в уголовном розыске города. 36 лет. Единственный ребенок в семье. Рос без отца, мать рано (с пятого класса) отдала его в школу при академии МВД. У Дмитрия это второй брак. От первого брака детей нет. Елена имеет педагогическое образование. Ей 34 года. Единственная дочь. Воспитывалась мамой и бабушкой. У Елены это второй брак, от первого брака имеет сына – Григория (9 лет). У Елены высокие требования к себе, к близким родственникам, к хозяйству. Поглощена своей семьей, заботой о ней,  увлечена работой.

 

Жалобы: Мать высказывает беспокойство, считая, что ее ребенок:

-  медленно развивается и, по ее мнению, отстает в развитии (не дает предметы, которые она просит, редко показывает что-либо, когда спрашивают);

- с полугода отказывается есть у нее и у кого-либо находясь на руках, предпочитая лежать в кроватке, обнимая игрушечную собачку; или есть прикорм, сидя на маленьком стульчике;

-ближе к вечеру сложно оставлять одного, - капризничает, требует, чтобы кто-нибудь находился в комнате рядом с ним.

- Елена высказывает недоумение, почему ее сын так интересуется огоньками. Первый огонек, который заинтересовал Мишу – это огонек подогревателя, в котором греется его молоко. Он поворачивается к нему, когда тот горит, «ждет зеленый огонек», который свидетельствует о том, что питание подогрелось, показывает пальчиком на него, пытаясь обратить внимание каждого на это событие. Затем он стал обращать внимание на яркие лампочки, ночник, огонек посудомойки, огоньки на принтере, пультах, телевизоре. Все это Миша стал именовать одним словом «але» или «оне»; мама предполагает, что он хочет сказать слово «огонек», но пока это у него не получается. Елена не понимает этого, поэтому спрашивает, почему так происходит, бессознательно чувствуя в этом что-либо ненормальное для развития сына.

- Еще одно опасение, высказанное ей. Ортопед посоветовал носить Мише ортопедические ботиночки для верного формирования ступни и снимать их только на ночь. Иногда шнуровка на ботиночках развязывается, мальчик с удовольствием стягивает с себя ботинок, рассматривать его и постоянно нюхает. Когда ботинок отнимается, Миша плачет. «Я каждый раз терпеливо говорю ему: Миша, это ботиночки. Их носят на ножках, чтобы можно было ходить. Так делают все: и мама, и папа, и Гриша, и другие дяди и тети. Постепенно он успокаивается и переключается на что-то другое».

 - Мать переживает, что Миша постоянно обнимает игрушечную собачку Бобика, отказываясь обнимать родителей. Мать обращается к ребенку со словами : «Мишенька, обними маму!», - не идет и игнорирует обращение, а сильнее прижимает к себе игрушку.

Анамнез заболевания:

Мальчик родился ровно в 40 недель. Вес при рождении – 3430; рост 52 см; 9/10 по Апгар.

Искусственное питание с рождения, (смесь Симилак Премиум) из-за физиологической невозможности матери осуществлять грудное вскармливание (удаление щитовидной железы; потребность в больших дозировках л-тироксина). Кормление по часам. Около 5 месяцев Миша получил свое первое яблочное пюре. Аллергии, каких-либо кожных высыпаний не наблюдалось.

Елена всячески пыталась и пытается компенсировать отсутствие телесного контакта с матерью во время кормления иными разнообразными формами телесного взаимодействия.

Первый зуб появился в 6 месяцев. При этом мать отмечает, что мальчик после появления первого зуба   стал чаще хныкать и отказывается пить свое искусственное молоко на руках у мамы. Такая же реакция была и на отца. Только положив ребенка в кроватку, он поднимает ножки кверху, обнимает игрушечную собачку-Бобика,- только так его удается накормить.

Ортопед посоветовал носить Мише ортопедические ботиночки из-за косолапости для верного формирования ступни и снимать их только на ночь.

 

  • Описание родителей или лиц, их замещающих.

Семейный анамнез:  Семья из 4 человек: муж Дмитрий, жена Елена, старший сын Григорий (от предшествующего брака Елены), Михаил (младший совместный сын, насчет которого и обратилась мать).  Возраст родителей 36 (отец) и 34 (мать) года, у обоих это второй  брак. Образование высшее: у отца юридическое, а у матери - педагогическое. Отец – аллергик (был рождён с аллергическими пятнами, первые годы кожа местами с него просто слезала).

     У матери была операция по полному удалению щитовидной железы (субтотальная резекция; диффузный токсический зоб), после которой выяснилось, что ее организм мало чувствителен к приему гормонов- л-тироксина, требуются большие дозировки, только тогда уровень ТТГ становится в рамках нормы и самочувствие становится хорошим. До беременности дозировка препарата была в размере 150 мг, во время беременности увеличена до 250 мг. При таких дозах самочувствие матери и плода было оптимальным. Учитывая обозначенную клиническую картину, эндокринологом грудное вскармливание было не рекомендовано, поэтому при рождении Михаил сразу же получил искусственное питание.

Семья проживает в отдельной от родителей квартире. Двухкомнатная квартира чистая, изысканный интерьер.  В одной комнате живут Елена,Дмитрий и Михаил, во второй комнате старший сын Елены Григорий. Материальное положение семьи выше среднего.

Родные бабушки в воспитании и заботе за ребенком участия не принимают.

Мать жены находится в другом городе, заботиться о своей умирающей маме. Лишь изредка, раз в несколько месяцев мать Елены находит возможность приехать и навестить дочь и внуков. Мать мужа переехала на дачу и живет там с отчимом. Было несколько неудачных попыток оставить с ней маленького Мишу: после ее ухода он много кричал, вел себя беспокойно, засыпал поздно. Елена говорит о том, что свекровь абсолютно не умеет вести себя с детьми, у нее громкий голос, и она абсолютно не обладает материнской интуицией.

Дважды в неделю приходит няня.

 

  • Описание ребенка

Пропорционально сложенный ребенок, кажется чуть крупнее детей своего возраста. Вес 10,5 кг рост 82 см.  Мальчик чистый, ухоженный. Одет в ортопедические ботиночки (начинает ходить), опрятное боди и колготки. Приветлив и улыбчив. На появление незнакомца отреагировал  любопытством. Посмотрев на мать, и увидев у нее улыбку одобрения, пополз в угол комнаты к своему ящику с игрушками и стал играть.

Наблюдение говорит нам одинаково много и о матери, и о ребенке. В результате беседы, мать высказывает свои главные опасения, переключаясь с обозначенных ранее проблем младшего сына к своим внутренним проблемам и проблемам своего первенца.

Развитие ребенка: Беременность у Елены вторая, роды вторые. Вынашивание протекало спокойно, без токсикоза. Принимались гормоны л-тироксина в размере 250мг. О чем указано выше (резекция щитовидной железы). На последнем триместре, в 36 недель попала в больницу на сохранение, так как почувствовала сильный тонус, болезненные ощущения внизу живота. По словам Елены, приходилось много быть на ногах, встречать старшего сына со школы, возить по секциям, заниматься хозяйством, работать. Муж пять дней в неделю работает, помочь больше некому.

Елена родила Мишу   с небольшим разрывом. Роды в 4.40 минут 6 января. Ребенка сразу положили на тело мамы, затем перерезали пуповину, и стали проделывать все нужные процедуры на глазах у мамы, затем положили рядом в люльку с прозрачными стенками.

Вес на момент первого наблюдения 10,5 кг, рост 82 см.

Родился ровно в 40 недель. Вес при рождении – 3430; рост 52 см; 9/10 по Апгар.

Мать свои первые впечатления описывает как ощущение радости и счастья; желание как можно скорее связаться с мужем и поделиться известие с ним, сообщить, что все прошло хорошо.

Отец на родах не присутствовал, но в воспитании принимает активное участие: с легкостью и накормит, и погуляет, и поменяет подгузник. Поведение отца растерянное, но счастливое. Очень внимательно рассматривал его, когда принесли домой, с любовью и вниманием. Видно было, что Дмитрий боится притрагиваться к нему, но, тем не менее, большую часть обязанностей он взял на себя. До полугода мать описывает мальчика как спокойного, говорит о том, что он много спал и хорошо кушал.

Первый зуб прорезался около 6 месяцев, остальные пошли друг за другом и одновременно к 10 месяцам.

На два дня в неделю с мальчиком приходит заниматься няня, пожилая женщина Ольга Ивановна. Миша привязан к ней, с удовольствием играет, принимает пищу, спит, гуляет. Все делает также принимающее, как если бы находился с мамой или папой.

 Примерно с 6 месяцев, когда у мальчика появился первый зуб, он стал чаще хныкать и отказываться пить свое искусственное молоко на руках у мамы. Такая же реакция была и на отца. Только положив ребенка в кроватку, где он поднимал ножки кверху, обнимал игрушечную собачку-Бобика, его удавалось накормить.

Миша самостоятельно сидит, обладает средней координацией. Начал ходить самостоятельно. Немного заносит при ходьбе, и он опускается на четвереньки. Самостоятельно ползает, встает и сидит без опоры. Показывает указательным пальцем. Парных предметов пока не подбирает. Любит стучать формочками, легко управляется с сортером, опуская в него шарики. Нравится разрушать пирамидки и раскидывать игрушки. Проявляет незначительную тревогу при непродолжительной разлуке с матерью, быстро успокаивается и переключается. С удовольствием играет в ладушки и «ку-ку» (прятки). Самостоятельно держать бутылочку не может, печенье держит и  ест сам. 

Моторное развитие: В 1.5 мес. Миша стал держать голову, переворачиваться на бок в 3,5 мес., а затем и на животик, любил подолгу лежать, опираясь на ручки и рассматривать окружающую обстановку, к 6 мес. мог садиться с посторонней помощью и сидеть продолжительное время, самостоятельно (с опорой на стенки кроватки) садиться начал в 6,5 мес. В 9 мес. начал ползать и стоять без поддержки. В 10 мес. начал ходить. Сейчас ходит самостоятельно.

Сенсорное развитие: в 1мес. уже стал фокусировать взгляд на предметах. Различать звуки. В 3.5 мес начал тянуть руки к игрушкам. Около 8 мес начал увлеченно разрушать башенки из кубиков и раскидывать остальные игрушки.. В 8.5 стал играть в игрушки: рассматривать, стучать ими, раскидывать. Сейчас любит играть в машинку самосвал,- поднимать и опускать кузов, открывать и закрывать дверцы у логического домика, опускать шарики в сортер, нажимать кнопки у музыкальных книжек с песенками и стишками (11 мес.).

Эмоциональное развитие: в 2 мес. появилась реакция на взрослого, около трех появилась устойчивая реакция радости (улыбка, движения ручками, в 5 мес. начал смеяться, когда с ним играют, в 8 месяцев удивленно и с любопытством смотреть на незнакомцев ; 10.5 начал махать рукой, когда кто-то уходит ( «пока», «до свидание»).

Речевое развитие: уже в 2 мес. во всю агукал и гулил, в 3,5 мес. начал различать звуковую интонацию взрослых, в 5 мес. начал лепетать (ма, на, але, да, па, ба). Сейчас пробует говорить осмысленные слова: мама, папа, але (огонек), пока, дай.

  • История семьи

Семья из 4 человек: муж Дмитрий, жена Елена, старший сын Григорий (от предшествующего брака Елены), Михаил (младший совместный сын, насчет которого и обратилась мать).

Семья мужа: мать Наталья (социальный работник) растила сына одна, с выпивающем мужем развелась, когда Дмитрию, ее единственному сыну было 2 года. Обладает большим спектром заболеваний: артроз, сахарный диабет, различные аллергические проявления, нарушение выработки ферментов поджелудочной железы, сердечная недостаточность. Женщина властная, любящая ходить по разным инстанциям и добиваться своего; при этом интеллигентная, умеющая и любящая много говорить. «Усталость и изнеможение после общения с ней, а помощи никакой»,- говорит о ней Елена.  Повторно вышла замуж в 35 лет, когда сыну Дмитрию было 15 лет. После начальной школы отдала сына в школу при Академии МВД, чтобы компенсировать отсутствие отца. В настоящий момент проживает со вторым мужем загородом, сыну фактически не помогает.

Семья жены. Елена также единственный ребенок в семье, отец эмигрировал в Израиль, когда девочке было 7 лет. Росла она  в «женском царстве», с ее слов. В детском саду, начальной средней школе была тихой и неприметной девочкой. Затем, в начале подросткового периода по своей инициативе сменила школу, стала встречаться с парнями. Мама с бабушкой не знали на нее управы. Училась девочка по-прежнему хорошо, но после школы общалась с сомнительными компаниями, стала выпивать алкоголь (пиво), курить сигареты на деньги друзей или с денег на карманные расходы. После школы поступила в институт, окончила его в последствии на одни пятерки.

Как начался подростковый возраст, стали частыми непонятные высыпания на коже, либо наподобие крапивницы, либо похожие на псориазные пятна. Внезапно, непонятно отчего, они возникали и также внезапно пропадали. Параллельно с этим шло нарушение гормонального цикла. Несколько раз они вырастали таким образом, что лопались и доставляли Елене крайне неприятные ощущения. Несколько раз после подобных разрывов она лежала в больницах. Один раз, в 17 лет, занимаясь сексом со своим будущем мужем, Елена почувствовала особенно сильную боль, весь живот стал каменный, и она потеряла сознание. Это был разрыв кисты. Ее увезли в больницу, сказали, что в брюшную полость вылилось пол литра крови, ей сделали резекцию одного яичника. После этого Елена несколько лет сидела на логесте, препарате, регулирующем женский менструальный цикл. Вышла замуж рано, - как только исполнилось 18 лет. Брак был неудачным. Сейчас Елена говорит о нем, как о кошмарном прошлом. Первого сына, Григория, родила в 24 года. И без того несдержанный на грубое слово да и на руку муж, стал еще агрессивнее с появлением ребенка. «Ему постоянно надо было что-то делать, -по дому, по даче, по машине. Любую работу он делал с ненавистью и остервенением, проклиная меня, всю жизнь и всех людей. Он сидел в тюрьме, у него был срок за грабеж и нанесение увечий человеку, часть отсидел, часть дали условно. Я боялась его, у меня немел язык, и я жутко тупела и не могла ничего делать». Первая беременность проходила с тяжелым токсикозом, была неожиданной и нежеланной. Но решили оставить, так как до этого были проблемы со здоровьем. Родила на 38 неделе; роды естественные с небольшим разрывом.  Первого ребенка восприняла очень тяжело, никак не могла приспособиться к родительской жизни, ощущала постоянную депрессию, не радовало ничего года два. «Я думала, что такое состояние нормально, никто мне ничего не объяснял. Муж бил меня, потому что дома был бардак, а у меня не было сил что-либо делать».

     После того, как Елена откормила грудью старшего сына, это длилось около полугода, начались проблемы с гормонами щитовидной железы. Впоследствии, около семи лет, пытались наладить гормональный фон и официальной медициной, и, используя гомеопатию, травы, - не помогало ничего. Пришлось делать операцию по полному ее удалению. Когда мальчик пошел в ясли,  у Елены появилось время на устройство своей жизни, она активно начала искать замену мужу Павлу. Обладая эффектной внешностью, у нее было много ухажеров, но дальше половых контактов дело не заходило. А тем временем ее сын Григорий рос, у мальчика были уже на тот момент задержки речевого развития, неврологические проблемы. С нынешним мужем Елена познакомилась случайно, с ее слов, однажды она оставила сына свекрови, муж был на смене, и она поехала в ночной клуб. Там отдыхал ее будущий муж Дмитрий с сослуживцами. Сам он был из другого города, приехал в отпуск навестить друзей. У них разгорелся роман.

Прошлая семья мужа. Со слов Елены, первая жена Дмитрия также была из Кинешмы. В свое время он также приехал к друзьям по работе и познакомился с ней, потерял голову абсолютно, что бросил свою мать, престижную работу  и переехал. Но жена много его обманывала, не ценила, устраивала романы на стороне, спустя три года они разошлись. Дмитрий вернулся в Санкт-Петербург.

  • До рождения – матьФизическое состояние: зачатие и беременность

2015 год – операция по удалению щитовидной железы; до этого 2000 год –резекция левого яичника (поликистоз, разрыв кисты)

  1. Психологическое состояние: страхи матери, ее ожидания в отношении ребенка

Пытались зачать совместного ребенка около года после операции по удалению щитовидной железы, ребенок был планируем, ожидаем.

Страхи о том, что не получиться зачать, выносить и родить здорового ребенка. Но страхи умеренные, беременностью Елена наслаждалась. Боязнь боли схваток.  Ни на какие курсы дородовой подготовки Елена не ходила, так как, с ее слов, знала практически все. Единственное, изучала в интернете самостоятельно разные виды дыхания, что затем в самом процессе родов ей очень помогло.

  • История рождения (физическая и эмоциональная) – период новорожденности до 6-недельного возрастаДетали схваток и родов. Схватки начались 5 января около 11 часов вечера. Спокойно вызвали скорую, взяли заранее собранные вещи и поехали в роддом. Муж сопровождал до полного оформления жены в роддоме. Попалась хорошая акушерка и врач, которые помогли морально выдержать боль. Шейка матки раскрывалась очень медленно, пузырь был целым, его, как требовал процесс, в нужное время прокололи. Затем раскрытие пошло слишком быстро. Елена боялась, что не сдержит потуг, пока кровать перетрансформировали в кресло. Первый, второй раз начала тужиться, было очень больно. Елена заплакала, начала срываться и просить, чтобы ее разрезали. Тогда врач-мужчина взял ее за руку и спокойно сказал: «Ты сейчас плотно сжимаешь голову ребенка, чем дольше ты это делаешь, тем больше вероятность, что у твоего малыша будут проблемы». Услышав эту речь, Елена смогла взять себя в руки и родить ребенка с небольшим разрывом. Роды в 4.40 минут 6 января. Ребенка сразу положили на тело маме, затем перерезали пуповину, и стали проделывать все нужные процедуры на глазах у мамы, затем положили рядом в люльку с прозрачными стенками. Матери поставили капельницу, оставив ее одну с малышом, приглушив свет, чтобы та отдохнула. Елена сразу позвонила мужу, попросила его сообщить о радости всем родным.
  • Разлука ребенка с матерью после родов.

Ребенка унесла акушерка спустя 1-2 часа после родов, затем мать перевели в палату и отдали ей новорожденного.

  1. Поведение отца

Поведение отца растерянное, но счастливое. Очень внимательно рассматривал младенца, когда его принесли домой, с любовью и вниманием. Видно было, что Дмитрий боится притрагиваться к нему, но, тем не менее, большую часть обязанностей он взял на себя.

  • Окружающие условия и обращение с ребенком в настоящемВспомогательное Я-оценка очевидных реакций матери на ребенка

Мать помогает ребенку сохранять баланс удовольствия-неудовольствия в жизненно важных областях сна, кормления. Мать открыта к удовлетворению потребностей ребенка, старается их предугадать и почувствовать.

  1. Вспомогательное Я- оценка скрытых установок матери. Мать проецирует на ребенка свою чрезмерную тревогу, которая сохраняется из-за ее неудачного первого опыта материнства. За чрезмерной потребностью удовлетворить потребности Миши идет потребность удовлетворить свой поврежденный нарциссизм, снизить уровень тревожности. При внимательном наблюдении за общением в диаде мать-дитя скрывается гиперопека матери.

Очевидна необходимость в личной терапии для матери, ее старшего сына, семейного консультирования. Важно обратиться к написанию метапсихологического профиля взрослого.

 

  • Оценка развития (оценки на момент наблюдения)Телесные потребности и функции

А. Приготовление ко сну (место, одежда)

Мальчик спит в своей кроватке, родители никогда не брали и не берут его в свою постель. Со слов матери, у него нет потребности «поваляться и пообниматься с мамой и папой; Миша не приучен к этому».

Б. Любимая поза во время сна

На животике, поджав колени

В. Паттерн сна (продолжительность, характер и количество периодов сна)

На момент наблюдения два дневных сна по 1-1,5 часа и продолжительный ночной сон с 21.00-21.30-до 6.00-6.30 утра

Г. Засыпание (спокойное, беспокойное, трудности)

Днем засыпает легко, либо на прогулке в коляске, либо засыпает, ползая в кроватке. Вечером засыпает сложнее, вначале хнычет, затем  громко плачет, когда кто-то выходит из комнаты. Родители стараются поочередно мыться, возвращаясь в комнату, чтобы Мише было спокойнее.

Д. Пробуждение ото сна (Спокойное, с хныканьем и т.д)-отметить особое поведение по пробуждению утром

Пробуждается немного грустным, надо погладить по голове, пожелать доброго утра, включить новости, дать попить. После этого он  еще минут 30 будет спокойно самостоятельно играть в кроватке.

В коляске пробуждается хорошо, любит, когда мама постоянно ходит, открывает глаза и на все смотрит с интересом.

Во время дневного сна пробуждается также тревожно, морщится, будто хмурится, хнычет. Мама берет на руки, ласково поглаживает и разговаривает с ним, прохаживается по комнате, дает попить сок.

Е. Уязвимость сна

Спокойно спит при негромком разговоре или телевизоре.

Ж. Установка (и) родителей ко сну

Ритуальное поведение: разговоры о том, что пора готовиться ко сну, что папе нужно на работу, Грише в школу, Мише нужно выспаться, чтобы хорошо поиграть с мамой; купание, мама рассказывает сказку, поглаживает Мишу, дает ему кефир. Сидит в комнате с лампочкой и читает книгу, пока Миша не уснет сам. Если не оставлять его одного, то в течение 15-30 минут он засыпает сам.

8.2. Кормление

А. Мать

- физическое состояние, груди, соски, разница между грудями;

Из-за низкой чувствительности матери к л-тироксину, приходится принимать высокие дозы гормонов, поэтому грудное вскармливание ей не было рекомендовано. Зная об этом, в роддоме Елена написала отказ от грудного кормления. Молоко пошло на 4 день, когда Елена была уже дома. Заранее был куплен молокоотсос. Около двух недель Елена усердно сцеживалась, муж выносил и выливал молоко в раковину. Оно быстро ушло.

- установка к кормлению: очевидная и скрытая

Открытое враждебное отношение к кормлению. Рассказывает о старшем сыне, что кормила его полгода только грудным молоком. Молока тогда было мало, и, чтоб оно приходило, Елена очень много ела. Несмотря на это, старший мальчик вырос болезненным и слабым. Считает свое молоко отравленным. И открыто радуется, что есть уважительная причина для того, чтобы не кормить ребенка грудью. Считает, что она полностью компенсирует это, своей любовью и заботой. «Когда чрезмерно вырабатывается пролактин, наступает серьезная депрессия», - еще из одних убеждений Елены.

- Физические и психические осложнения до, во время и после родов, которые могли повлиять на кормление

Обеспечение пищей • Грудное молоко — обеспечение (достаточное или нет) • Детское питание —  • Смешанное кормление.

Искусственное питание с рождения, смесь Симилак Премиум. Кормление по часам. Прикорм с 5 месяцев.

Б. Младенец

Отметить реакции, предвосхищающие кормление, задержки в кормлении, принятие пищи, отметьте также специфически возрастные изменения в каждой из них.

К реакциям, предвещающим кормление, задержки в кормлении испытуемого младенца можно отнести хныканье, плач, начинает ползать за мамой, цепляться за подол платья; дрожание.

Когда мальчик хочет есть, он хнычет и слегка дрожит, если находится на полу, то ползет к матери, цепляется за нее, требуя, чтобы та взяла его на руки.

 

Паттерны принятия пищи

На момент проведения исследования ест кашу и молоко из рожка.

В целом, рацион мальчика, кроме пищи из рожка, представлен следующими продуктами: измельченный суп, овощи, мясо, печенье, кефир, творог, яблоки, груши (даются в приборе «Ниблер» - специальная сеточка для прикорма, чтобы малышу не попали крупные твердые части пищи) преимущественно домашнего приготовления. Покупное питание имеет место быть, со слов матери «покупается лучшая еда и детское питание».

Сосательный рефлекс, его история с рождения.

При рождении хорошо воспринял рожок (силиконовые насадки, фирма Avent), удобно для себя захватывал и спокойно пил до конца, иногда немного оставлял, иногда хныканьем требовал еще; не давился, жадно не пил, но и флегматично-равнодушным его сосание не назвать. Мать говорит о нем как о спокойном ребенке и в поведении, и в кормлении.

 

Жевание и кусание.

С 5 месяцев мать начала вводить прикорм. Новая пища принималась с любопытством, явным интересом. Вводили вначале яблочное пюре (рекомендация педиатра из-за незначительно сниженного гемоглобина). При принятии пищи активен, когда насыщается, сильно мотает головой в разные стороны и плюется.

Из пищевых предпочтений любит мясо, желтки перепелиных яиц, творог.

Неприязненно относится к слишком густому пюре, пюре с кусочками.

Мать в основном кормит малыша пищей собственного приготовления.

Ест быстро, широко открывая рот, высказывая пищевой интерес, по мере насыщения скорость принятия пищи уменьшает, начинает разглядывать все вокруг, улыбаться.

Когда кушает внимательно смотрит на маму, теребит себя за волосы, ухо, постукивает по пластиковому столику; кашу ,молоко, кефир  ест только в кровати из рожка, задрав ноги кверху, иначе жидкую пищу есть отказывается. При этом может теребить игрушку-собачку, которую часто обсасывает и спит с ней.

После приема пищи выглядит очень довольным, идет играть с игрушками, или сидя  рассматривает книжку.

Между кормлениями периодически держит палец во рту, трогая опухшие десны, плачет, если  его палец достать, но быстро успокаивается, переключившись самостоятельно или при помощи матери на другое.

Реакции на прерывание взаимосвязей между кормлением и сном, кормлением и экскрецией, значительные и незначительные вмешательства в процесс кормления младенца

 

Незрелость при рождении   -

Уродства (например, расщелина неба, заячья губа)  -

Болезнь    -

Воспаление десен или молочница   -

Прорезывание зубов. Первый зуб прорезался около 6 месяцев, остальные пошли друг за другом и одновременно к 10 месяцам. 

Сосание – чтобы заснуть или немного успокоиться сосет соску, кроме этих моментов в пустышке не заинтересован или сосет ухо игрушечной собачки, которую прижимает к себе при засыпании.

Кусание  -

Дыхание -

Рвота  -

Другие реакции  -

 

В) Взаимодействие матери и младенца во время кормления

- физическое. Если малыш находится в кроватке и принимает жидкую пищу, мать склоняется над ним, ласково смотрит и поглаживает.

- психологическое. Видно, что мать интуитивно  чувствует потребности ребенка во время кормления: вовремя вытирает подтекающую слюну, доставляющую дискомфорт ребенку; терпеливо ждет, когда ребенок откашляется, если тот во время кормления слегка подавился; понимает, что ребенку слишком сухо во рту после мясного пюре и дает ему ложечку овощей и т.д и т.п

  1. Либидо

А. относительно оральной зоны и фазы

Оральное возбуждение в процессе кормления – Ребенок начинает слегка дрожать и хныкать, дергать ножками и ручками от удовольствия или предвкушения кормления.

Удовольствие от сосания

Сосание языка – часто причмокивает и издает различные чавкающие звуки, изучая языком свою ротовую полость, изучая опухающие десны от прорезывания зубов.

Иные объекты сосания – мягкие игрушки, любимая игрушка-собачка, с которой постоянно спит; пустышка, бутылочки, из которых ест кашу, кефир, пьет молоко и соки.

Связанные с сосанием виды активности

Реакция на прерывание сосания – поиск ртом объекта сосания

 

Б. Есть проявления, идущие от генитальной зоны. Ребенок интересуется своим пенисом, когда его моют, меняют памперс; начинает трогать и теребить. Мать ласково, но настойчиво убирает руки и отвлекает внимание Миши игрушками, поглаживаниями по голове и т.п.

 

В. Относительно распределения либидо

-предварительные стадии катексиса Я: можно наблюдать признаки удовольствия у Миши при общении с матерью в различных ситуациях. Он ведет себя спокойно, уравновешенно. После того, как его покормят, переоденут, начинает улыбаться, гулить; сразу отходит от матери и начинает играть в игрушки, но периодически смотрит на нее, подходит, улыбается, ожидая ответную улыбку и ободрение в ответ, затем вновь продолжает играть.

Преобладание подобных состояний приводит к постепенному увеличению инвестирования тела и возникновению Я с позитивным  либидо. Но давлеющее суперэго матери, ее явная склонность к гиперопеке, повышенная тревожность, отсутствие грудного вскармливания может привести к ряду серьезных нарушений в развитии ребенка впоследствии.  

- предварительные стадии объектных отношений. Мать оказывает надлежащий холдинг ребенку, создавая поддерживающую среду, контейнируя его беспокойства и страхи. Можно наблюдать формирование базового доверия ребенка к миру, благодаря его комфортной поддержке в диаде «мать-дитя». На незнакомца ребенок реагирует с интересом и любопытством, без страха. Легко и свободно отходит от матери, когда его базовые потребности удовлетворены, периодически ищет ее ободряющий взгляд и эмоциональную поддержку. Но серьезные психические проблемы самой матери, при ее отказе от личной и семейной терапии, подвергают риску дальнейшее развитие Миши.

- дальнейшие шаги в объектной связанности. Объектная связанность из-за психических нарушений матери уже нарушена появлением игрушки-фетиша, заинтересованностью ребенка нюхать свои ботинки. Тревогой по вечерам, если он остается один в темной комнате.

 

  • Агрессия (преимущественно описание наблюдаемых проявлений)

Наблюдаемый случай 1: Мальчик играет с открыванием и закрыванием дверцы шкафа. Миша с интересом наблюдает за тем, как у него получается хорошо открывать и закрывать шкаф самостоятельно; мама, высказывает свое опасение, что он может прищемить пальчики, вешает сверху на дверцу полотенце, чтобы обезопасить малыша. Почувствовав, что не получается осуществить задуманное действие, Миша начинает громко кричать, покраснев и открыв рот, он поворачивается в сторону матери, пытается вновь закрыть шкаф в его крике злоба. Мать улыбается ему и ласково обнимает, показывает ему его любимую книжку, он начинает ее листать как ни в чем не бывало.

Интерес мальчика к открыванию и закрыванию различных дверей связан с первичными фантазмами о его появлении на свет, также это связано и с ощущением собственного всемогущества и значимости «я могу осуществлять действие и двигать дверь», что подтверждает его грандиозность и значимость как в собственных глазах, так и в глазах матери. Мать демонстрирует свой страх и тревогу, так характерные для нее, переключает внимание ребенка на перелистывание страниц книги,- действие похожее, но безопасное в глазах матери. Поэтому открытая агрессия ребенка быстро угасает, он успокаивается.

Наблюдаемый случай 2:Миша заполз в туалет, но там ему нельзя находиться. Мама терпеливо объясняет ему это, ведь в туалете кафельный пол, можно упасть и сильно повредиться, стоят бутылки с разными чистящими средствами. Объяснив это, мама берет малыша на руки и выносит из туалета. Но когда его попытались поднять, Миша стал, как ватный, весь выгнулся дугой и закричал, пронзительно, громко, будто злобно. Мать, прикладывая усилия, все же берет его на руки, заносит в комнату и дает ему его игрушечный телефон, мальчик также быстро успокаивается.

Елена верно делает, что подробно объясняет сыну, почему его уносят из туалета. Да, нарциссизм мальчика уязвлен, применением превосходства матери  - она выносит его. Но Мише важно показать собственный протест, -он становится мягким, будто ватным. Мама вновь умело переключает внимание сына на действие, в котором он также будет ощущать собственную значимость и превосходство – нажимание кнопок игрушечного телефона.

 

  • Развитие Эго (подробно будет рассмотрено ниже при проведении анкетирования).

А. Состояние и функционирование сенсорного аппарата.

Зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный, кожные ощущения, проприоцептивный, кинестетический

Б. Состояние и функционирование двигательного аппарата. Мальчик ходит самостоятельно, отдавая предпочтение хождению, а не ползанью на четвереньках. Слегка шатается на поворотах, падает на коленки, тут же встает и идет дальше.

  1. Рефлекс и случайные движения
  2. Направленная скоординированная подвижность (разграничение между ид-контролем и эго-контролем)

В. Состояние и функционирование психического аппарата

Г. Примитивные реакции на неудовольствие (предвестники или защиты)

Д. Предтечи идентификации. Отдает предпочтению прямохождению, хотя ползанье на четвереньках получается лучше и быстрее, что говорит об идентификации Миши с родителями, со взрослыми людьми, которые ходят  на ногах, а не ползают. Миша вытаскивает влажные салфетки, и, подражая, маме, трет пол или мебель, «осуществляя уборку». Больше идентифицирует себя с ухаживающим взрослым, который чаще других находится рядом с ним.

  • Аффективные состояния

 

Изучение обстоятельств, в которых имеют место агрессивные проявления

Проявления разрядки агрессии возникает на службе тенденций и аффектов раздражения или неудовольствия. Такие проявления у Михаила содержат в себе слияние либидинозных и агрессивных составляющих. Агрессия возникает в случае запрета какой-либо желаемой деятельности. Разрядка аффектов раздражения направлена у Михаила  на объектный мир, выражается в виде крика ярости, плача, злобы,  адресованных матери.

 

Исследование диапазона имеющихся в распоряжении младенца форм выражения агрессии

Различные вокальные и мимические проявления: крик, плач, медленное набирание воздуха в легкие для более громкого, выражающего злобу крика. Телесные проявления (обмяк, чтобы матери тяжело было его взять на руки).

 

Оцените восстановление от эффекта (ов) создания и разрядки агрессии

Легко перенаправляет агрессивные проявления на схожую, но разрешенную деятельность, что впоследствии будет способствовать сублимации влечений.

А. Диапазон аффектов. При удовлетворении базовых потребностей Миша демонстрирует радость, безмятежность, удовлетворенность. При появлении нового человека – удивление, любопытство, интерес. При появлении интересной игрушки – интерес, любопытство, желание исследовать и познать. При лишении желаемого состояния, действия, предмета – злобу, ярость.

 

Б. Ситуации, в которых возникают аффекты

Реакции на удовлетворение/фрустрации потребностей: удовлетворение базовых потребностей, появление нового человека, предмета; запрет или отсрочка в получении желаемых действий/состояний/предметов.

 

В. Наличие или доступность аффективных реакций

Ребенок аффективно сосредоточен на фетишизированном объекте игрушке-собачке; нет аффективных реакций выражения любви по отношению к родителям (не обнимает, не целует их, в отличии от своей любимой игрушки).

 

Г. Соответствие аффективных реакций

Основные аффективные реакции соответствуют по интенсивности вызывающим их стимулам.

 

Д. Временность или постоянство аффективных реакций

Восстановление от аффективного состояния происходит в разумных временных пределах.

 

Е. Реакция младенца на восприятие аффективных состояний других людей

Мальчик реагирует улыбкой на улыбку, обращенную к нему других людей. Вздрагивает при резких криках старшего сына, - замирает, широко открывает глаза и издает резкий крик. Быстро успокаивается, когда мама ласково погладит его по спине.

 

  • Предтечи точек фиксации (Уязвимые области или специфические либидинизации)

Потенциал уязвимости представляет оральная фиксация из-за отсутствия грудного вскармливания. Также опасность для развития Эго-аппарата представляют тревожность и гиперопека матери, появление фетишизированного объекта. Специфическая либидинизация: эмоциональный интерес к огонькам (ассоциация с материнской грудью); нюханье своих ботинок.

  • Предтечи тенденций к регрессии

Тенденции к регрессии можно наблюдать при засыпании Миши. Он сворачивается в позу, подобно плоду, находящемуся в утробе матери. Сосание игрушки-собачки, переходного объекта, ставшего фетишизированным. Потребность пить жидкую пищу из рожка, обязательно лежа в кровати, удерживая объект-фетиш, поглаживая его и себя, задрав ноги (формирующийся патологический регрессивный паттерн поведения).

  • Предтечи конфликтов

В отношениях к внешнему миру, обратим внимание на реагирование ребенка по отношению к материнской заботе. Изначально всецело принимающее, а с полугода, с появления первого зуба, противоречивое – отталкивание бутылочки, затем жадное ее сосание.

  • Общие характеристики с особым прогнозом будущего патологического или нормального развития

А. Порог толерантности младенца к фрустрации потребностей и желаний.

Высокий порог толерантности к фрустрации. Мать всегда терпеливо объясняет мальчику о необходимости ожидания, откладывания того или иного действия, старается телесно его приблизить к себе, снизив напряженность от фрустрации. Иногда ребенок реагирует гневом, но он быстро переключается на другие действия или явления.

Б. Порог толерантности младенца к тревоге

Миша в короткий срок перестает тревожиться, когда мать успокаивает его ласковыми поглаживаниями и разговорами-объяснениями.

В. Способность младенца принимать замещающее удовлетворение

Мальчик легко переключается от беспокоящего или вызывающего агрессию отказа, фрустрацию на иной вид деятельности.

Г. Равновесие между прогрессивными и регрессивными тенденциями

При наблюдении прогрессивные тенденции развития у мальчика преобладают.

Тестирование и наблюдение ребенка проходило на дому. Было 2 встречи. Первая встреча в детской, в привычной для него обстановке. С  ним находилась его мать Елена (34 года). Мальчик был после сна и сытый (прошло около 40 минут с момента его пробуждения и начала обследования). Вторая встреча также в их квартире, присутствовала мама и Михаил – за 30 минут до предполагаемого кормления.

Тестирование проводилось по методике оценки развития младенца Василки Мановой-Томовой. Продолжительность тестирования 30 мин.

Календарный возраст развития ребенка: Вк = 44 недели

Моторное развитие: в состоянии бодрствования активность выше среднего, в отношении двигательной активности мать характеризуют Мишу, как «спокойного ребенка». Также, со слов матери, малыш не расстается со своей игрушкой-собачкой Бобиком, всегда носит его с собой. При этом мальчик обладает хорошей координацией, самостоятельно сидит и ползает, а также самостоятельно встаёт и ходит.

Моторные пробы:

44 нед. – стоит держась за опору – выполняет

44 нед. – стоит без опоры – выполняет  

44 нед. – делает 5-6 шагов держась за руку мамы –выполняет

44 нед. – проходит 5 м.самостоятельно – выполняет.

Вывод: развитие моторики опережает возрастные нормативы (соответствует развитию 52 нед.).

Сенсорная деятельность: в состоянии бодрствования реагирует на звуки средней громкости и шепотную речь. Любит рассматривать различные огоньки. Самостоятельно держит чашку и пьёт из неё. Самостоятельно ставит кубики один на другой.

Сенсорные пробы:

44 нед. – ложит кубики в коробку – выполняет;

44 нед. – ставит кубики один на другой – выполняет;

Вывод: уровень сенсорного развития опережает возрастные нормативы (соответствует развитию 52 нед.).

Эмоциональная сфера: Проявляет интерес к игровым взаимодействиям (ку-ку, щекотка, прятки игрушек). Радуется своему отражению в зеркале (улыбается, гулит, машет ручками). Машет рукой «до свидания»

Эмоциональные пробы:

44 нед. – при передачи другому человеку со словами « Сейчас мама придёт» не проявляет ожидания– пробу не выполняет;

44 нед. – дать задание: «Дай мне мячик», «Положи куклу» – не выполняет;

44 нед. – радуется похвале – выполняет;

44 нед. – усадите ребенка и очень аккуратно легкий платочек положите на головку: «Где Мишенька?». Снимите платочек «Вот он Мишенька!». – выполняет;

Вывод: уровень развития эмоциональной сферы отстаёт возрастным нормативам (соответствует 36 нед.).

Речь: во время обследования мальчик активно произносит отдельные слова «але», «на», «ма». Повторяет услышанные звуки «ту-ту», «ку-ку»

Речевые пробы:

44 нед. – 2-3 вопроса задает близкий человек (ответы на эти вопросы ребенок должен знать!) «Как говорит собачка?», «Как говорит коровка?», «Как говорит курочка?».– выполняет;

Вывод: уровень развития речи соответствует возрастным нормативам (44 нед.)

Возраст психического развития: 

Впр = (52+52+36+44):4 = 46

Коэффициент психического развития:

Кпр = (Впр х 100%):Вк = (46 х 100%):44 = 104% - нормальное развитие.

Таким образом, уровень психического развития в целом соответствует возрастным нормативам. Вместе с тем дифференцированная диагностика отдельных сфер психического развития позволяет отметить намечающуюся дисгармонию в развитии психики ребенка, выражающуюся в опережающем развитии моторики и сенсорной деятельности на фоне отставания в развитии эмоциональной сферы.

  • Диагностические игры:

Во время беседы мать часто подходила к малышу, садилась на ковер, периодически, реагируя на его мимические и звуковые обращения, поглаживала, подбадривала, хвалила. «Ох, что Миша делает интересного? А-а-а-а! Мишенька нашел грузовик! Как машинка едет? (спрашивает Елена, с улыбкой глядя на малыша, который заинтересовался колесами); вот так она едет» (Елена сама показывает Мише). Мальчик заинтересован грузовиком, он поднимает и опускает кузов самосвала. «Давай положим в грузовичок кубик и повезем его на стройку? Вот так (Елена говорит и кладет кубик в грузовичок, но Миша выбрасывает кубик, не интересуясь этим)». Лена сидит рядом с малышом на ковре, в расслабленной позе, поглаживает его по голове и рассказывает, что он очень любит игру «ку-ку», «сорока-белобока». В «Ку-ку» Мишу научил играть Гриша. Миша ползет к ногам мамы, улыбается, начинает их перелезать, вначале в одну, затем в другую сторону; Елена заботливо поддерживает его и приговаривает: «Какой Миша отважный, он карабкается через горы! Какой молодец! Какие у Миши сильные ножки, и ручки, и пальчики! Ура! Миша залез на гору!»

Каждая фраза обращенная Еленой к Мише, как бы обращается и к собеседнику, будто она хочет сказать: «Посмотрите, какой у меня замечательный малыш! Милый, красивый!». «Ой, а куда это Мишенька полез (мальчик пытается пролезть за маминой спиной)? А, Миша поезд, поехал в туннель! Урра! Ту-Ту,чух-чух! Поезд Миша отправляется в путь! Ох,как Мише интересно! Молодец, умница!)» Елена, с улыбкой на лице, параллельно обращается и к собеседнику рассказывает о том, что постоянно гладит, целует малыша, говорит о том, какой он замечательный хороший, как его все любят, но при этом,она замечает с гордостью, что ни разу они с мужем не брали его к себе в постель,ни разу она не таскала ребенка на руках часами, как это было со старшим сыном. «Чувствуется, что мальчик спокоен и чувствует, что его любят».

Таким образом, можно говорить о нормальном развитии процесса сепарации-индивидуации, которая проявляется в активном освоении пространства посредствам ползания и первых шагов, ребёнок пробует себя в самостоятельном управлении физической дистанции от матери, он поглощен интересом нового в окружающей его среде, его жизнь богата открытиями благодаря развитию локомоторных движений.

Мать осуществляет нужный холдинг, поддерживая и подбадривая ребенка в каждом его проявлении, создавая тем самым нужную среду для его развития. Параллельно с этим Елена участвует в создании гармоничного образа тела сына, констатируя ласковыми словами наличие у сына ручек и ножек. Контейнируя зарождающееся беспокойство Миши, мать возвращает его подбадривающими словами отваги, радости и гордости за сына.

  • Оценка родителей.

А. Базовая оценка.

  • Психическое здоровье родителей: приблизительная оценка психического здоровья родителей с помощью наблюдения и расспроса во время обследования (за две встречи) позволяет предположить, что оба родителя могут быть отнесены к группе условно психически здоровых. На встречах была только мать ребёнка, которая правильно понимала обращенные к ней вопросы, давала емкие и содержательные ответы, проявляла достаточно критичности к возникающим трудностям, была способна видеть свою роль в возникающих проблемах и принимать ответственность за возникшие трудности. Однако следует отметить, что мать чрезмерно тревожна. С целью разобраться в своем внутреннем состоянии, ей рекомендована индивидуальная терапия, а также обследование ее старшего сына. Слишком много моментов при проведении бесед, когда мать сравнивает прошлый неудачный образ материнства с настоящим, более удачливым для нее. Можно выдвинуть гипотезу, что ее уровень тревожности проецируется на развитие младшего сына Михаила и формирует тревожность у него. Кроме того, бесследно не может пройти и отсутствие грудного вскармливания. Это привело к возникновению фетишизированного объекта – игрушечной собачки Бобика, к склонности нюхать свою обувь, вести себя противоречиво во время попытки кормления из бутылочки. Последнее говорит о подсознательной агрессии к матери за лишение ее орального контакта с ней. Чрезмерно тревожная мать пытается засчет гиперопекания Михаила компенсировать свои материнские провалы при воспитании старшего сына. Именно поэтому ей кажется, что ее ребенок задерживается в развитии или что с ним «что-то не так», хотя после наблюдений и диагностических обследований подтвердилось обратное, - по многим позициям Миша наоборот опережает сверстников по развитию.
  • Способ самопредъявления матери позволяет предполагать наличие высокого уровня тревожности, обусловленного предыдущим опытом воспитания первого ребёнка , а также повышенным уровнем требований предъявляемых к себе, что препятствует адекватному эмпатическому реагированию на потребности ребенка. Вместе с тем в беседе она эмоционально отзывчива, выразительна, адекватна ситуации. Также у матери очевидно нарушение нарциссизма, - ей требуется подтверждение со стороны, что она хорошая и образцовая мать, - ведя беседу, вербально и невербально ждет от собеседника ободрения и поддержки.
  • Самооценка родителей: мать предъявляет устойчиво высокую самооценку и уровень притязаний в своей профессиональной деятельности. Вместе с тем Елена отмечает, что чувствует себя с одной стороны счастливой от материнства, но, с другой стороны, обеспокоена тем, что её ребенок медленно развивается и, по ее мнению, отстает в развитии (не дает предметы, которые она просит, редко показывает что-либо, когда спрашивают); с полугода отказывается есть у нее и у кого-либо находясь на руках, предпочитая лежать в кроватке, обнимая игрушечную собачку; или есть прикорм, сидя на маленьком стульчике; ближе к вечеру ребёнка сложно оставлять одного, он капризничает, требует, чтобы кто-нибудь находился в комнате рядом с ним; стала замечать, что мальчик часто нюхает свои ботинки. Таким образом, мать ориентирована на высокий уровень достижений и ощущение собственной компетентности в роли матери, испытывает тревожность в плане развития ребёнка. Имеет  гиперопеку по отношению к ребёнку.
  • Способность к адаптации: мать легко и быстро адаптируется к потребностям ребенка.
  • Тип воспитания: со слов матери, и она и муж являются приверженцами демократического стиля воспитания, нет жесткого режима дня, четкого распределения обязанностей. При этом супруги вместе решают как провести досуг, расходовать семейный бюджет и т.д..
  • Способность способствовать развитию ребенка: в целом хорошая. Родители много уделяют времени развитию ребенка: играют, читают, беседуют, гуляют. При этом они приобретают соответствующие материалы для развития ребёнка: игрушки, книги, и т.п.

Б. Оценка специфических способностей родителей.

  • Способность организовать поведение ребенка: повышенная тревожность матери блокирует способность к адекватному эмпатическому отклику на потребности (прежде всего эмоциональные) ребенка, основной способ успокоения ребёнка –обнимание игрушки Бобика, который является неким заменяющим объектом материнской груди. При этом мать очень много разговаривает, играет, гуляет с ребёнком, что является высоким показателем способности организовать поведение ребёнка. Отец в отсутствие матери с лёгкостью справляется в плане ухода за ребёнком: накормит, поменяет подгузник, общается, играет. Ребёнку комфортно и спокойно в присутствии отца.
  • Восприимчивость матери к ребенку: можно отметить гиперопекаемое, гиперзаботливое, которое проявляется в том, что мать стремится дать ребёнку самое лучшее, окружить его заботой, лаской, вниманием. При этом мать стремиться всё идеализировать: идеальный порядок в доме, еда только из натуральных, свежих и лучших продуктов, идеально ухоженный ребёнок. Мать максимально стремиться общаться с ребёнком (разговаривает с ним, поясняя ему свои действия. Например, она говорит «сейчас горит красный огонёк и мы с тобой ждём когда бутылочка нагреется, а когда она нагреется, загорится зелёный огонёк и тогда мы будем кушать»).
  • Реактивность поведения родителей: мать обладает повышенной реактивностью, особенно на негативные сигналы ребенка. Оба родителя во время сна чувствительны к реакциям ребёнка.
  • Способность к стимуляции ребенка: формально ребенку созданы условия для развития познавательной активности, в доме много разнообразных игрушек, большое пространство (квартира очень большая), созданы условия, чтобы Миша мог ползать, ходить и играть (в комнате расстелен для этого большой ковёр), покупаются игрушки и приспособления на опережение развития (прыгунки, сортеры, пирамидки и т.п.). Вместе с тем способность матери к стимуляции исследовательской активности и эмоциональной независимости ребенка очень высока в силу имеющего опыта воспитания первого ребёнка. Отец обладает достаточной способностью к стимуляции ребенка, он принимает активное участие в воспитании и развитии ребёнка.
  • Резюме о статусе развития.

На основании проведенного диагностического обследования можно сделать вывод, что в настоящее время уровень психического развития ребенка в целом соответствует нормативным показателям.

Вместе с тем выявлены определенные рассогласования в развитии ребенка, которые проявляются в отставании развития эмоциональной сферы и опережения развития моторики и сенсорной деятельности.

Также были выявлены нарушения в диаде «мать-дитя»: где ребёнок имеет некий заменяющий объект (мать) игрушечную собаку Бобика (уже фетишизированный, а не переходный объект), в то время как мать склонна к гиперопеке (ту любовь, что не дала старшему, направляет на младшего).

Сильную опасность на оральной фиксации обуславливает отсутствие грудного вскармливания. В этом ключе можно рассмотреть увлечение мальчика огоньками. Его первый огонек – огонек на подогревателе питания, в котором с самого его рождения грелось молоко. Для него это своеобразная замена материнской груди, через которую он получает приятное и успокаивающее молоко, связанное с мамой, ее заботой. Поэтому и происходит перенос этого образа на другие объекты, излучающие подобный огонек. Это его попытка идентифицировать незнакомый чужой объект со знакомой родной матерью. При наблюдении за заботой о ребенке, можно сказать, что у матери давлеющее суперэго.

Отец физически и эмоционально проявляет также активность в воспитании и развитии ребёнка. При этом мать стремиться дать правильное воспитание ребёнку, что способствует нормальному развитию процесса сепарации-индивидуации, который проявляется в активном освоении пространства ребёнком посредствам ползания и первых шагов, он пробует себя в самостоятельном управлении физической дистанции от матери, он поглощен интересом нового в окружающей его среде, в то время как сама мать изначально создала такие правила, где ребёнок ни при каких условиях не спал с ней в одной кровати (ребёнок всегда спит в своей кроватке).

У матери явно выраженный сильный страх кастрации, скорее всего усиленный ее операциями.

Оба родителя имеют высокий уровень способности к стимуляции ребёнка, способствовать развитию ребёнка и способности адаптации. При этом оба родителя могут быть отнесены к группе условно психически здоровых.

Таким образом, несмотря на хорошее в целом психическое развитие ребенка, дальнейший прогноз развития, без разрешения родителями, возникших семейных (взаимоотношения с первым ребенком) и индивидуальных психологических проблем (проявляющих в высокой тревожности матери и повышенной гиперопеке по отношению к ребёнку), с высокой степенью вероятности может быть неблагоприятным.

Родителям рекомендовано обратиться к семейному психотерапевту. Дополнительно матери рекомендовано индивидуальное консультирование и обследование старшего сына.

Протокол встречи 7.11. 2017.

Общение с матерью Еленой и наблюдение за ее ребенком проходило с ее добровольного согласия у нее дома. Условия, естественные и комфортные для ребенка. Мальчик недавно проснулся и был сыт.

Елена доброжелательно встречает психолога. Проводит в просторную комнату, которая проветривается, закрывает форточку. Видно, что за порядком в квартире следят регулярно: игрушки аккуратно расставлены, пыль вытерта, в воздухе ощущается свежесть. Параллельно с этим, располагает вид радушной принимающей хозяйки. Елена встречает психолога с мальчиком на руках. Миша аккуратно одет, улыбается. Зайдя в комнату, Елена прикрывает дверь, жестом приглашает гостя присесть, сама аккуратно опускает ребенка на ковер и присаживается на диван недалеко от него. Обстановка очень располагает. Миша пристально, с вниманием, смотрит на психолога, мама говорит ему: «Мишенька, все в порядке, не переживай, у нас гости, это тетя Света». Видно, что мальчик спокоен и весел. С интересом поглядев на психолога, после слов мамы, он отворачивается и обращает внимание на игрушечный паровозик. Начинает рассматривать его, явно увлекшись ярким цветом, затем начинает крутить колеса. Мама начинает рассказывать, что она наслаждается материнством, что она испытывает настоящее женское счастье, занимаясь домашними делами и материнскими обязанностями. Параллельно, с грустью, ведет разговор о старшем сыне от предыдущего брака. Старший мальчик, Григорий, на момент встречи, находится в школе. Можно отметить параллель, что Елена в речи всегда сравнивает двух сыновей не только подсознательно, но и озвучивая многие уже осознанные ею вещи. Чувствуется, что ей требуется выговориться. Елена сообщает, что у нее давно нет подруг, она признает их ненужность в своей жизни, - она живет только своей настоящей счастливой семьей. Однако потребность поделиться «наболевшем» высокая,- сложно вставить слово в ее монолог, создается ощущение, что она разговаривает сама с собой. Она много говорит о своем детстве в другом городе, маме и бабушке, не правильно воспитавших ее, о своих частых болезнях. В каждом излагаемом ей событии чувствуется нотка исключительности себя как личности.

Я предлагаю ей рассказать больше о ребенке, Михаиле, на счет которого она обратилась к психологу изначально. Елена, будто вспомнив, об этом, прерывает рассказ о себе и обращает взор на играющего Мишу. Ее голос потеплел, стал медленнее и спокойнее, исчезла чрезмерная эмоциональность, горестная нотка во время разговора. Мальчик, в это время, переключился на логический сортер и, настойчиво, пытался вставить фигуру в подходящее отверстие; он уже начинал злиться. «Ну, что такое, Миша, какой ты молодец! Давай я тебе помогу….», - Елена медленно опускается на ковер рядом с мальчиком, начинает рассказывать о геометрических фигурках, называя их цвет, форму, объясняя, какое отверстие им будет подходить. Мальчик на какое-то время отвлекается, обнаружив, что мама опустилась к нему на ковер. Его интересуют материнские ноги, через которые он начинает пытаться перелезть. Мама мгновенно реагирует и подыгрывает ребенку: «Миша! Да ты путешественник! Какие высокие горы решил перелезть! Какой молодец! Давай, у тебя получиться! Какой Миша храбрый и отважный!». В это время мальчик старательно пыхтит и перелезает через ноги Елены, на его лице заметно торжество, радостная улыбка. Он смотрит на маму, на психолога, начинает активно издавать различные звуки: «Ма-ма-ма; да-да; на-на-на». Произносит их с разной интонацией, то громче, то тише. Мама смеется, начинает повторять за ним. Миша тоже рад. Елена хватает его, начинает слегка подбрасывать, кладет на ковер, делает зарядку, играя, разводит ему ручки, сводит их вместе. При этих действиях приговаривает: «Какие у Миши замечательные ручки, пальчики, красивые ловкие; а какие ножки! Быстрые! Здоровые! Сильные!»- начинает делать Мише упражнение велосипед. Наблюдая за их игрой, складывается впечатление, что Елена буквально «провалилась» в этот радостный мир общения с малышом, отвлекшись и от психолога, и от всего окружающего мира. Миша, выкручиваясь, начинает ползти, пытается пролезть за спиной матери. Елена начинает описывать то, что делает Миша, пытаясь символизировать его действия. «Миша хочет поиграть в поезд! Чух-чух, поезд  заходит в тоннель», - она плотнее прислоняет свою спину к дивану, чтобы ребенок пролезал с небольшим усилием. Мальчик, кряхтя и радостно покрикивая, вылезает из «туннеля». Видно, что мальчику очень нравятся такие игры. Елена увлеченно подхватывает каждое движение и звук малыша, разворачивая его игру в занимательную историю. Вдруг, вспомнив о психологе, она улыбается, делает незначительную паузу, и уже продолжает свой рассказ. «Вот так мы и проводим время, весело и беззаботно, с Гришей все по-другому было….»,- и Елена сейчас уже продолжает рассказ о том, как не просто ей давался первый опыт материнства, как жесток и несправедлив был по отношению к ней ее первый муж. О Дмитрии, ее настоящем муже и отце Михаила, рассуждает как о спасителе и неслыханной женской удаче. Снова, вспоминая о сложностях, начинает рассказывать о Грише, старшем сыне, что он очень плохо контактирует с ее мужем, и Миша, пожалуй, единственный человечек, с которым Гриша параллельно общается. Во время этого разговора, Миша отвлекся от игрушек и подошел к дверке шкафа, которую начал открывать-закрывать, с интересом наблюдая за этим процессом. Мать, спохватившись, перехватывает движение дверки, предотвращая защемление пальчиков сына. «Миша, так нельзя делать, это опасно, пальчики прищемишь!», - говоря это, она взяла Мишу на руки и попыталась оттащить сына от дверки. Миша, набрав в легкие воздуха, истошно закричал, стал будто ватным, обмяк в руках матери; из глаз брызнули слезы, нижняя губа оттопырилась, лицо исказила гримаса. Елена, не обращая внимание на столь яркий приступ агрессии, перенесла его и опустила в середине ковра, тут же положив перед ним яркую картонную книжку. «Посмотри, как можно листать книжку, какая она яркая и интересная! А дверь трогать нельзя! Это опасно!», - говоря это, Елена стала показывать мальчику, как можно листать книжку, уподобляя свое движение открываемой и закрываемой дверце. Миша так же быстро успокоился, как и резко проявил приступ злости. Его слезы мгновенно высохли, и он стал с увлечением листать книжку, рассматривая картинки. «Вы бы видели, какой он старательный и умный мальчик! Но, конечно, его поведение в некоторых моментах очень меня тревожит. Видите, он ходит в ботиночках, когда ножки потеют, он сдергивает ботинки, или, когда я его мою, снимаю их, он очень интересуется их запахом. Постоянно принюхивается и к ботиночкам, и к носочкам. Еще очень любит нюхать свою  собачку Бобика». Елена оборачивается и машет рукой в сторону детской кроватки, где лежит эта игрушка. Она рассказывает, что у младшего сына может быть много проблем, потому что много сложностей в жизни было у нее и ее старшего ребенка Гриши. « Я думаю, что я ни дня не кормила его грудью, и это может спровоцировать много проблем. Ведь мое молоко отравлено, слишком много гормонов в нем, его нельзя пить детям. Вот Гриша пил, с рук у меня не сходил, очень нервным и беспокойным рос, а как кормить перестала, много проблем ушло». Далее Елена начинает вновь рассказывать о себе, о своих болезнях. У нее было две крупных операции по удалению яичника (разрыв; поликистоз) и щитовидной железы ( гипертиреоз, который консервативному лечению не поддавался). После проведения операции по удалению щитовидки, выяснилось, что у Елены периферическая нечувствительность к гормонам,  и, чтобы дать нужную гормональную компенсацию, приходится принимать очень большие дозировки, во время беременности они стали еще больше. Эндокринолог, к великой радости Елены, не рекомендовал ей кормить ребенка грудью. Она подробно, даже с радостью и каким-то злорадным торжеством рассказывает, как подписывала отказ от грудного вскармливания в роддоме, как ее пытались образумить, но она точно знала, что правда на ее стороне. К счастью, мальчик родился абсолютно здоровым.  Однако опасения Елены в его нездоровье велики. Она рассказывает, что компенсирует материнское молоко своей любовью, здоровьем, покупкой лучших продуктов из эко-маркета. Начинает подробно рассказывать о том, как и какими продуктами кормит Мишу и других домочадцев; в ее голосе улавливается некая назойливость и навязчивость. Тут же начинает высказывать беспокойство, что боится задержек в развитии Миши и иных патологий. Я выражаю желание встретиться с ней еще раз, чтобы понаблюдать, как Миша ест, потому что сейчас он сыт. Кроме того, мать явно дает мне понять, что Миша устал и хочет побыть один. Она сажает его в кроватку, там он сам берет пустышку, обнимает игрушечную собачку, и сворачивается, будто в клубок. Видно, что ему это нравится, и он действительно устал от присутствия чужого человека и разговоров. Мама сказала, что он периодически любит валяться в кроватке и самостоятельно играть. Уже в дверях, я заметила, что было бы неплохо встретиться, чтобы поговорить непосредственно о проблемах и беспокойствах самой Елены, а при нашей следующей встрече сосредоточиться на общении с Мишей.

 

 

Протокол встречи 15.11.2017

 

Встреча проходит в той же квартире Елены, присутствует она и ее младший сын. Елена также приветливо впускает психолога в квартиру, однако ее движения, жесты, приветственные фразы быстры, формальны. Видно, что ей не терпится перейти к своим материнским обязанностям. Миша также сидит у нее на руках. Параллельно она сообщает ему, что «все хорошо, к нам снова пришла тетя Света, Миша также будет кушать сейчас, как и обычно». Суетясь, она зовет психолога на кухню, махнув рукой в направлении нужного помещения; спешит туда сама, что-то параллельно говоря мальчику. Кухня, такая же как и комната: просторная, чистая, никаких лишних предметов, все четко по назначению. Михаил усаживается в высокий стульчик с отдельным столиком, пристегивается мамой ремнями безопасности. Он слегка возбужден, его руки, голова слегка дрожат, но на губах улыбка, предвкушающая пищу. Мама подносит к нему нагрудник, на котором изображен кит. «С кем сегодня Миша будет кушать? … Правильно, с китенком. Сейчас мама завяжет Мише нагрудничек… Так, где наша мисочка с супом….». Елена садиться напротив мальчика на стул. В ее руках пластиковая детская мисочка и пластиковая ложка. Она начинает кормить сына. «Вот так мы кушаем»,- эти фразы уже обращены к психологу, сидящему рядом, чуть в стороне. «Миша хорошо кушает, все любит, что я даю ему. В суп стараюсь положить побольше всего: какие-нибудь крупы или вермишель, помимо овощей и мяса; он же мальчик, должен питаться хорошо!. Вот Гриша у меня всегда ел отвратительно. Медленно, неопрятно, мало, что любил. Помню мясо, жевал, потом выплевывал, так сложно ему было его сразу есть. На живот часто жаловался. Потом уже я выяснила, что у него непереносимость коровьего молока… Миша хорошо кушает». Говоря все это, Елена параллельно кормила Мишу, она набирала в ложечку достаточное количество измельченного супа и давала ему. Мальчик, не удерживая пищу во рту, сразу глотает ее, видя, что его рот пуст, сразу же дает новую ложку с супом, уже заботливо наполненную. Видно, что мальчик голоден и с большим аппетитом ест пищу, предлагаемую мамой. Ест опрятно, не вертится. Через некоторое время, стало понятно, что мальчик удовлетворил первый приступ голода. Внешне он стал более расслаблен, дрожание исчезло. Он стал слегка болтать ногами и озираться по сторонам, улыбаться психологу, издавать радостные звуки. Но тарелка еще была полна. Мама поставила перед Мишей игрушку-лабиринт, в котором нужно было перекатывать бусины. «Давай, милый, соберись! Нам же нужно откопать пингвинчика! Вот уже видна его головка!»,- она обратила внимание мальчика на дно мисочки, где стала виднеться фигурка изображенного на дне животного. Мальчик явно заинтересован, он теребит руками бусинки лабиринта, заглядывает в свою мисочку. Так он доедает полностью данную мамой пищу. После чего, мама подносит к Мише маленькую чашечку с соком, разбавленным водой. Он делает несколько не очень аккуратных глоточков, начинает вертеться, «мычать»; мама, предугадывая его желание, начинает отпускать его. «Молодец, Миша, хорошо покушал. Сейчас нужно убрать за собой. Вот я беру влажную салфетку, давай вытрем личико, ручки, протрем наш столик, теперь Миша может идти играть!», - последовательно все протерев, Елена освобождает мальчика от ремней безопасности и аккуратно ставит его на пол. Довольный мальчик, улыбаясь, произнося разные звуки, направляется в сторону коридора. Весь прием пищи занял около 10 минут. Елена ходит по кухне, убирает посуду, затем садиться рядом на стул и, расслабившись, начинает говорить. «Да, обычную пищу он ест очень хорошо. Супы, овощные и фруктовые пюре, печенье;  ложкой ест замечательно. Но все, что касается жидкой и полужидкой пищи…. Каши, молоко, кефир, питье. Их, конечно же, даем в рожке. Берем ребенка на руки, как бы укладывая на бок… Раньше, где-то до полугода, до первого зуба, так спокойно пил молоко. Потом, как бес в него вселился: выворачивается, кричит, плачет. Но вот если положить его в кроватку, дать поближе игрушечную собачку, он поднимет ножки, будет поглаживать Бобика и спокойно пить…. Я не понимаю, почему так происходит…». Елена зовет психолога в комнату; она говорит, что сын сейчас мало попил, можно дать ему чай в бутылочке. Выходя из кухни, она понимает, что сын за время разговора заполз в туалет, но там ему нельзя находиться. Мама терпеливо объясняет ему это, ведь в туалете кафельный пол, можно упасть и сильно повредиться, стоят бутылки с разными чистящими средствами. Объяснив это, мама берет малыша на руки и выносит из туалета. Но когда его попытались поднять, Миша стал, как ватный, весь выгнулся дугой и закричал, пронзительно, громко, будто злобно. Мать, прикладывая усилия, все же берет его на руки, заносит в комнату и дает ему его игрушечный телефон, мальчик также быстро успокаивается. После того, как сын немного поиграл с телефоном, мама предлагает ему попить, берет на руки, садиться с ним на диван, слегка укладывая его на руках на бок, подносит бутылочку ко рту. Мальчик начинает активно мотать головой, сопротивляться, кричать; выгибаясь, просто сползает с ее рук на пол. «Хорошо, пойдем в кроватку!». Елена кладет Мишу в кроватку, тот ищет удобную позу, перекладываясь с одной стороны кроватки на другую, после приближает к себе Бобика, начинает теребить ему ухо. Мама только тогда подносит вновь бутылочку, Миша, жадно захватывая рожок, начинает пить, поджимая ножки к животику, задирая их вверх. Видно, что он доволен. После того, как Миша напился, он увернулся от бутылочки, обхватил Бобика полностью, двумя ручками, стал покусывать его, валяясь.

 Я объясняю Елене, что ее опасения не безосновательны, очень много сложностей из ее жизни, действительно, очень многие проблемы из ее жизни спроецированы на ее детей, поэтому требуется более детальное обследование Миши. Также рекомендована семейная, индивидуальная терапия, обратиться за консультированием ее старшего сына Григория.

 

 

 



Просмотров: 532
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Мужчина знает, что женщина его Любит, если она......
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • «И враги человеку — домашние его» (Мф. 10:34-36) Или как почитать отца и мать своих
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • История о мальчике, который думал, что мама его не любит
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Я его слепила из того, что было
  • Я его слепила из того, что было....
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Зачем орет мать, что она хочет разрушить?
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.
  • Я его слепила из того, что было. Расстановки из теста
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Какой должна быть жена? Муж требует, чтобы все было по его, моего мнения он не воспринимает
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Просто представь, что его не было в твоей жизни
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь