Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и строг.
Особенно сложно «перестроиться» тем детям, которые еще эмоционально не готовы к роли школьника - для них период адаптации к школе может быть травмирующим.
Особенности психологии ребенка младшего школьного возраста заключаются в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями - гневом, страхом, обидой.
Многие дети в это время нуждаются в поддержке и помощи взрослых, поэтому важно, чтобы родители вникли в проблемы ребенка, его переживания. И смогли оказать ребенку эффективную помощь.
Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребенка, создавая все новые субъективные трудности.
В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Поэтому именно на этом этапе ребенок может успешно овладевать средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей.
Сложности ребенка школьного возраста подчас становятся настоящим экзаменом для родителей. Быть внимательным к ребенку, вникая в суть ежедневно возникающих проблем, непросто. Вместе с тем, поддержать ребенка в новых для него обстоятельствах необходимо. Ведь самооценка, как известно, формируется рано и во многом зависит от того, чувствует ли ребенок нашу поддержку или нет.
Чем старше становится школьник, тем большее значение начинает приобретать его умение справляться с трудностями самостоятельно. Чтобы это умение сформировалось, родителям важно быть рядом с ребенком в той деятельности, которой он занимается.
Такой совместной деятельностью на первых порах станет выполнение домашних заданий. Участвуя в делах ребенка, помогая ему принять новые обязанности, мы учим его правильно ставить и решать задачи. Со временем это умение поможет ему почувствовать уверенность в собственных силах и действовать самостоятельно.
Помогая ребенку осознать и преодолевать трудности, мы повышаем вероятность того, что, повзрослев, ребенок будет вести себя ответственно. То, как ребенок преодолевает свое нежелание делать или доделывать что- либо, завершать начатое дело - как правило, и становится моделью отношения к проблемам в будущем.
Прилагать усилия - значит преодолевать сопротивление, внешнее или внутреннее, чтобы справиться с возникшей трудностью или достичь намеченной цели.
Когда ребенок старается и в результате достигает желаемого, он становится более самостоятельным и уверенным в себе, поскольку может гордиться собой: « Я смог, хотя это было совсем не просто!»
Детям нравится преодолевать трудности, в такие моменты они ощущают себя более взрослыми и самостоятельными.
Очень важно, чтобы ребенок вырабатывал собственную оценку своей учебы. В этом ценность опыта. Во-первых, это поможет ему сопоставлять требование учителя к заданию и правильность (или неправильность) его выполнения. Во- вторых, это научит его, прежде всего, опираться на свои внутренние ресурсы, а не на внешнее «молодец».
Поддержите ребенка, когда он старается, старайтесь замечать даже незначительные успехи. Развивайте у вашего школьника способность находить лучшее в своей работе. Пусть это будет мелочь (красиво написанная буква, с выражением прочитанное предложение), но она должна быть значимой и оцененной по достоинству самим ребенком.
Интересуясь школьной жизнью, чаще спрашивайте ребенка о радостном, о том, что удивило его сегодня, рассмешило, принесло удовольствие. Мотивируйте ребенка на позитивное отношение к школе.
Детский и семейный психолог Троцкая Наталия Валентиновна.