Ориентации клиентов, обратившихся за психологической помощью

 

 

В некоторых случаях, если консультант вступает в контакт с «пограничным» клиентом, необходимо знание об акцентуациях характера и типах психопатий.

С особенностями личности связано и еще одно различие между отдельными клиентами, знание и понимание которого практически определяет успешность консультативного процесса. Речь идет об ориентациях клиентов. В.В. Столиным выделены три основных ориентации клиентов.

1. Деловая ориентация, существующая в двух основных видах:

а) адекватная – клиент искренне заинтересован в решении проблемы («Вы сделаете все возможное...» и «Я сам готов сделать все, что вы мне скажете...»);

б) неадекватная – клиент преувеличивает возможности консультанта («Я уверен, что только вы могли бы мне помочь...»).

2. Рентная ориентация также может быть разделена на два вида:

а) «обаятельный рантье» - клиент считает, что его откровенность, его страдание, его обаяние и доверие к консультанту – тот капитал, с которого он неизбежно получит процент в виде переложения ответственности на плечи консультанта («Ну, теперь вы все знаете и скажете мне, что делать дальше...»);

б) «требовательный рантье» - клиент хочет получить процент уже с самой позиции консультируемого («Ну вот, теперь вы все знаете, и теперь это ваша забота – вам за это деньги платят...»).

3. Игровая ориентация. В этом случае возникает впечатление, что человек обратился лишь для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом. Например, он дает понять, что он не профан в психологии, как бы предлагая пройти у него аттестацию («Посмотрим, такой ли вы специалист...»). Доказательства компетентности клиент принимает с оживлением и тут же выдвигает новые «экзаменационные вопросы».

В другом случае клиент всячески усиливает безнадежность своей проблемы, хотя реально ее не существует («Вы согласны, что решения нет?»). Если консультант предложит какое либо решение, клиент тут же его опровергает введением информации, ранее не сообщенной или просто, используя формулировки типа «Да, но...».

Большинство психологов сходятся во мнении, что только адекватная деловая ориентация может привести к успеху консультации. Следовательно, надо работать над изменением иных ориентаций. Устойчивость же (крайняя ригидность, жесткость) рентных и игровых ориентаций является показателем нуждаемости человека не в консультировании, а в психотерапии.



Просмотров: 557
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как статьмагнитом для клиентов: шаг 4. Хороший контакт персонал + клиент = наценка выше среднерыночной
  • Мужчина-клиент и женщина-клиент в расстановках
  • Что клиент не может сделать сам?
  • Перенос и контрперенос в отношениях консультант-клиент, в чем опасность
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • Каких результатов может ожидать клиент от психотерапии
  • Если клиент не знает, чего хочет...
  • Когда клиент - не клиент
  • Что сказать, если клиент бежит из психотерапии…
  • Что делать, если ваш клиент - перфекционист
  • Что делать, если клиент м...чудак?
  • Что делать, если клиент недоволен?
  • Однажды ко мне обратился клиент...
  • Что делать психологу, если его дискриминирует клиент
  • "Когда клиент - не клиент психолога"
  • Клиент всегда прав. Клиент всегда врет
  • Psy - специалист и клиент
  • Может ли клиент дружить со своим психологом?
  • Может ли клиент не прийти? (юмористическая заметка)
  • Немотивированный клиент: от проблемы к задаче (2)
  • Немотивированный клиент: от проблемы к задаче (1)
  • Как сделать так, чтобы клиент сам решил свою проблему?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Если клиент лжет…
  • Как клиент может просить психолога укрепить негативную позицию
  • Люди в отношениях помощи: специалист и клиент
  • Мой клиент вне консультации
  • Клиент и особенности его характера
  • Если клиент влюблен в своего психотерапевта...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь