Ориентации клиентов, обратившихся за психологической помощью

 

 

В некоторых случаях, если консультант вступает в контакт с «пограничным» клиентом, необходимо знание об акцентуациях характера и типах психопатий.

С особенностями личности связано и еще одно различие между отдельными клиентами, знание и понимание которого практически определяет успешность консультативного процесса. Речь идет об ориентациях клиентов. В.В. Столиным выделены три основных ориентации клиентов.

1. Деловая ориентация, существующая в двух основных видах:

а) адекватная – клиент искренне заинтересован в решении проблемы («Вы сделаете все возможное...» и «Я сам готов сделать все, что вы мне скажете...»);

б) неадекватная – клиент преувеличивает возможности консультанта («Я уверен, что только вы могли бы мне помочь...»).

2. Рентная ориентация также может быть разделена на два вида:

а) «обаятельный рантье» - клиент считает, что его откровенность, его страдание, его обаяние и доверие к консультанту – тот капитал, с которого он неизбежно получит процент в виде переложения ответственности на плечи консультанта («Ну, теперь вы все знаете и скажете мне, что делать дальше...»);

б) «требовательный рантье» - клиент хочет получить процент уже с самой позиции консультируемого («Ну вот, теперь вы все знаете, и теперь это ваша забота – вам за это деньги платят...»).

3. Игровая ориентация. В этом случае возникает впечатление, что человек обратился лишь для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом. Например, он дает понять, что он не профан в психологии, как бы предлагая пройти у него аттестацию («Посмотрим, такой ли вы специалист...»). Доказательства компетентности клиент принимает с оживлением и тут же выдвигает новые «экзаменационные вопросы».

В другом случае клиент всячески усиливает безнадежность своей проблемы, хотя реально ее не существует («Вы согласны, что решения нет?»). Если консультант предложит какое либо решение, клиент тут же его опровергает введением информации, ранее не сообщенной или просто, используя формулировки типа «Да, но...».

Большинство психологов сходятся во мнении, что только адекватная деловая ориентация может привести к успеху консультации. Следовательно, надо работать над изменением иных ориентаций. Устойчивость же (крайняя ригидность, жесткость) рентных и игровых ориентаций является показателем нуждаемости человека не в консультировании, а в психотерапии.



Просмотров: 500
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать психологу, если его дискриминирует клиент
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Что клиент не может сделать сам?
  • Что делать, если клиент м...чудак?
  • Что делать, если клиент недоволен?
  • Что сказать, если клиент бежит из психотерапии…
  • Что делать, если ваш клиент - перфекционист
  • Вы скажите, что мне делать, а дальше я уже все испорчу сам
  • За что клиент платит психотерапевту, и как психология может повысить стандарты вашей жизни?
  • Что делать, чтобы клиент не бросил терапию. Часть Пятая
  • Что делать, чтобы клиент не бросил терапию. Часть Шесть
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Клиент и особенности его характера
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что вам принес клиент? Дракона или комара?
  • За что клиент платит деньги.
  • Что именно хочет ваш клиент?
  • Аромапсихология. Что хочет клиент? Опрос.
  • Что получает клиент от психотерапии?
  • За что платит клиент на психотерапии
  • Формирование запроса или что хочет клиент? ( из жизни школьного психолога)
  • Как статьмагнитом для клиентов: шаг 4. Хороший контакт персонал + клиент = наценка выше среднерыночной
  • Однажды ко мне обратился клиент...
  • Клиент злится на терапевта. Что делать?
  • "Все, что мне необходимо знать, открывается мне. Все, в чем я нуждаюсь, приходит ко мне".
  • За что платит клиент?
  • Что выбирает клиент?
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • «Как мне жить?» и «Что мне теперь делать?» или «В Диких условиях» собственной жизни.
  • Сколько стоит терапия или за что платит клиент???



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь