|
Ориентации клиентов, обратившихся за психологической помощьюАвтор статьи: Иванова Светлана Викторовна
В некоторых случаях, если консультант вступает в контакт с «пограничным» клиентом, необходимо знание об акцентуациях характера и типах психопатий. С особенностями личности связано и еще одно различие между отдельными клиентами, знание и понимание которого практически определяет успешность консультативного процесса. Речь идет об ориентациях клиентов. В.В. Столиным выделены три основных ориентации клиентов. 1. Деловая ориентация, существующая в двух основных видах: а) адекватная – клиент искренне заинтересован в решении проблемы («Вы сделаете все возможное...» и «Я сам готов сделать все, что вы мне скажете...»); б) неадекватная – клиент преувеличивает возможности консультанта («Я уверен, что только вы могли бы мне помочь...»). 2. Рентная ориентация также может быть разделена на два вида: а) «обаятельный рантье» - клиент считает, что его откровенность, его страдание, его обаяние и доверие к консультанту – тот капитал, с которого он неизбежно получит процент в виде переложения ответственности на плечи консультанта («Ну, теперь вы все знаете и скажете мне, что делать дальше...»); б) «требовательный рантье» - клиент хочет получить процент уже с самой позиции консультируемого («Ну вот, теперь вы все знаете, и теперь это ваша забота – вам за это деньги платят...»). 3. Игровая ориентация. В этом случае возникает впечатление, что человек обратился лишь для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом. Например, он дает понять, что он не профан в психологии, как бы предлагая пройти у него аттестацию («Посмотрим, такой ли вы специалист...»). Доказательства компетентности клиент принимает с оживлением и тут же выдвигает новые «экзаменационные вопросы». В другом случае клиент всячески усиливает безнадежность своей проблемы, хотя реально ее не существует («Вы согласны, что решения нет?»). Если консультант предложит какое либо решение, клиент тут же его опровергает введением информации, ранее не сообщенной или просто, используя формулировки типа «Да, но...». Большинство психологов сходятся во мнении, что только адекватная деловая ориентация может привести к успеху консультации. Следовательно, надо работать над изменением иных ориентаций. Устойчивость же (крайняя ригидность, жесткость) рентных и игровых ориентаций является показателем нуждаемости человека не в консультировании, а в психотерапии. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|