Клиент и особенности его характера

Клиент и особенности его характера

Наверное, самая золотая мечта любого терапевта (психолога) - это такой клиент, у которого желаемые изменения будут происходить быстро, только в лучшую сторону, благодаря усилиям обоих.  Но, к сожалению, в основном к специалистам обращаются люди, которые травмированы своим прошлым опытом и, естественно, что они хотят, чтобы их жизнь стала более или менее, но лучше. Принося с собой свои истории, они хотят, чтобы их поддержали, пожалели, а лучше посоветовали – как им жить дальше.

Однако, клиенты, приходя к терапевту (психологу), приносят с собою паттерны поведения, которые предполагают участие большого количества  механизмов защит, связанных с типом  его личности, воздвигают стены  отчуждения, стремление держать все под контролем (в том числе и самого терапевта), пытаются построить такие отношения, к которым он сам привык.

Рассмотрим это на примерах, используя «Компас личности» по Сержу Гингеру [1, стр. 129]



Рис. 1. Компас личности Сержа Гингера

Пример 1. Клиенты с выраженными нарциссическими чертами зачастую приносят с собой обесценивание. Кто-то его демонстрирует с первых минут: «Ну-ну,  все это бред. Делать вам (мне) больше нечего. Все равно это никакой пользы мне не принесет».

Кто-то сначала пытается очаровывать собою, льстит своим выбором: «Вы мне показались наиболее заслуживающим доверия». Но вскоре  неизбежно следует разочарование, иногда даже и не особенно скрываемое. Следуют «уколы», иногда даже попытки поучать, как правильно с ним работать, что следует делать, а что не стоит и пр. В принципе, ничего нового клиент и не может делать в кабинете специалиста, кроме разыгрывания привычного для него сценария взаимодействия. То же самое клиент осуществляет и в реальной жизни. За этими нарциссическими проявлениями, между клиентом и терапевтом прячется много стыда. Но на первых сессиях эту преграду точно не разрушить, не стоит ее штурмовать с наскоку.

Пример 2. Замкнутые, закрытые и заблокированные в своем внутреннем мире шизоидные клиенты привычным образом закрывают себя в контакте с другим, даже не пытаясь что-то сделать иным способом.

Обычный парадокс человеческого существования: все мы, как правило, хотим чего-то, но слишком страшно отказаться от того, что знакомо и привычно, мы создаем себе мнимую безопасность, при этом препятствуя возможностям контакта с желаемым.

Вот и наши клиенты приходят за этим, что «никогда раньше не делал», но в начале терапевтического пути ничего, кроме привычного автоматизма, они никакой новизны в опыт и не допускают. И иногда терапевт (психолог) с таким клиентом может испытывать даже растерянность,  контакт настолько затруднен, а разговор настолько невозможен, что нет никакой обратной связи. Не понятно, что происходит с клиентом, а он сам об этом или вовсе не говорит, или отвечает односложно и абстрактно… Но при этом приходит снова и снова…

Пример 3. Тревожные клиенты, с обсессивно-компульсивными чертами личности приносят тягу к контролю, которая может проявляться в дотошном расспрашивании специалиста  что с ним, клиентом, тот будет делать и зачем. Или в постоянной потребности получать подтверждение от специалиста, что «я нормальный»…

Пример 4.  Параноидальные клиенты ищут союзника против разного рода  мнимых жизненных угроз, и любое несогласие партнера  воспринимается как предательство и отвержение. Жаждущие одобрения и принятия, они изо всех сил, с самого начала проецируют враждебность во вне, сохраняя собственную картину своей хорошести и правильности, игнорируя свою чрезмерную подозрительность.

Пример 5. Мазохистические личности, под гнетом вины и стыда, постоянно извиняются перед терапевтом (психологом) за то, что побеспокоил его своими мелкими проблемами, тогда как «наверняка к вам приходят люди с гораздо более серьезными ситуациями». И это ощущение «мелочности» своих проблем, как правило, принесено в кабинет из собственного мира, в котором такие клиенты ощущают себя никчемными, ничего не значащими, а вокруг столько более важных людей…

Пример 6. Садистические личности сильными не являются, они пытаются таковыми себя ощутить за счет материального или психологического «грабежа» слабых. Как пишет К. Хорни [2], подобного рода индивид может обладать желанием порабощать других людей, в частности своего партнера. Его «жертва» должна быть существом не только без желаний, чувств или собственной инициативы, но и вообще без всяких требований к своему господину.

Естественно, что  не все клиенты садистической характерологической частью будут обязательно порабощать. Однако многие их проявления будут подсказывать нам, что именно с таким типом личности мы имеем дело. Например, из разновидностей садистских влечений можено встречаться с таким фактом, что удовлетворение подобный клиент получает от «игры» на эмоциях специалиста как на некотором инструменте.

Садистическая личность имеет тенденцию желать эксплуатации другого. Терапевт (психолог) иногда попадает в такую ситуацию прямого или косвенного подчинения резко возрастающим требованиям клиента и даже может испытывать чувство вины или унижения, если не способен выполнить их. Осознавание специалиста – главная профилактика таких ситуаций, в которых терапия становится не эффективной, удовлетворяя привычные способы поведения. А клиент чаще всего может найти оправдание своего поведения, чтобы продолжать чувствовать себя недовольным или несправедливо оцененным, и на этом основании он стремится к еще большему повышению требований. [3], [4].

Пример 7. У депрессивных клиентов неудачей может казаться вся жизнь. Ощущение несправедливости причиняет им страдание, они испытывают всеобъемлющую и продолжительную печаль. Причиной тому могут быть ситуации пережитых состояний беспомощности, наиболее травматичной из которых, является ситуация утраты объекта привязанности. Утрата близкого человека, ситуации разрыва значимых отношений, резкое нарушение жизненного стереотипа, смена социальной роли – вот далеко не полный перечень ситуаций, которые дают почву для формирования подобной характерологии. Такие люди чаще всего в качестве психологических защит используют интроекцию («Должно быть; Это потому, что я эгоист») и идеализацию. Они могут воспринять другого исключительно как прекрасного человека, что станет поводом для переживания унижения от постоянных сравнений.

Пример 8. Маниакальные клиенты обладают депрессивной организацией характера, которая нейтрализуется посредством бессознательного защитного механизма отрицания. Они отличаются высокой энергией, возбуждением, мобильностью, переключаемостью и общительностью.

Большинство маниакальных людей, стремясь избежать психологической боли, много говорят, чтобы любым путем избежать терапевтической интервенции. Для них эмоциональная аутентичность представляет борьбу (с самим собой). Следовательно, терапевту следует исследовать, является ли то, о чем они говорят, правдой, или же они приспосабливаются к обстоятельствам, оправдываются и просто развлекаютсвоими рассказами.

Пример 9. Истероидных личностей отличает красочность, экстравертированность и театральность поведения. Это очень эмоциональные люди, которым трудно поддерживать долго глубокие отношения. Они счастливы, когда находятся в центре внимания. Их поведение часто провокационно и соблазнительно.

С другой стороны они внушаемы, легко могут поддаваться влиянию окружающих или обстоятельств. Их эмоции поверхностны и часто подвижны. В речи они склонны к преувеличениям и невниманию к деталям. Люди с истероидным характером могут легко рассердиться или расплакаться, если не получат внимания или похвалы, но такой гнев обычно не продолжается долго. Из-за сильной зависимости от признания другими они доверчивы и терпеливы.

Нередко от клиентов можно услышать откровенные требования и ожидания от специалиста, а порой просто прямые послания, типа: «Вы же не просто человек, у Вас есть видение»; «Вы должны быть безупречным»; «Вы, наверное, идеальный человек», «Вы же специалист, у Вас не может быть никаких проблем  ни с кем»; «Вы - эксперт во всех жизненных вопросах». Эти и многие другие проекции присваиваются клиентами своему терапевту (психологу).

Если специалист все же устойчив, в любом случае, прежде всего оставаясь живым человеком, то он вызывает самые разные чувства, вплоть до раздражения и гнева. Не принимая и не соответствуя роли гуру-эксперта, специалист рискует вызвать недовольство того, кто хочет в нем видеть именно «не просто человека».

Терапевту (психологу), прошедшему или проходящему личную терапию и получающему супервизию, проще ощущать собственную жизнь в себе самом, и быть живым в присутствии клиента. Но клиентам бывает очень трудно выдержать чужую жизнь, чужие эмоции и даже чужой интерес к себе (у каждого своя болевая точка). Отсюда: «дайте мне совет… дайте мне быстрый результат… дайте мне это все, но не заставляйте меня выходить за пределы привычных состояний». И тогда клиенты могут исчезать с терапии, прерывать терапевтические отношения после одной-трех сессий, и это не обязательно связано с качеством работы. Уходят и от «хороших», и от «плохих» специалистовов, проигрывая привычные способы разрыва контакта с другим человеком [5].

 

Библиография

  1. Гингер С. Гештальт: искусство контакта / Пер. с англ. Т.А. Ре- беко. — Изд. 2-е. — М.: Академический Проект; Куль- тура, 2010.
  2. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза / Пер. с англ. В. Светлова. – М.: Академический Проект, 2007.
  3. Робин Ж.-М. Гештальттерапия. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2007.
  4. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза / Пер. с англ. В. Светлова. – М.: Академический Проект, 2007.
  5. Илья Латыпов Перед тем, как вступить в контакт, 2013.


Просмотров: 699
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Для изменений к лучшему возраст может быть любым. Пример успеха
  • (с) "Мои клиенты - люди, которые хотят личностно развиваться..." Хотите нравиться ВСЕМ клиентам? Знакомьтесь, это ваши «грабли»
  • Может ли внутренняя реальность быть «несимволической» ? Пример из психоанализа.
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Православие и регрессионная терапия. Могут ли православные клиенты приходить на терапию к регрессологу?
  • Когда клиенты уходят от нас ……иногда возвращаются…...не все
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Зачем клиенты приходят к психологу?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Чему могут научить клиенты?
  • Зачем еще приходят клиенты? Путь к себе.
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Почему клиенты иногда обманывают своих терапевтов (на примере Насти)
  • Иногда клиенты возвращаются
  • Три причины, по которым клиенты не приходят к результату
  • Три причины, по которым люди не могут говорить просто и понятно
  • Для чего психологу нужен кабинет? Может быть, принимать клиентов дома? Или в кафе?
  • Ваша жизнь может быть лучше, но это сложно себе представить!
  • Как удержать клиентов? Технология «Клиенты на всю жизнь».
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • В отношениях все может быть просто и легко
  • Кто и зачем может обратиться к гештальт-терапевту (психологу)?
  • Может ли клиент дружить со своим психологом?
  • Идеальный психолог. Портрет личности специалиста.
  • Как стать психологом, которого хотят клиенты? Горшочек - вари!
  • Как установить контакт со своим подсознанием? даже если ты обычный человек
  • Что может быть важнее собственного отношения к себе?
  • Хочу распрощаться со своим лишним весом навсегда! – говорят клиенты.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь