Подходы в реабилитации аддиктов.

Подходы в реабилитации аддиктов.

    Можно выделить четыре подхода в реабилитационной работе с аддиктами. Реабилитационный подход – это метамодель реабилитационного процесса, отражающая позиции специалиста и пациента, а также характер взаимодействия между ними, которая может быть реализована с помощью разных технологий и разными по стилю специалистами.

Реабилитационный подход «Дрессура».

Специалисты, работающие в рамках этого подхода, занимает позицию носителя «правильного» знания. Пациенты ставятся здесь  специалистом в позицию объектов. Задача пациентов – четко следовать инструкциям специалистов реабилитационного центра. Основной инструмент восстановления аддиктов – это система поощрений и наказаний, организованная система подкреплений нужного («правильного») поведения у пациентов. Последователи данного подхода считают, что, правильно организовав систему подкреплений, можно сформировать у человека оптимальный поведенческий паттерн, закрепив его путем повторения.

Основные техники, применяемые в данном реабилитационном подходе:

  • Ежедневные собрания коммуны реабилитантов, на которых подводятся итоги дня и разбираются проблемы общежития и конфликтные ситуации;
  • Трудотерапия;
  • Система наказаний и поощрений. Как правило, в виде индивидуальных мониторов, на которых фиксируются количество взысканий и поощрений.

Преимущества данного подхода:

  1. Относительно небольшие затраченные ресурсы в рамках привлечения специалистов различного профиля (психологов, психотерапевтов, специалистов по социальной работе, семейных психологов, арт-терапевтов и др.);
  2. Достаточно быстрый (по сравнению с другими подходами) «видимый» результат нужного поведения у пациентов центра. Например, использование трудовых «нарядов» для коррекции неправильного поведения у пациентов – наказания за разговоры о наркотиках, матерные слова, невыполнения каких-либо заданий и т.д.

Недостатки данного подхода:

  1. Неустойчивость поведенческих паттернов, сформированных в рамках данного подхода. То есть, как только внешний контроль за поведением пациента снимается (снижается), вероятность возврата к старым поведенческим паттернам возрастает.
  2. Создание «видимости» изменений у пациентов.
  3. Низкий профессиональный уровень подготовки сотрудников центра.
  4. Неблагоприятный терапевтический климат для реабилитации.
  5. Нацеленность на конечный результат – «надрессированность» пациента конкретным навыкам.

Можно заметить очевидное сходство подхода дрессуры с бихевиористским подходом в психологии.

  Данный подход в реабилитации лучше использовать в сочетании с другими реабилитационными подходами.

Реабилитационный подход «Репетиторство».

Основная задача восстановления в рамках данного подхода – дать аддикту необходимую информацию о зависимости, способах её преодоления и объяснить, как эффективно ею пользоваться. Специалисты, работающий в рамках репетиторства, исходят из того, что научение навыкам трезвого и здорового образа жизни происходит в результате целенаправленной передачи информации от одного человека к другому (консультант по зависимости, социальный работник) за счет формирования более адекватных реальности представлений о своей зависимости и как с ней справляться.

Основные техники, применяемые в данном реабилитационном подходе:

  • Ведение дневника чувств и событий дня;
  • Тренинги;
  • Лекционный материал;
  • Видеофильмы;
  • Занятия по духовному воспитанию;
  • Трудотерапия;
  • Проверка знаний;
  • Завершение обучения – выдача сертификатов об окончании.

Преимущества данного подхода:

  1. Схожесть программы репетиторства с системой довузовского и вузовского обучения, что снижает тревожность и дискомфорт у пациентов.
  2. Более высокий уровень взаимодействия сотрудников центра с пациентами.
  3. Получение информации о зависимости и способах ее преодоления, которые не исчезают при отсутствии системы подкрепления

Наибольшее сходство данный подход имеет с когнитивной психологией. 

Недостатки данного подхода:

  1. Информации о зависимости часто недостаточно для изменения системы убеждений и верований, которые были у пациента до прихода в программу реабилитации.
  2. Недостаток практических решений для пересмотра своей системы ценностей у пациента.
  3. Мало учитываются индивидуальные особенности пациентов, их жизненной ситуации.
  4. Отсутствие мультидисциплинарной команды специалистов (психотерапевтов, психологов и т.д.)

Реабилитационный подход «Наставничество».

В рамках этого подхода должна взаимодействовать команда специалистов с достаточно серьезным уровнем профессиональной подготовки и эффективного взаимодействия друг с другом на всех уровнях. Специалист в рамках данного подхода является «проводником» пациента, старшим партнером, в свою очередь пациенты – младшие партнеры специалиста центра.

Задача всей мультидисциплинарной команды – создать условия, в которых пациент смог бы максимально проявлять собственную активность, чтобы искать и находить наиболее приемлемые для себя способы поведения. Специалист при этом, как правило, несет ответственность только за создание необходимых условий для обучения и изменений, а ответственность за конечный результат возлагается на пациента. В рамках данного подхода специалисты центра не навязывает пациенту свои убеждения, а предлагает практичные решения, чтобы пациент опробовал их сам и выбрал наиболее подходящий.

Основные техники, применяемые в данном реабилитационном подходе:

  • Ведение дневника чувств и событий дня;
  • Тренинги;
  • Лекционный материал;
  • Групповая и индивидуальная психотерапия;
  • Индивидуальные аналитические задания;
  • Арт-терапия;
  • Семейная терапия;
  • Трудотерапия;
  • Видеофильмы;
  • Занятия по духовному воспитанию;
  • Проверка знаний;
  • Завершение обучения – выдача сертификатов об окончании.

Преимущества данного подхода:

  1. Высокий уровень подготовки специалистов центра.
  2. Гуманистический подход к восстановлению человека с зависимостью, где человек рассматривается как уникальная, целостная, постоянно развивающаяся система.
  3. Более универсальна, способна органично вместить в себя три предыдущих подхода.
  4. Устойчивость внешних и внутренних изменений пациента.

Недостатки данного подхода:

  1. Достаточно длительный период взаимодействия с пациентом.
  2. Более высокий уровень затрат (профессиональных, материальных, социальных).

Реабилитационный подход «Экологический».

Основной задачей реабилитации в рамках данного подхода становится не формирование определенной системы представлений, отношений и умений у пациента (как в трех других парадигмах). В данном подходе упор идет на ценность самого процесса: не столь важно, каковы имеющиеся сейчас успехи у данного пациента на пути построения своего экологического мира, главное – какова динамика этого процесса. Этот подход опирается на модель экологических систем , предложенная американским психологом Ури Бронфенбреннером. Согласно этой модели, развитие человека – это динамический процесс, идущий в двух направлениях. С одной стороны, человек сам реструктурирует свою жизненную среду, а с другой – испытывает воздействие со стороны элементов этой среды.

Данный подход применяется на более поздних этапах восстановления и развития пациента и  требует кардинального изменения позиции специалиста (психолога, психотерапевта, консультанта). Здесь невозможна не только позиция всемогущего носителя «абсолютного знания», но даже и позиция мудрого пастыря, пасущего «неразумных овец». Задача специалиста здесь не в том, чтобы наставлять пациента на «путь истинный» в той или иной форме, а в том, чтобы пациент смог открыть свой собственный путь, стал субъектом, «лежащим-в-основе» собственной жизни. Поэтому главное, что необходимо сделать специалисту, - выстроить с пациентом качественно иной, субъект-субъектный способ взаимодействия. А это требует определенной подготовки от сотрудников реабилитационного центра, постоянной работы над собой, пересмотра сложившихся стереотипов, изменения позиции (иногда кардинального) в отношениях с участниками реабилитационного процесса.

Техники, применяемые в данном реабилитационном подходе применяются с учетом запроса каждого пациента в его стремлении создать свой экологический мир. Это могут быть также:

  • Групповая психотерапия;
  • Тренинги;
  • Самоанализ в рамках модели экологических систем;
  • Техники за контролем расхода личной энергии;
  • Анализ семейных сценариев;
  • Занятия по генеалогии;
  • Обучение индивидуальным техникам расслабления и концентрации;
  • Составление личного плана развития;
  • Терапия творческим самовыражением
  • Хобби-терапия и многое другое…

Преимущества данного подхода:

  1. Нет нацеленности на результат, на готовый продукт;
  2. Субъект-субъектные отношения дают возможность одновременному развитию, как специалиста, так и пациента.

Недостатки данного подхода:

  1. Более высокие требования к развитию сотрудников;
  2. Сложность в поиске пациентом своего собственного пути без опоры на «наставничество» и «репетиторство».

 

 



Просмотров: 386
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Случай работы с аллергией в рамках эмоционально-образного подхода.
  • В рамках какого подхода работать с клиентом?
  • Алгоритм работы с замещающей семьей в рамках когнитивно-поведенческого подхода
  • Работа с сексологической проблематикой в рамках гештальт-подхода
  • Эффективность комплексного подхода по программе ТС «Вершина» в системе реабилитации
  • Возможности применения гештальт-подхода в организации эффективного взаимодействия «педагог-ученик»
  • Что такое позитивная психотерапия: основные принципы подхода
  • 6 аспектов подхода взрослого человека к своей жизни
  • Как получить качественную помощь на форуме данного сайта?
  • Позитивная Психотерапия. Основные принципы подхода
  • Что такое эмоции с позиции гештальт-подхода? Часть 2. Страх.
  • Что такое эмоции с позиции гештальт-подхода? Часть 1. Общая.
  • Голография как символ 3D-подхода в работе психолога
  • Судьба - баланс данного и выбранного.
  • Работа с тревогой с позиции гештальт-подхода
  • Как стать финансово независимым. Три разных подхода
  • Танцевально-двигательный подход в реабилитации алкоголь-зависимых пациентов.
  • Сам ты тварь! ...или биосоциальный человек глазами гештальт-подхода
  • Как впустить счастье в свою жизнь: 2 подхода к достижению желаемого
  • Два подхода к развитию частной практики
  • Схематерапия Янга, как пример полимодального подхода.
  • Эмпатия как неотъемлемая часть человеко-центрированного подхода
  • Арт-терапия. Суть подхода и цели: "Когда б вы знали, из какого сора, растут стихи..."
  • Психотерапия гуманистического подхода: отличительная специфика
  • Об опыте развития и возможности Гештальт - подхода в психотерапии.
  • Особенность и ценность гештальт-подхода.
  • Описание, анализ десяти психотерапевтических сессий в формате гештальт-подхода в индивидуальной работе.
  • Как начать больше зарабатывать, иметь много денег и хорошую карьеру. Два кардинально разных подхода
  • Жизнь на песке, или песочная психотерапия в призме интегративного подхода
  • Изменение персонального качества жизни в социуме с помощью применения коучингового подхода



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь