|
Подходы в реабилитации аддиктов.Автор статьи: Артёменко Андрей Валерьевич
Подходы в реабилитации аддиктов. Можно выделить четыре подхода в реабилитационной работе с аддиктами. Реабилитационный подход – это метамодель реабилитационного процесса, отражающая позиции специалиста и пациента, а также характер взаимодействия между ними, которая может быть реализована с помощью разных технологий и разными по стилю специалистами. Реабилитационный подход «Дрессура». Специалисты, работающие в рамках этого подхода, занимает позицию носителя «правильного» знания. Пациенты ставятся здесь специалистом в позицию объектов. Задача пациентов – четко следовать инструкциям специалистов реабилитационного центра. Основной инструмент восстановления аддиктов – это система поощрений и наказаний, организованная система подкреплений нужного («правильного») поведения у пациентов. Последователи данного подхода считают, что, правильно организовав систему подкреплений, можно сформировать у человека оптимальный поведенческий паттерн, закрепив его путем повторения. Основные техники, применяемые в данном реабилитационном подходе:
Преимущества данного подхода:
Недостатки данного подхода:
Можно заметить очевидное сходство подхода дрессуры с бихевиористским подходом в психологии. Данный подход в реабилитации лучше использовать в сочетании с другими реабилитационными подходами. Реабилитационный подход «Репетиторство». Основная задача восстановления в рамках данного подхода – дать аддикту необходимую информацию о зависимости, способах её преодоления и объяснить, как эффективно ею пользоваться. Специалисты, работающий в рамках репетиторства, исходят из того, что научение навыкам трезвого и здорового образа жизни происходит в результате целенаправленной передачи информации от одного человека к другому (консультант по зависимости, социальный работник) за счет формирования более адекватных реальности представлений о своей зависимости и как с ней справляться. Основные техники, применяемые в данном реабилитационном подходе:
Преимущества данного подхода:
Наибольшее сходство данный подход имеет с когнитивной психологией. Недостатки данного подхода:
Реабилитационный подход «Наставничество». В рамках этого подхода должна взаимодействовать команда специалистов с достаточно серьезным уровнем профессиональной подготовки и эффективного взаимодействия друг с другом на всех уровнях. Специалист в рамках данного подхода является «проводником» пациента, старшим партнером, в свою очередь пациенты – младшие партнеры специалиста центра. Задача всей мультидисциплинарной команды – создать условия, в которых пациент смог бы максимально проявлять собственную активность, чтобы искать и находить наиболее приемлемые для себя способы поведения. Специалист при этом, как правило, несет ответственность только за создание необходимых условий для обучения и изменений, а ответственность за конечный результат возлагается на пациента. В рамках данного подхода специалисты центра не навязывает пациенту свои убеждения, а предлагает практичные решения, чтобы пациент опробовал их сам и выбрал наиболее подходящий. Основные техники, применяемые в данном реабилитационном подходе:
Преимущества данного подхода:
Недостатки данного подхода:
Реабилитационный подход «Экологический». Основной задачей реабилитации в рамках данного подхода становится не формирование определенной системы представлений, отношений и умений у пациента (как в трех других парадигмах). В данном подходе упор идет на ценность самого процесса: не столь важно, каковы имеющиеся сейчас успехи у данного пациента на пути построения своего экологического мира, главное – какова динамика этого процесса. Этот подход опирается на модель экологических систем , предложенная американским психологом Ури Бронфенбреннером. Согласно этой модели, развитие человека – это динамический процесс, идущий в двух направлениях. С одной стороны, человек сам реструктурирует свою жизненную среду, а с другой – испытывает воздействие со стороны элементов этой среды. Данный подход применяется на более поздних этапах восстановления и развития пациента и требует кардинального изменения позиции специалиста (психолога, психотерапевта, консультанта). Здесь невозможна не только позиция всемогущего носителя «абсолютного знания», но даже и позиция мудрого пастыря, пасущего «неразумных овец». Задача специалиста здесь не в том, чтобы наставлять пациента на «путь истинный» в той или иной форме, а в том, чтобы пациент смог открыть свой собственный путь, стал субъектом, «лежащим-в-основе» собственной жизни. Поэтому главное, что необходимо сделать специалисту, - выстроить с пациентом качественно иной, субъект-субъектный способ взаимодействия. А это требует определенной подготовки от сотрудников реабилитационного центра, постоянной работы над собой, пересмотра сложившихся стереотипов, изменения позиции (иногда кардинального) в отношениях с участниками реабилитационного процесса. Техники, применяемые в данном реабилитационном подходе применяются с учетом запроса каждого пациента в его стремлении создать свой экологический мир. Это могут быть также:
Преимущества данного подхода:
Недостатки данного подхода:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|