Метафорические карты как инструмент самопознания. Ключевые вопросы

Хочу начать серию статей о своём опыте работы с метафорическими картами. У меня есть убеждение, что с картами может научиться работать любой человек даже без психологического образования. С одной оговоркой - человек, заинтересованный в собственном развитии и самопознании.

Я попробую поделиться своими наработками в теме освоения МАК., которые смогут быть полезны, в первую очередь, не психологам.

 

 

Метафорические ассоциативные карты (также их называют проективные, эмоциональные, терапевтические, О-карты) - сегодня достаточно новый инструмент в руках психолога, но уже успел себя зарекомендовать.

В сети можно найти достаточное количество статей об истории развития этого метода работы, его преимуществах и ограничениях, разновидностях колод карт. И, конечно, об отличии от гадательных систем (в первую очередь, от карт Таро).

Почти в каждой статье подчёркивается, что работающим инструментом эти карты-картинки становятся только в руках подготовленного человека, специалиста-психолога.

Однако я думаю, что метафорическими картами может воспользоваться любой человек, проявляющий интерес к самопознанию.В подтверждение этой идеи выступает и то, что один из первых и основных авторов, издателей и популяризаторов идеи метафорических карт М. Эгетмейер озвучивал идею: "Я не желаю делать терапевтический инструмент, а создаю искусство в новой форме с помощью карт". Мы помним, что искусство - один из важнейших источников познания "обычным" человеком самого себя, своих чувств, желаний.

Несомненно, обращаясь к человеку, который глубоко разбирается в закономерностях человеческой души (психики), скорее всего это будет человек с психологическим образованием, вы сможете полнее и глубже разобраться в своём запросе.  Однако и дома, самостоятельно, вы сможете многое сделать для себя с помощью этих карт.

Это очень похоже на то, что необязательно быть профессиональным парикмахером, чтобы делать себе ежедневные простые укладки. Немного навыков - и всё, пользуйся феном, расчёсками, другими средствами себе на красоту.

К слову сказать, и профессиональный парикмахер пойдёт к коллеге, если надо сделать стрижку или другие сложные манипуляции с волосами)))

Работая с картами я обнаружила для себя простой и полезный алгоритм вопросов,который помогает при работе с картами. Особенно полезны эти вопросы тем, кто "не дружит" с образным восприятием мира, и у кого работа с фантазийными, ассоциативными способами вызывает затруднения.

Итак, вот этот список ключевых вопросов:

  1. Что происходит на этой карте?
  2. Что я чувствую, какие эмоции приходят, когда я на неё смотрю?
  3. Могу ли я себя узнать в ком-то из героев? Или я – зритель?
  4. Что хочется сделать моему герою? Какова его цель?
  5. Или – Что хочется сделать мне, как зрителю с героями этого сюжета?
  6. Какое послание несёт мне эта карта? Как бы я назвала её?

 

Первый вопрос помогает сориентироваться, определить ключевые точки на карте. Не секрет, что на каждой картинке каждый смотрящий увидит свой сюжет, свой смысл происходящего, отрывок из свей жизни.

Вопрос про чувства, эмоции чрезвычайно важен - он помогает понять наше отношение к сюжету. Если сложно определить эмоции, попробуйте решить для себя - вам нравится или не нравится эта картинка. То, что происходящее на карте нам нравится, говорит о том, что мы внутренне согласны, признаём такое положение дел. Если картинка вызывает отторжение - мы не согласны, убегаем, не готовы взглянуть в лицо ситуации.

Если вы работаете одна, без поддержки специалиста, попробуйте в такой ситуации не откладывать сразу карту (это первое желание), а ответить себе на следующие вопросы.

Вопрос о героях и зрителе. Важно помнить, что себя можно узнать не только в человекоподобной или вообще живой фигуре. Иногда это может быть предмет. А иногда даже цветовое пятно. Думаю, нет смысла углубляться, почему вы себя видите или не видите героем этой карты и почему именно таким. (Специалист мог бы рассказать вам, что себя можно найти в каждом элементе карты, который вы заметили, как важный). Но в работе "для себя" это не принципиально важно - проективная сущность метафорических карт сработает всё равно. Решим для себя, что выбирая героя или зрителя мы опираемся на внутреннюю готовность посмотреть на проблемную ситуацию именно с такого ракурса.

Итак, когда вы определите, кто вы в рамках сюжета этой карты, вам станут более понятными собственные устремления.

Поэтому вполе логичным ответить себе на следующий вопрос - что хочется сделать? Прикрываясь идеей, что "это не я, это- герой" или "даже если допустить, что я зритель этой сцены, она всё равно выдуманная" мы озвучиваем наиболее естественные для нас реакции, варианты развития событий. То, что внутри нас уже созрело, как ответ на проблемную ситуацию.

Нам может нравится, а может и не нравится такой вариант развития сюжета. И здесь опять время прислушаться к своим эмоциям-показателям. Даже не углубляясь в психологические тонкости, можно понять для себя, чтона вариант, который нам нравится, мы можем ориентироваться в своих действиях.

Но иногда вариант дальнейших действий вызывает у нас напряжение, страх, неприятие.

Попробуйте ответить себе на последний вопрос о послании этой карты. Это  станет вашим генеральным советом, как лучше вам поступить в данной ситуации.

Если вы продолжаете чувствовать напряжение, можно вытащить дополнительную карту (и лучше сделать это в открытую, рассматривая картинки), которая стала бы нам подсказкой на вопрос: "что можно сделать, чтобы ситуация не дошла до такой напряженной точки?"

 

На мой взгляд, работая самостоятельно, принципиально важно заканчивать работу с картами в состоянии приобретения силы, а не её потери (в ресурсном состоянии).

 

Надеюсь, мой алгоритм вопросов поможет вам попробовать "поговорить" с картами и услышать подсказки вашей собственной души. Даже если раньше у вас не очень это получалось.

 

 

 



Просмотров: 564
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Вопрос от "худеющей" клиентки: «…вообще не могу себя заставить тренироваться!!! Что делать???»
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Persona" и "Personita": обзор, примеры работы
  • "Ты знаешь все в твоих руках и даже я". Нелюбовь, а созависимость. Возьми себя в руки.
  • "Как научиться себя хвалить?" Ответ на вопрос
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Техника работы с метафорическими ассоциативными картами "Слепая зона"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Как не растрачивать себя по пустякам и не переживать из-за мелочей?" - ответ на вопрос
  • Чем отличаются метафорические ассоциативные карты от карт Таро и других карт?
  • Метафорические ассоциативные карты в работе с "трудными" подростками
  • Вопрос психологу №4: "Потеряла себя, ничего не хочу!"
  • Как женщине легко сделать с мужчины очень несчастного и даже "тряпку"
  • Может ли ваш ребёнок ответить на вопрос: "Кто я?"
  • МАК-обоз. Метафорические ассоциативные карты "COPE": обзор, пример работы
  • МАК-обоз. Метафорические ассоциативные карты "Мама": обзор, пример работы
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • Как из навоза сделать конфету (или "Воспитай мужа под себя")
  • Метафорические карты "Дерево как образ человека" в работе с подростком.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Работа с метафорическими картами " Конфликтная ситуация"
  • Три дороги, три судьбы.... Метафорические карты "ОН" и "Sаgа"
  • Работа с метафорическими картами "Дерево как образ человека".
  • Работа с запросом "Я психолог-Я менеджер" ( метафорические ассоциативные карты)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь