|
Зачем детям играть?Автор статьи: Кайгородова Оксана Викторовна
Зачем детям играть? Глобализация и научно-технический прогресс очень изменили жизнь детей за последнее время: благодаря технике, они получили доступ к колоссальным информационным ресурсам, они научились пользоваться компьютерами, гаджетами, телефонами раньше, чем ходить и говорить, вызывая наше удивление и восхищение. Дети получили возможность посещать занятия раннего развития едва ли не с пеленок; в 2 года они умеют читать, считать, а некоторые из них даже писать. В 7 лет они идут в школу, и родители обнаруживают, что школьная программа стала значительно сложнее и объемнее по сравнению с той, по которой они учились сами; зачастую дети не в состоянии самостоятельно справиться с домашними заданиями. Помимо школы дети посещают массу дополнительных занятий, их день расписан буквально по минутам, они должны все успеть. Но что они приобретают, а что теряют, благодаря ускорению научно-технического прогресса? На самом деле, согласно исследованиям ученых, универсальной формой развития в дошкольном и младщем школьном возрасте является именно игра (Л.С. Выгодский, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, К.Н. Подьяков, С.И. Карпова, А.С. Списаковская и другие); именно игра создает зону ближайшего развития, служит основой для становления учебной деятельности. В образовательных учреждениях большое место занимают методы словесного воспитания. Переоценка словесных методов в воспитании приводит к нравственному формализму в обучении и формальному усвоению знаний. Всякая попытка взрослых «внести» в ребенка познание и нравственные нормы, минуя его собственную деятельность по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного развития ребенка. Умению быть самостоятельным, брать на себя ответственность и принимать решения, строить отношения, работать в коллективе, правильно оценивать себя и ощущать уверенность в своих силах – всему этому дети учатся не на уроках, вовсе не во время занятий со специальным педагогом. Именно в игре развивается личность, не только в познавательной, но и во всех остальных сферах – эмоциональной, социальной, творческой. Игра знакомит детей со взрослым миром на детском языке, учит правилам жизни, взаимопомощи и взаимодействию. К сожалению, именно играм детей и с детьми взрослые уделяют все меньше и меньше внимания, считая их второстепенными по сравнению с приобретаемыми новыми знаниями, отдавая приоритет раннему, а не естественному развитию. Это глубокое заблуждение. Именно игры формируют и развивают основные формы восприятия (кинестетическое, зрительное, зрительно-пространственное, слуховое), на которых, в свою очередь, основываются более сложные психические функции –память, речь, мышление. Это внутренний ресурс для становления глубоко мыслящей, творческой, мотивированной личности. Современные дети не имеют возможности перенимать игровой опыт друг у друга, посвящая этому все свободное от посещения образовательных учереждений время, играть столько, сколько играли мы, их родители (ведь мы с раннего детства гуляли без сопровождения взрослых, знакомились, общались, ходили друг к другу в гости, не планируя свой визит за неделю, тем самым, получая опыт истинной социализации - в свободном общении с людьми разного возраста). Тем не менее, этот опыт необходим. Смысл развивающих игр состоит в том, чтобы продвинуть ребенка вперед, совершенствуя его функциональное и психическое развитие в соответствии с нижерассмотренными сферами: - Мотивационная сфера - Развитие интереса к новому, к познанию окружающего мира. - Познавательная сфера - Развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи. - Волевая сфера - Развитие произвольного поведения: способности к преодолению трудностей и сдерживанию импульсивности. - Эмоциональная сфера - Развитие социальных эмоций: сочувствия и сопереживания. - Развитие способности к позитивному взаимодействию в коллективе и обучение коммуникативным навыкам. Кроме того, именно в процессе свободной игры ребенок имеет возможность справиться с негативными переживаниями, которые зачастую он не может ни осознать, ни высказать. Игра помогает детям понять себя и других, установить новые отношения с внешним миром, обрести ресурсы для дальнейшего развития. Дорогие родители, играйте со своими детьми, давайте им пространство - в виде свободного времени и материалов для игр – это поможет и вам сблизиться с ребенком, лучше понять его, проявить свою включенность в его внутренний мир, ведь это во многом определяет его дальнейшее гармоничное развитие и успешность! Ведь пятерки и знание нескольких иностранных языков никогда не сделают счастливыми несчастливых, несвободных детей. Дети, в отличие от нас, взрослых, живут здесь и сейчас, они знают чего хотят, и их невозможно убедить, что им нужно и необходимо то, что им неинтересно и не нравится. Они могут даже согласиться с нами - приносить пятерки, учить языки, делать все, что мы хотим, чтобы они делали, но, зачастую, только лишь для того, чтобы их любили…Хотя бы за пятерки! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|