Разрешение, защита, сила: обзор трех «П». Защита

Защита – это материнская функция, реагируя на которую, ребенок развивает эго-состояние Взрослого, с помощью чего исследует мир с уверенностью, что это правильно и безопасно.

Защита необходима для изменения поведения. Находясь под покровом защиты терапевта, клиент в эго-состоянии Ребенка ощущает, что его не бросят, он не умрет, и даже, возможно,  не будет наказан за свой бунт по отношению к другим людям. Защита – следствие транзакции разрешения. Клиент, получив разрешение от терапевта – не подчиняться деструктивным родительским приказаниям, может обнаружить себя в состоянии паники и экзистенциональной пустоты. Поэтому он будет нуждаться во временной защите со стороны терапевта. Поскольку клиент рассчитывает на защиту, ему важно получить разрешение от терапевта. Как правило, интервенция защиты носит временный характер. После того как клиент осознал родительские запреты, ограничивающие потребности Взрослого эго-состояния и трансформировал с помощью психолога в позитивные установки, он нуждается во временной защите. Как показывает практика, это около 3 - 4 месяцев. Если же потребность клиента в защите не утихает к этому сроку, то, возможно, терапевт начал играть в игру «спасателя». Защита дается из эго-состояния Заботливого Родителя терапевта.

Консультант должен чувствовать себя достаточно сильной фигурой, вступая в контакт с эго-состоянием Родителя клиента. Ребенок клиента должен верить, что терапевт достаточно сильный, чтобы защищать его от гнева Родителя. Сила терапевта должна чувствоваться в его интонации голоса и в том, что он говорит.

Сравнивая с транзакцией разрешения, защита применяется в транзактном анализе реже, хотя есть примеры использования ее в формате семейной терапии, в связи с пищевым расстройством и работе с детскими сценариями.

Как и в случае с концепцией разрешения, защита предполагает позицию Родителя в контексте функциональной модели личности.  Согласно этой модели, эго-состояние Родителя в Ребенке (Р2) формируется к 18-тилетнему возрасту, а то и позже. Аргумент в пользу транзакции защиты основан на представлении о том, что транзактный аналитик может и должен сформировать как можно более безопасную атмосферу, где клиент сможет осуществить необходимые изменения как интрапсихически (по отношению к контаминированному Родителю – Критику), так интерперсонально (во взаимодействии с другими участниками группы). Альтернативный взгляд на этот вопрос заключается в том, что терапевтически более полезно исследовать фантазии клиента о безопасности для того, чтобы пройти через тревогу, где клиент видит себя покинутым и беспомощным.

В группах желание безопасности, прежде всего, касается вопроса конфиденциальности. К примеру, в одной психотерапевтической группе во время знакомства, один участник наклонился вперед и сказал заговорщически: «сейчас это выглядит очень конфиденциально». После этого другие участники прокомментировали эту ситуацию. Один человек посмотрел с укоризной на ведущего и сказал: «мы не обсуждали тему конфиденциальности». Ведущий группы признал этот факт, после чего вся группа вовлеклась в продолжительную дискуссию. Они стали обсуждать вопросы, касающиеся границ ответственности ведущего и участников группы, суть и цель конфиденциальности и что значит выражение «по-настоящему конфиденциальный». Было принято решение - не включать конфиденциальность в основные правила группы во период первой встречи.

Еще одна критика в адрес транзакции защиты заключается в том, что она, по сути, является чрезмерной. В начальных отношениях матери и ребенка чрезмерная защита является нарушением нормального и здорового симбиоза. Это особенно актуально для стадии отделения ребенка от матери. Так же сверхзащита может быть примером рекетного поведения и чувств и выражаться в утрированной беспомощности, заискивании и преданности. Сверхзащита имеет ригидный характер. В этом смысле, как и разрешение, защита может быть покровительственной и инфантильной.

Итак, если транзакции защиты исходят из эго - состояния Родителя терапевта   и инициируются как временная защита эго-состояния Ребёнка клиента, тогда нужно сказать несколько слов об участии Взрослого эго-состояния. Этимологически слово «защищать» происходит от латинского «protegere», что значит «накрывать спереди». Думая об этом, я представляю образ клиента прочно облокотившегося о спинку стула, однако, открытого и незащищенного со стороны лица.  В этом случае я, как терапевт, сидящий спереди, могу эту защиту предоставить. В этом смысле становится понятно, как важно находится напротив или быть лицом к лицу с другим человеком. Таким образом, защита или потребность в ней становятся динамикой в отношениях. Например, после непродолжительного перерыва на работе мой товарищ как-то мне сказал, что в то время пока я отсутствовал, другой коллега обливал меня грязью. Затем я поговорил с этим человеком, и он заверил меня, что не вел подобных разговоров. Тогда я сказал, что слышал, как он говорил эти слова и добавил, что если он хочет уколоть меня, то пусть скажет мне это в лицо. Ему понравилась эта мысль и с тех пор наши отношения остаются на высоте. Психологически это выглядит так, что, формируя поле защиты, терапевт будет свидетелем столкновения веры и недоверия, конфликтующим друг с другом.



Просмотров: 497
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологическая защита – что это? Защита от боли или сопротивление переменам?
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Наркотик, как защита от давления Супер эго.
  • Нападение - лучшая защита раздутого до вселенских масштабов Эго женщины
  • Разрешение, защита, сила: обзор трех «П». Разрешение
  • Что значит «принести в жертву своё Эго»? Или: хочешь что-то получить – откажись от этого..
  • Разрешение, защита, сила: обзор трех «П». Сила
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Как же я себя ощущаю, и на что это похоже? Метафора состояния
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Клиент злится на терапевта. Что делать?
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Психологическая защита – может ли этот зонтик защитить от психологического ненастья?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Защита женщины. Как почувствовать себя защищенной?
  • Ухудшения состояния после терапии. Что это такое и с чем оно связано?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Понять себя. Три эго-состояния. Транзактный анализ.
  • Сопротивление - это черта характера или психологическая защита
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • БОЛЬ- это ВАША защита
  • Что для меня терапия?-2 (взгляд терапевта)
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь