|
Три дня из жизни спортивного психологаАвтор статьи: Татьяна Силаева
ТРИ ДНЯ ИЗ ЖИЗНИ СПОРТИВНОГО ПСИХОЛОГА
1-й рабочий день. Работаю недавно в спортивном комплексе спортивным психологом. Предполагается, что спортивный психолог будет работать со спортсменами – детьми от 6-ти до 25-ти лет (по последним научным данным , мозг человека окончательно формируется к 25-ти годам, а не к 18-ти, как считалось ранее). Тренера еще не привыкли к психологу, воспитанники тем более. Естественно, начинаю с тренеров. Они милостиво выделили мне свое драгоценное время (аж 15 минут), за что я им искренне благодарна. Я прошу, не перебивать меня (возникающие у них по ходу вопросы оставляем на завершение нашей беседы) и задаю им вопросы. При этом я предупреждаю их, что принимается и уважается мною любое их мнение, желательно, обоснованное). Итак я перехожу к вопросам. Моя цель – сформировать их личное мнение о работе и необходимости психолога со спортсменами, поскольку у них не было психолога , поэтому это новый опыт, новые знания, новое восприятие действительности. Прошу отвечать на все вопросы лично каждого (по очереди), кто не хочет - пропускать «ход». Я: «Как вы считаете, уважаемые тренера, нужен Вам спортивный психолог?» Ответы - «Я сам психолог…», некоторые молчат. Я: «И экономист и бухгалтер и программист и юрист?» Ответы: «А что? Я и юрист и экономист!» Я: «За юридической консультацией вы обращаетесь к юристу. По экономическим вопросам - к экономисту, починить сантехнику – к сантехнику, подлечиться – к врачу. Не так ли, уважаемые тренера? Тогда почему самую неизученную область «Человеческое сознание» вы решили сами корректировать? Кстати, сознание – это все знания всего человечества за все века на всей планете. Человек это бессознательное животное, живущее на инстинктах или духовное разумное создание, управляющее своим сознанием? Ответы: «Не животное точно, хотя…как сказать Я: «Как вы считаете, у олимпийских чемпионов есть спортивные психологи? Ответы: «Да-да-да-да..» Я: «А у вас почему нет?. Чем вы лучше или хуже чемпионов, сборной России, западных спортсменов? После нашей встречи, прошу вас - задайте себе вопрос честно «Почему Вы принимаете либо не принимаете спортивного психолога?? Отвечают сразу: «Я много лет работаю тренером. Прекрасно обходился без психолога…». (Похоже, что выразил всеобщее мнение – остальные одобрительно кивают головой (но не все). Я: «Дело в том что есть понятия «научная и житейская психология» (поговорим подробнее на наших встречах об этом). Житейской психологией люди занимаются постоянно, обмениваясь личными (субьективными) мнениями по разным вопросам (ограниченно собственным опытом). А научная психология доказана математическими методами и апробирована ( проверена-выверена-доказана) на допустимой количественно выборке многих людей. То есть, она не ограниченна мнением и опытом одного человека (субьективное мнение), а применима к большинству людей (поясню подробнее на наших встречах опять же). Научная психология учит нас управлять своим сознанием правильно, а не ходить по кругу ошибок собственного опыта. Вы согласны, что, хотя, бесспорно, вы и психологи тоже по своей спортивной практике, однако у вас не хватает глубоких психологических знаний? Ответы: «Да… наверное..» Я: «А в чем, по-вашему, выражается работа спортивного психолога? Ответы: «Помогать в трудных ситуациях, советовать, подсказывать, когда спортсмен расстроен (даются примерно такие ответы). Ни одного ответа из серии: «готовить к соревнованиям, оптимизировать тревожность, повышать мотивацию, достигать цели и успеха, развиваться личностно, развивать волю… Я: «Как вы считаете, психолог и тренер – мы одна команда? У нас цели одни и те же или цели у тренера и спортпсихолога разные? Ответы: «Смотря как посмотреть…одни вроде бы (неуверенно)….. могут быть и разные (замечание на всякий случай) …» Я: «Тогда я правильно понимаю, что тренер готовит физическую составляющую спортсмена? Это – мышечно, тактически, физически, физиологически, отчасти психо-физиологически…Так? А психолог тренирует психические процессы спортсмена. Вы согласны со мной? Ответы: «Психические процессы – это что? – говорит один, «Это воля» -отвечает ему другой. Я: « Попробуйте, пожалуйста, ответить на вопросы: - я, как психолог, могу навредить спортсменам в достижении конечной цели (а вы сами сказали, что цели у нас одинаковые –победа!) - могу ли я навредить? - нет (отвечают все по очереди) - а могу ли я хотя бы минимально помочь, дать ресурс спортсменам, поднять их мотивацию, оптимизировать тревожность, укрепить волю? Да и вам обеспечить этим самым поддержку и разгрузить вас немного? Есть хотя бы минимальная вероятность пользы, как вы считаете? - да (отвечают все) Я: «Тогда почему бы вам не попробовать воспользоваться моим опытом и знаниями? (тренера молчат). Я: «Я правильно понимаю, что это «Да?» Окей! Тогда форма работы следующая по 4-м направлениям: 1) групповая со спортсменами - я составлю график групповых занятий со спортсменами. Вы назначите время, 2) встречи с вами по вашим вопросам, 3) индивидуальные консультации по вашим запросам относительно спортсменов и не только, 4) диагностика-тестирование спортсменов и тренеров, работа по результатам диагностики. «Кстати, групповые занятия не входят в обязанности психолога. Это моя личная инициатива. Я прекрасно понимаю, что инициатива у нас имеет обыкновение наказываться, не так ли? Однако, я могу и хочу себе позволить работать с интересом и на результат , хотя могла бы и не напрягаться, сидя себе в кабинете, ограничив свою профессиональную деятельность функциональными обязанностями…Но пока у меня есть желание, вера и вас и надежда, что мы поймем друг друга - я к вашим услугам, господа тренера!!
2-й рабочий день Просыпаюсь и сразу прокручиваю в голове план сегодняшней моей работы в ФОКе (физкультурно-оздоровительный центр). Так, сегодня у меня последняя подготовка акробатов в Америку – один час групповых занятий. Затем индивидуальная работа нормализации социального страха со спортсменкой (плавание) по запросу тренера. Затем одна консультация по запросу мамы спортсменки-акробатки по физиологическому страху (боится упасть по причине страха боли из-за прошлой травмы) Далее – два групповых занятия с дзюдоистами и боксерами на мотивацию к цели…Уффф!! Надеюсь, это все на сегодня. 3-й рабочий день Сегодня одно групповое занятие по графику с пловцами. Поэтому, воспользуемся освободившимся временем и сделаем следующее: - диагностику эмоциональной и личностной сферы по методике Элерса "Мотивация достижения успеха и избегания неудач" всех спортсменов в количестве 1200000 (бокс, плавание, акробатика и дзюдо) человек я сделала, уже подсчитала результаты и написала интерпретацию по результату каждого спортсмена в отдельности. А сегодня надо сделать сводную таблицу и общий вывод….ОГО!! Вывод-то интересный получается! Оказалось, что мотивация у спортсменов, которые много добились, а именно Мастера спорта (у них призовые, как правило неоднократные первые места) – их то мотивация «застряла». Вывод по результатам теста следующий «никакого определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач сделать нельзя». Это значит, что нет преобладания направленности спортсмена ни на достижение цели, ни на избегание неудач. Мотивация не растет к достижению цели!!!! Мои гипотезы причины такого неутешительного вывода «застревания спортсмена на месте к достижению успеха» предположительно следующие: «И так устраивает, добился – теперь можно отдохнуть или поболеть звездной болезнью…» Очевидно, что с этим надо работать. 4-й рабочий день Ура!!! Наши акробаты привезли из Америки 3-и первые места за все три дня!!!! Я думаю, это отличное подтверждение того, что психолог может способствовать успеху спортсмена!!! 5-й и остальные дни РАБОТАЕМ – ДОВЕРЯЕМ – ПОДДЕРЖИВАЕМ – ПОМОГАЕМ – ПОБЕЖДАЕМ МЫ ВСЕ ВМЕСТЕ ОДНОЙ КОМАНДОЙ: ГОСУДАРСТВО - РУКОВОДИТЕЛЬ - СПОРТСМЕН - ТРЕНЕР - ПСИХОЛОГ - РОДИТЕЛЬ !! Автор статьи – медицинский, спортивный психолог Силаева Т.Н. Примечание: http://www.psy.msu.ru/people/leonov.html - Спортивная психология является междисциплинарной областью психологической науки, изучающая закономерности психической деятельности человека в процессе его двигательного обучения, спортивной тренировки, участия в специфичных командных взаимодействиях, в процессе подготовки и выступлений на соревнованиях, а также участия в различных формах общественной жизни, связанных со спортом. Кроме того, спортивная психология изучает влияние различных психологических факторов на результаты соревнований, что, безусловно, является одним из важнейших ее направлений. С каждым годом в спорте появляются новые рекорды, каждый год повышается планка сложности, и все более важной становится именно психологическая подготовка, ведь часто спортсмены показывают результаты на пределе своих физических возможностей. Необходимость подготовки квалифицированных специалистов в области психологии спорта сегодня уже очевидна. Ни для кого не является секретом то, как важно спортсмену быть устойчивым к внешним раздражителям, сохранять оптимальное нервное состояние, уметь справляться с предстартовым стрессом и показывать высокие результаты не только на тренировках, но и на соревнованиях. Однако не только на спортсмена направлена деятельность спортивного психолога. Спорт требует изучения и психологии команды в целом, тренерского штаба (включая руководство спортивных клубов, врачей, массажистов), а также психологических вопросов, связанных с деятельностью спортивных судей, болельщиков и других «людей спорта». Психологическое сопровождение спортивной деятельности – комплекс мероприятий, направленный на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем психического регулирования функций организма и поведения спортсмена с учетом задач тренировки и соревнования. (Специализация — «Психология спорта» Руководители: декан факультета психологии МГУ, д. психол. н., проф., чл.-корр. РАО Юрий Петрович Зинченко
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|