Три дня из жизни спортивного психолога

Автор статьи: Татьяна Силаева

 

ТРИ ДНЯ ИЗ ЖИЗНИ СПОРТИВНОГО ПСИХОЛОГА

 

Три дня из жизни спортивного психолога

 

1-й рабочий день.

         Работаю недавно в спортивном комплексе спортивным психологом. Предполагается, что спортивный психолог будет работать со спортсменами – детьми от 6-ти до 25-ти лет (по последним научным данным , мозг человека окончательно формируется к 25-ти годам, а не к 18-ти, как считалось ранее). Тренера еще не привыкли к психологу, воспитанники тем более. Естественно, начинаю с тренеров. Они милостиво выделили мне свое драгоценное время (аж 15 минут), за что я им искренне благодарна. Я прошу, не перебивать меня (возникающие у них по ходу вопросы оставляем на завершение нашей беседы) и задаю им вопросы. При этом я предупреждаю их, что принимается и уважается мною любое их мнение, желательно, обоснованное). Итак я перехожу к вопросам. Моя цель – сформировать их личное мнение о работе и необходимости психолога со спортсменами, поскольку у них не было психолога , поэтому это новый опыт, новые знания, новое восприятие действительности. Прошу отвечать на все вопросы лично каждого (по очереди), кто не хочет - пропускать «ход».

     Я: «Как вы считаете, уважаемые тренера, нужен Вам спортивный психолог?»

     Ответы - «Я сам психолог…», некоторые молчат.

     Я: «И экономист и бухгалтер и программист и юрист?»

     Ответы: «А что? Я и юрист и экономист!»

  Я: «За юридической консультацией вы обращаетесь к юристу. По экономическим вопросам - к экономисту, починить сантехнику – к сантехнику, подлечиться – к врачу. Не так ли, уважаемые тренера? Тогда почему самую неизученную область «Человеческое сознание» вы решили сами корректировать? Кстати, сознание – это все знания всего человечества за все века на всей планете. Человек это бессознательное животное, живущее на инстинктах или духовное разумное создание, управляющее своим сознанием?

      Ответы: «Не животное точно, хотя…как сказать

      Я: «Как вы считаете, у олимпийских чемпионов есть спортивные психологи?

      Ответы: «Да-да-да-да..»

     Я: «А у вас почему нет?. Чем вы лучше или хуже чемпионов, сборной России, западных спортсменов? После нашей встречи, прошу вас - задайте себе вопрос честно «Почему Вы принимаете либо не принимаете спортивного психолога??

      Отвечают сразу: «Я много лет работаю тренером. Прекрасно обходился без психолога…». (Похоже, что выразил всеобщее мнение – остальные одобрительно кивают головой (но не все).

    Я: «Дело в том что есть понятия «научная и житейская психология» (поговорим подробнее на наших встречах об этом). Житейской психологией люди занимаются постоянно, обмениваясь личными (субьективными) мнениями по разным вопросам (ограниченно собственным опытом). А научная психология доказана математическими методами и апробирована ( проверена-выверена-доказана) на допустимой количественно выборке многих людей. То есть, она не ограниченна мнением и опытом одного человека (субьективное мнение), а применима к большинству людей (поясню подробнее на наших встречах опять же). Научная психология учит нас управлять своим сознанием правильно, а не ходить по кругу ошибок собственного опыта. Вы согласны, что, хотя, бесспорно, вы и психологи тоже по своей спортивной практике, однако у вас не хватает глубоких психологических знаний?

       Ответы: «Да… наверное..»

        Я: «А в чем, по-вашему, выражается работа спортивного психолога?

      Ответы: «Помогать в трудных ситуациях, советовать, подсказывать, когда спортсмен расстроен (даются примерно такие ответы).

     Ни одного ответа из серии: «готовить к соревнованиям, оптимизировать тревожность, повышать мотивацию, достигать цели и успеха, развиваться личностно, развивать волю…

       Я: «Как вы считаете, психолог и тренер – мы одна команда? У нас цели одни и те же или цели у тренера и спортпсихолога разные?

     Ответы: «Смотря как посмотреть…одни вроде бы (неуверенно)….. могут быть и разные (замечание на всякий случай) …»

    Я: «Тогда я правильно понимаю, что тренер готовит физическую составляющую спортсмена? Это – мышечно, тактически, физически, физиологически, отчасти психо-физиологически…Так? А психолог тренирует психические процессы спортсмена. Вы согласны со мной?

         Ответы: «Психические процессы – это что? – говорит один, «Это воля» -отвечает ему другой.

        Я: « Попробуйте, пожалуйста, ответить на вопросы:

- я, как психолог, могу навредить спортсменам в достижении конечной цели (а вы сами сказали, что цели у нас одинаковые –победа!) - могу ли я навредить?

- нет (отвечают все по очереди)

- а могу ли я хотя бы минимально помочь, дать ресурс спортсменам, поднять их мотивацию, оптимизировать тревожность, укрепить волю? Да и вам обеспечить этим самым поддержку и разгрузить вас немного? Есть хотя бы минимальная вероятность пользы, как вы считаете?

- да (отвечают все)

       Я: «Тогда почему бы вам не попробовать воспользоваться моим опытом и знаниями? (тренера молчат).

     Я: «Я правильно понимаю, что это «Да?» Окей! Тогда форма работы следующая по 4-м направлениям: 1) групповая со спортсменами - я составлю график групповых занятий со спортсменами. Вы назначите время, 2) встречи с вами по вашим вопросам, 3) индивидуальные консультации по вашим запросам относительно спортсменов и не только, 4) диагностика-тестирование спортсменов и тренеров, работа по результатам диагностики.

       «Кстати, групповые занятия не входят в обязанности психолога. Это моя личная инициатива. Я прекрасно понимаю, что инициатива у нас имеет обыкновение наказываться, не так ли? Однако, я могу и хочу себе позволить работать с интересом и на результат , хотя могла бы и не напрягаться, сидя себе в кабинете, ограничив свою профессиональную деятельность функциональными обязанностями…Но пока у меня есть желание, вера и вас и надежда, что мы поймем друг друга - я к вашим услугам, господа тренера!!

 

2-й рабочий день

       Просыпаюсь и сразу прокручиваю в голове план сегодняшней моей работы в ФОКе (физкультурно-оздоровительный центр). Так, сегодня у меня последняя подготовка акробатов в Америку – один час групповых занятий. Затем индивидуальная работа нормализации социального страха со спортсменкой (плавание) по запросу тренера. Затем одна консультация по запросу мамы спортсменки-акробатки   по физиологическому страху (боится упасть по причине страха боли из-за прошлой травмы) Далее – два групповых занятия с дзюдоистами и боксерами на мотивацию к цели…Уффф!! Надеюсь, это все на сегодня.

3-й рабочий день

     Сегодня одно групповое занятие по графику с пловцами. Поэтому, воспользуемся освободившимся временем и сделаем следующее:

- диагностику эмоциональной и личностной сферы по методике Элерса "Мотивация достижения успеха и избегания неудач" всех спортсменов в количестве 1200000 (бокс, плавание, акробатика и дзюдо) человек я сделала, уже подсчитала результаты и написала интерпретацию по результату каждого спортсмена в отдельности. А сегодня надо сделать сводную таблицу и общий вывод….ОГО!! Вывод-то интересный получается!

      Оказалось, что мотивация у спортсменов, которые много добились, а именно Мастера спорта (у них призовые, как правило неоднократные первые места) – их то мотивация «застряла». Вывод по результатам теста следующий «никакого определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач сделать нельзя». Это значит, что нет преобладания направленности спортсмена ни на достижение цели, ни на избегание неудач. Мотивация не растет к достижению цели!!!! Мои гипотезы причины такого неутешительного вывода «застревания спортсмена на месте к достижению успеха» предположительно следующие: «И так устраивает, добился – теперь можно отдохнуть или поболеть звездной болезнью…» Очевидно, что с этим надо работать.

4-й рабочий день

         Ура!!! Наши акробаты привезли из Америки 3-и первые места за все три дня!!!!

      Я думаю, это отличное подтверждение того, что психолог может способствовать успеху спортсмена!!!

5-й и остальные дни

РАБОТАЕМ – ДОВЕРЯЕМ – ПОДДЕРЖИВАЕМ – ПОМОГАЕМ – ПОБЕЖДАЕМ МЫ ВСЕ ВМЕСТЕ ОДНОЙ КОМАНДОЙ:

ГОСУДАРСТВО - РУКОВОДИТЕЛЬ - СПОРТСМЕН - ТРЕНЕР - ПСИХОЛОГ - РОДИТЕЛЬ !!

Автор статьи – медицинский, спортивный психолог Силаева Т.Н.

   Примечание: http://www.psy.msu.ru/people/leonov.html - Спортивная психология является междисциплинарной областью психологической науки, изучающая закономерности психической деятельности человека в процессе его двигательного обучения, спортивной тренировки, участия в специфичных командных взаимодействиях, в процессе подготовки и выступлений на соревнованиях, а также участия в различных формах общественной жизни, связанных со спортом. Кроме того, спортивная психология изучает влияние различных психологических факторов на результаты соревнований, что, безусловно, является одним из важнейших ее направлений.

С каждым годом в спорте появляются новые рекорды, каждый год повышается планка сложности, и все более важной становится именно психологическая подготовка, ведь часто спортсмены показывают результаты на пределе своих физических возможностей. Необходимость подготовки квалифицированных специалистов в области психологии спорта сегодня уже очевидна.

Ни для кого не является секретом то, как важно спортсмену быть устойчивым к внешним раздражителям, сохранять оптимальное нервное состояние, уметь справляться с предстартовым стрессом и показывать высокие результаты не только на тренировках, но и на соревнованиях. Однако не только на спортсмена направлена деятельность спортивного психолога. Спорт требует изучения и психологии команды в целом, тренерского штаба (включая руководство спортивных клубов, врачей, массажистов), а также психологических вопросов, связанных с деятельностью спортивных судей, болельщиков и других «людей спорта».

Психологическое сопровождение спортивной деятельности – комплекс мероприятий, направленный на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем психического регулирования функций организма и поведения спортсмена с учетом задач тренировки и соревнования. (Специализация — «Психология спорта»

Руководители: декан факультета психологии МГУ, д. психол. н., проф., чл.-корр. РАО Юрий Петрович Зинченко
канд. психол. н., доц. Сагова Зурида Айсовна
канд. соц. н., доц., Заслуженный тренер России Коршунов Алексей Владимирович
канд. психол. н., доц. Леонов Сергей Владимирович
канд. психол. н., доц. Веракса Александр Николаевич

 



Просмотров: 477
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Спортивная психология для спортсмена и тренера
  • Спортивный психолог: ответы на Ваши вопросы
  • Почему психолог не дает ответы, а задает вопросы?
  • Спортивный психолог: как преодолеть эмоциональную неустойчивость спортсмена
  • Ответы - здесь вы найдете проф. ответы на многие вопросы. Может и свои.
  • Личный психолог. Ответы на частые вопросы.
  • Делюсь опытом. Инсценированные притчи в работе тренера и психолога.
  • Спортивный психолог: Мама, почему меня тренер унижает?
  • У каждого уважающего себя психолога и тренера должен быть план!
  • Ответы на самые важные вопросы есть в наших сновидениях
  • Психология подарков: вопросы и ответы
  • Спортивный психолог: Вернуть мотивацию после череды неудач
  • Ответы на вопросы:Какие знания по психологии нужны, чтобы стать счастливым?
  • Москвин В.А., Москвина Н.В. Метод аудиовизуальной стимуляции как способ психофизиологической подготовки спортсменов // Спортивный психолог. - № 3. – 2009. – С. 54-59. - (Разрешена перепечатка, ссылка
  • Ответы детского психолога. Развитие мотивации
  • Про текст, в котором есть ответы, на все вопросы
  • Клиенту нужен психолог, психолог в "маске" или человеческая обыденность из жизни психолога?
  • Ответы на вопросы. Страх начать делать что-то новое. Как себе помочь?
  • Средства восстановления спортсмена в циклических видах спорта
  • Мои ответы на вопросы журналиста о ситуации на рынке психологических услуг
  • Сказка на ночь для психолога - тренера! Путь к успеху
  • Тренер души. Работа психолога в физкультурно-оздоровительном комплексе
  • У юного спортсмена нет спортивной злости?
  • Внутренняя мотивация юного спортсмена. Откуда берется и как развивать?
  • Психологическое сопровождение спортсменов и спортивной деятельности
  • Средняя линия человека. Вопросы и ответы
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Ответы на вопросы: Как правильно смотреть телевизор и нейтрализовать негатив?
  • Футбол. Тренер и спортивный психолог.
  • Ответы на частые вопросы о процессе терапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь