Послание 11. Не принадлежи

Продолжаем разговор про родительские послания, и сегодня поговорим про одиннадцатое — «не принадлежи»
Если коротко, то это про человека, который везде ощущает себя чужим

Признаки этого послания:
Человек практически везде чувствует себя чужим: в своей стране, в рабочем коллективе, в своей семье, со своими друзьями.
Чувствует что он как «белая ворона», которая не может найти своих
Держится отстраненно, в сторонке. Редко участвует в общих обсуждениях и общении
Трудно вписывается в коллектив, чувствует себя чужим, посторонним
Его действительно не принимают во многих коллективах
Могут даже начать выживать из коллектива, в некоторых случаях
В детском коллективе такой ребенок может быть изгоем. Дети считывают интуитивно это послание и давят «чужака».
Постоянно хочет сбежать, переехать, уйти: сменить место жительства, место работы, род деятельности, круг общения
Ищет другое место, где ему должно быть лучше чем здесь
Может обвинять окружающих и страну в том, что у него что-то не получается в жизни так, как ему хотелось бы. Были бы другие люди, была бы другая страна — получилось бы.

Парадокс в том, что сколько бы он не бегал, он всё равно везде будет чувствовать себя чужим. Нигде не находит своё и своих. И эти попытки бегать приводят только к тому, что он еще больше укрепляется в решении «не принадлежать»

У послания есть 2 аспекта:
1. Люди — коллектив, группа людей. Чувствовать себя чужим в определенной группе людей, не найти своих.
2. Места — страна, город. Чувствовать себя чужим в определенном месте, и не найти место где хорошо
Может быть и то и другое одновременно.К чему это приводит:
Обладателю такого послания тяжело образовать «мы» с какой-либо группой или сообществом.
Тяжело принимать поддержку от людей, ведь эти люди для него чужие, не свои.
Человек либо противопоставляет себя группе, либо стоит в стороне .
Хорошо умеет быть один, но испытывает сложности быть с кем-то вместе
Со временем может организовать свою группу и стать лидером. Но и там будет чувствовать себя чужим, как ни странно.

 

Как передается и принимается послание «Не принадлежи».
Передается родителями, которые сами нигде и ни с кем не чувствуют себя своими.

Места:
Например, родители часто говорят: «Вот здесь, где мы – плохо, а вот там – хорошо».
Плохая страна, плохой город, плохая работа— по мнению родителей всё не так.
Ребенок может принять это послание, если семья часто переезжает с места на место – ребенок делает вывод, что он здесь ненадолго.
Нет смысла привыкать к этому месту, к людям — всё равно скоро переезжать.

Люди:
Родители могут говорить плохое про окружающих людей: «99 процентов людей – нехорошие». (Тут как правило более крепкие выражения употребляются)
Про одноклассников, про детей из двора, про любую другую группу людей — не такие люди вокруг.
Должны быть какие-то другие люди, а эти неправильные.
Ребенок может усвоить, что люди не такие как надо, и будет чувствовать себя чужим среди них.
Родители могут говорить «Плохо быть как все».  Послание можете передаваться через семейный миф «Мы не такие как все».

Ребенок делает вывод, что здесь плохо — а там хорошо. Здесь люди неправильные — а там правильные. Надо всё время искать где лучше, что-то другое, новое. А тут где сейчас – плохо. И место не такое, и люди не такие.
Окружающие люди могут бессознательно считывать эту установку, что человек чувствует себя каким-то не таким. И действительно относиться к нему как к «странному, не такому», что еще больше укрепляет установку.

Дополнила:
Ребенок может принять послание, если в детстве его часто передают с рук на руки, он живет то у одних родственников, то у других, и не чувствует что у него есть постоянное место пребывания.
Если ребенок долго не ходит в сад, потому что «не садовский». А потом приходит в сад и не вписывается в сложившийся коллектив. У ребенка формируется и закрепляется понимание, что я не такой как они. Он чувствует, что есть они и есть я, отдельно не принадлежащий к группе, чужой.

ВАЖНО: У ребенка как правило есть потребность принадлежать к группе, чувствовать себя своим. И он на уровне сознания может сопротивляться установке «не принадлежать». Установка закрепляется в бессознательном за счет многократного повторения со стороны родителей, «капля камень точит» .

Дополнила: Нет ничего плохого, в том чтобы быть не как все, быть независимым, самостоятельным.
Хорошо если у человека есть выбор, гибкость — и он может быть частью группы, быть «мы» с кем-либо — и в то же время чувствовать себя отдельным от группы, собой.
В эссе я говорю о ситуации, когда выбора нет, и человек везде чувствует себя чужим, не таким, белой вороной. И стремится менять-менять-менять окружение, бегая за иллюзией что здесь не так, но где-то там он найдет своё и своих.

Пример 1: (с разрешения клиентки)
Клиентке в детстве говорили, что все люди — неумные, не нужно с ними стремиться общаться и обращать на них внимание.
Проблемы с коллективом начались у неё еще с детского сада, продолжились в школе. Более-менее вписаться ей удалось только в ВУЗе, но и там у неё было немного друзей. Она держалась отстраненно.
Сменила работу, потому что не нравились клиенты там. На следующей работе к её удивлению клиенты оказались примерно такими же, как на предыдущей.
Ощущение «неправильных людей» стало проходить только после терапии, когда клиентка осознала у себя это послание

Пример 2:
Я была знакома с человеком, который постоянно ругал свою страну. И страну, и народ — обвиняет в том, что они неправильные, не такие как надо. С детства также часто слышал от отца, что страна плохая и в ней живут одни «нехорошие люди». Его родители тоже часто говорили такое, о стране, о людях в ней. И это передалось их сыну

Что делать родителям, чтобы не формировать у детей этого послания:
Проработать это послание у себя — чтобы не передавать его детям
Обращать внимание на свои слова, и не обозначать как плохое всё вокруг, говоря что в другом месте всё хорошо
Не говорить плохое про окружающих людей — что все плохие, и подобного

Что можно делать самостоятельно, если у Вас есть послание «не принадлежи».
Постепенно учиться находить своих, приобретать это новый опыт — принадлежать. Можно начать с группы, где это будет сделать легче всего. Например, с группы единомышленников по интересам. Потом этот опыт можно будет распространить и на другие сферы жизни, если захочется.
Укреплять установку «Я — ОК, Ты — ОК, Мир — ОК»

В терапии:
Цель терапии — помочь человеку принять новое решение.
Это решение может быть том, что он хочет и может быть своим, принадлежать

Есть несколько вариантов, как это сделать:
Можно работать с ситуациями, где ребенок принял решение не принадлежать, и из детского состояния принять новое решение. Такая ситуация как правило не одна. И уже по ходу работы становится понятно, с какими из них нужно работать
Можно работать с субличностью (с детской частью) которая сформировалась в результате этого — чтобы она разрешила себе быть частью какой-либо группы.

В том, чтобы не принадлежать, чувствовать себя не таким как все, может быть определенная «выгода» для человека. Можно чувствовать себя особенным, более важным. Или объяснять свои сложности в чем-либо тем, что страна не такая, люди не такие. Если человек откажется от послания «не принадлежать», ему нужно будет и здесь найти новое решение и новый способ жить для себя.


Приглашаю к обсуждения в комментариях, если есть вопросы, то задавайте!



Просмотров: 492
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как повзрослеть и перестать себя чувствовать себя ничтожной песчинкой в глазах других людей.
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым.
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • «Я чувствую себя ненормальным» или быть может это ОКР?
  • Быть или не быть? Что делать если не получается принять решение
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Семь шагов вперед, а может быть направо. От самоуценки к принятию себя
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • «Прими себя, какой ты есть», или как хорошая идея может пойти во вред
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • Как себя чувствует ребенок в утробе?
  • Ребенок не отпускает от себя. Как быть?
  • Изменяться или принять себя таким, какой есть?
  • Глава 2. Как себя чувствует человек, который заболел
  • Где искать поддерживающих людей, кто ими может быть.
  • Как быть, если отношения себя изжили?
  • Продукт, который поможет ПОХУДЕТЬ и хорошо себя чувствовать!
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Можно ли чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности?
  • В отношениях должно быть хорошо... А если нет, то зачем Вам такие отношения?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь