|
Как измерить одаренность Вашего ребенка.Автор статьи: Панина Ирина Николаевна
Для начала давайте выясним, что такое одаренность. Ведь чтобы что-то мерить, надо хотя бы знать если не единицы измерения, то хотя бы определение. А одаренность психологи понимают двояким образом. В одних определениях подчеркивается, что одаренность оценивается по имеющимся природным задаткам. В других определениях акцент ставится на уже развитых способностях. Ясно, что если ребенок имеет одаренность, то нужно постараться обнаружить ее как можно раньше. И как можно раньше приступить к развитию имеющихся у ребенка задатков. Вопрос лишь в том, как проводить диагностику задатков детей? В свое время этот вопрос пытались решать в рамках комплексной науки под названием педология. Идею создания такой науки предложил в конце 19 века американский ученый С. Холл. По его мнению, комплексная наука о детях должна была объединить в себе разные знания, относящиеся к детям из разных наук. Медицина, генетика и прочие. Одна из главных задач в их практическом применении стала исследование и психодиагностика одаренности детей. Это происходило в то время, когда в психологии появились первые тесты интеллекта. Их сразу стали использовать для психодиагностики одаренных детей. Затем возникла разносторонняя критика методов тестов, которая доказывала, что с их помощью невозможно адекватно оценивать одаренность детей. Эта критика звучала со стороны разных психологов и сводилась к следующим замечаниям. 1. Любые тесты интеллекта способны выявить наличные знания умения и навыки человека. Но одаренность к ним никак не сводится. Даже сами способности нельзя оценить по такому тесту. То есть, с помощью тестов интеллекта. На это в свое время указал советский психолог Борис Михайлович Теплов. Он определил способности как такие психологические свойства, от которых зависит скорость и качество приобретаемых человеком знаний умений и навыков. И специально подчеркнул, что способности к знаниям умениям и навыкам не сводятся. Тем более это касается одаренности человека. 2. В психологии не существует точного и однозначного определения одаренности. Поэтому не известно, не достаточно ясно, что конкретно надо подвергать психодиагностике. Все существующие тесты интеллекта разные по своему содержанию и они оценивают разные стороны интеллекта человека. Отсюда следует, что одно и то же свойство – одаренность - оценивается разными тестами интеллекта по-разному. 3. Еще одно замечание в адрес тестов высказал Лев Семенович Выготский. Он говорил и писал о том, что одаренность ребенка надо оценивать не по тому, что он уже знает и умеет делать, а по тому насколько он быстро психологически развивается. С целью реализации этой идеи Л.С. Выготский ввел в научный оборот понятие зоны ближайшего развития ребенка. Понимается следующее: это те знания, умения и навыки или способности, который ребенок может самостоятельно приобрести и реализовать при оказании ему минимальной поддержки со стороны окружающих его людей. К сожалению, идея зоны ближайшего развития не была реализована ни в одном из психологических тестов. Поэтому до сих пор вопрос о природе и диагностике одаренности остается открытым. Не решенным. Когда Вас приглашают измерить одаренность Вашего ребенка, поинтересуйтесь, что именно имеют ввиду авторы исследования под одаренностью. Если понимать под одаренностью процесс развития вашего ребенка (медленный или быстрый), согласно зоне ближайшего развития Л.С. Выготского, то никто кроме родителей, ежедневно общающихся с ним, не сможет оценить вернее его одаренность. Одарите его своим вниманием, может, в этом и проявляется Одаренность Вашего ребенка. Вашим же вниманием и Любовью! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|