Одаренность - это счатье или наказание?

Одаренность это счастье или наказание?

 Одаренные дети – это особенные дети, они не вписываются в общепринятые рамки. Они будут обращать на себя внимание, они заставят вас их заметить. И тут два пути - признать их уникальность и принять  или же потерять талантливого ребенка и члена общества.

Очень часто думают, что способные дети это те, кто схватывает на лету, прилежные, быстро учатся, хорошо успевают. Но, список выдающихся людей, не признанных в их школьные годы велик – Чехов, Лобачевский, Булгаков. Как же так – они не успевали в школе, отличались только плохим поведением и оценками  и у них вдруг резко проявились способности? Нет, конечно, просто способности бывают разные. К сожалению, в школе признаются  только способности к интеллектуальной деятельности. А есть и  другие, творческие.  Творческие личности  по своему решают задачи, они не могут иногда усвоить простые вещи, которые остальным ученикам кажутся проще простого. У них есть свое, нестандартное мнение по очевидным вещам. Они непонятны иногда самим родителям, которые загоняют их в шаблонные рамки. В их деятельности главным является не усвоение материала, а работа мысли, своя собственная позиция, свой взгляд. Задачка 2*2 =4 будет вызывать у них сомнение и желание найти еще одно доказательство или другой путь решения.

Одаренность вещь неустойчивая, она может пройти с возрастом, если ее не развивать. Человек не рождается талантливым или одаренным, с рождения он имеет задатки.

ЗАДАТКИ при благоприятном развитии переходят в способности. Способности можно развить только в определенном возрасте. Потом это сделать будет очень проблематично. Способности можно разделить на общие (уровень интеллекта) и специальные (особые умения в какой-либо области науки, искусства, ремесла). Есть моторная одаренность (танцы, спорт), социальная (организаторские способности). Человек не бывает способным только в одной области – его способности многогранны.  Другое дело, что не все способности проявляются в равной мере.

Невозможно иметь специальные способности, если не развиты общие. Специальные способности могут развиваться только  при хорошо развитых общих способностях.  Иначе они угасают и со временем пропадают. Способности развиваются только при совмещении деятельности с получением удовольствия от этой деятельности. Если просто учить, это будет получение новой информации, а не развитие способностей. Только деятельность, в процессе которой ребенок получает положительные эмоции, ведет к развитию способностей. Нравится, например ребенку рисовать. Он это делает сам, по своему, без принуждения, но, если вы введете эти занятия рисованием в обязательный ежедневный ритуал, ребенок научится новым техникам рисования, у него будет получаться срисовывать, подражать, но он утратит способность «творить», т.е. придумывать новые техники, направления в живописи. Здесь очень важен профессионализм учителя рисования и ваша чуткость и интуиция.

Чем отличается одаренный ребенок от обыкновенного? Прежде всего, познавательной потребностью. Тягой ко всему неизвестному, новому.  Если ваш ребенок тянется к какой-либо специальной литературе (биология, химия, физика), не соответствующей его возрасту, сочиняет стихи, рассказы, не связанные с выполнением домашнего задания, если полет его фантазии вам сложно уловить – можно говорить о признаках одаренности вашего ребенка. Познавательная потребность характеризуется выраженным  чувством удовольствия от процесса умственной деятельности. Экспериментально подтверждено, что работа, выполненная не ради отметки, не из-за чувства долга, а потому что так хочется самому, обязательно связана с выраженной деятельностью центра положительных эмоций.

Типы одаренности – усваивающая, учебная и творческая. Учебная скорее будет принадлежать  прилежным ученикам, которые быстро находят  решения на   основании полученных знаний, таким детям характерно  отсутствие самости, собственного подхода. Но зато усваивают и решают задачки быстро, как говорится, на лету. Направленные на усвоение, обучение, у таких людей редко проявляются творческие способности. Для быстрого решение задачи личный опыт не берется во внимание, он тормозит процесс – используется готовое усвоенное знание. Говоря глобально – интеллектуально одаренные личности сохраняют и передают информацию из поколения в поколение, а творческие ее создают.

Было проведено исследование в группе участников олимпиад. Интеллектуальные способности этих ребят оказались  значительно выше интеллектуальных способностей среднестатистических школьников, это никого не удивило, но при проверке творческих способностей – уровень, креативности оказался ниже уровня креативности среднестатистических учащихся.

Больше всего советская школа боялась творческого ученика. Цель образования – передача опыта. Всегда.

 «Сели! Руки перед собой! Куда повернулся?! Сиди смирно!».

Может поэтому срабатывает принцип сжатой пружины в подростковом возрасте?

Слишком долго наша система образования работала на уничтожение творческого потенциала.

Личность творческого человека неконформна (не подчиняется мнению большинства), мозг  такого человека устроен так, что он не может и не хочет приспосабливаться. Для творческих личностей  это невозможно физиологически. Есть много примеров, когда такая личность пытается «наступить себе на горло», приспособится к окружающей среде, принять общепринятые взгляды на жизнь, это заканчивается трагедией – алкоголизмом, наркоманией, самоубийством, примером служат Маяковский, Высоцкий, Есенин и т.д.

Окружающие хотят видеть одаренного ребенка в подтянутом, причесанном мальчике, отвечающем на уроках и послушном дома, делающем домашнее задание во время и ложащимся спать в 21.00, а не в ершистом пареньке, спорящем, подвижном, вечно что-то ищущем.

Наверное, каждому интересно, почему одни люди одаренные, а другие нет, от чего это зависит.

Для развития творческой личности американские психологи рекомендуют уже маленьким детям давать возможность выбора: «Что бы ты хотел сегодня одеть? Гольфик или кофточку?». «Что ты будешь есть на завтрак -  кашу или омлет?».

 Одаренность проявляется очень рано. Приведем пример.  Двум детям 4-5 лет дали две одинаковые игрушки – собачек, которые гавкали и шевелили  лапками. Один  из детей, десятки раз заводил игрушку и наблюдал с восторгом, призывая всех окружающих, как она лает и бегает, другой, уже на третий раз, развернул собачке ноги, в другую сторону, игрушка быстро сломалась, но папа не стал наказывать малыша, а предложил починить игрушку, чем вызвал не меньший интерес ребенка.

Эксперимент среди школьников, выполняющих творческие и интеллектуальные задания, показал, что деятельность школьников, которым нравилось больше выполнять интеллектуальные задания (решение логических задач, дешифровка текста) направлена на результат, им важно было сделать побыстрей, побольше заданий, а для тех кто предпочел творческие задания – написать текст, придумать пиктограмму –  в процессе «зависали» над заданиями и забывали о времени, им важен был сам процесс, а не конечный результат. Интеллектуалы более успешные в жизни – у них много выполненных работ, наград, в отличие от творческих личностей – работы которых оригинальны, прогрессивны, но, к сожалению, мало представлены общему обозрению. Им не свойственна гонка за лидерством, соперничество. На вопрос, который задали обеим группам ребят, что, по их мнению, важнее: развивать творческие способности или память, мышление, энциклопедичность, все без исключения выбрали  креативность и творческие способности. Вот и причина неврозов многих интеллектуалов.  

Относитесь с пониманием и уважением,  как к  сильной, так и слабой стороне одаренной личности, будь то интеллектуал или творческий человек.

 

Статью подготовила

семейный психолог, арт-терапевт

Щербакова Наталья



Просмотров: 389
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Творческие способности, как развивать?
  • Как развить у детей творческие способности
  • Зачем развивать творческие способности?
  • Как развить творческие способности
  • 7 фишек раскрытия способностей. Фишка 4. Способности развиваются в деятельности
  • Развиваем творческие способности по методу португальского художника
  • 7 фишек раскрытия способностей при поиске любимой работы. Фишка 3. Развивайте способности
  • Как понять, что старшие* ограничивают Вас в действиях? Или поверьте в силы и способности свои!
  • Две способности, которые важно развивать в себе любому родителю
  • Что важней, развитые способности или копилка с деньгами?
  • Дети и их способности. Как помочь своему ребенку.
  • Научите ребенка играть, чтобы развить его способности.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Насколько счастье человека зависит от его способности адаптироваться.
  • Дети I Про развитие и способности ребенка. Реальность и заблуждения.
  • РОЛЕВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ- или как обрести новые способности.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Уровень кортизола и познавательные способности ребенка.
  • Из чего состоят способности к языкам и как их развивать?
  • Театр одного актёра, или О способности быть разным
  • Вопросы для развития способности к позитивным изменениям
  • Интеллект родителей и умственные способности ребенка
  • Как открыть и развить в себе интуитивные способности?
  • Развитое сознание и его способности
  • Некоторые привычки которые влияют на наши умственные способности.
  • Актуальные способности как путь к себе
  • Не важно какие у вас способности
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Он не будет мыть посуду! Только если вы не сделаете это…
  • Люди и профессии. Как выявить технические способности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь