|
Одаренность - это счатье или наказание?Автор статьи: Щербакова Наталья Владимировна
Одаренность это счастье или наказание? Одаренные дети – это особенные дети, они не вписываются в общепринятые рамки. Они будут обращать на себя внимание, они заставят вас их заметить. И тут два пути - признать их уникальность и принять или же потерять талантливого ребенка и члена общества. Очень часто думают, что способные дети это те, кто схватывает на лету, прилежные, быстро учатся, хорошо успевают. Но, список выдающихся людей, не признанных в их школьные годы велик – Чехов, Лобачевский, Булгаков. Как же так – они не успевали в школе, отличались только плохим поведением и оценками и у них вдруг резко проявились способности? Нет, конечно, просто способности бывают разные. К сожалению, в школе признаются только способности к интеллектуальной деятельности. А есть и другие, творческие. Творческие личности по своему решают задачи, они не могут иногда усвоить простые вещи, которые остальным ученикам кажутся проще простого. У них есть свое, нестандартное мнение по очевидным вещам. Они непонятны иногда самим родителям, которые загоняют их в шаблонные рамки. В их деятельности главным является не усвоение материала, а работа мысли, своя собственная позиция, свой взгляд. Задачка 2*2 =4 будет вызывать у них сомнение и желание найти еще одно доказательство или другой путь решения. Одаренность вещь неустойчивая, она может пройти с возрастом, если ее не развивать. Человек не рождается талантливым или одаренным, с рождения он имеет задатки. ЗАДАТКИ при благоприятном развитии переходят в способности. Способности можно развить только в определенном возрасте. Потом это сделать будет очень проблематично. Способности можно разделить на общие (уровень интеллекта) и специальные (особые умения в какой-либо области науки, искусства, ремесла). Есть моторная одаренность (танцы, спорт), социальная (организаторские способности). Человек не бывает способным только в одной области – его способности многогранны. Другое дело, что не все способности проявляются в равной мере. Невозможно иметь специальные способности, если не развиты общие. Специальные способности могут развиваться только при хорошо развитых общих способностях. Иначе они угасают и со временем пропадают. Способности развиваются только при совмещении деятельности с получением удовольствия от этой деятельности. Если просто учить, это будет получение новой информации, а не развитие способностей. Только деятельность, в процессе которой ребенок получает положительные эмоции, ведет к развитию способностей. Нравится, например ребенку рисовать. Он это делает сам, по своему, без принуждения, но, если вы введете эти занятия рисованием в обязательный ежедневный ритуал, ребенок научится новым техникам рисования, у него будет получаться срисовывать, подражать, но он утратит способность «творить», т.е. придумывать новые техники, направления в живописи. Здесь очень важен профессионализм учителя рисования и ваша чуткость и интуиция. Чем отличается одаренный ребенок от обыкновенного? Прежде всего, познавательной потребностью. Тягой ко всему неизвестному, новому. Если ваш ребенок тянется к какой-либо специальной литературе (биология, химия, физика), не соответствующей его возрасту, сочиняет стихи, рассказы, не связанные с выполнением домашнего задания, если полет его фантазии вам сложно уловить – можно говорить о признаках одаренности вашего ребенка. Познавательная потребность характеризуется выраженным чувством удовольствия от процесса умственной деятельности. Экспериментально подтверждено, что работа, выполненная не ради отметки, не из-за чувства долга, а потому что так хочется самому, обязательно связана с выраженной деятельностью центра положительных эмоций. Типы одаренности – усваивающая, учебная и творческая. Учебная скорее будет принадлежать прилежным ученикам, которые быстро находят решения на основании полученных знаний, таким детям характерно отсутствие самости, собственного подхода. Но зато усваивают и решают задачки быстро, как говорится, на лету. Направленные на усвоение, обучение, у таких людей редко проявляются творческие способности. Для быстрого решение задачи личный опыт не берется во внимание, он тормозит процесс – используется готовое усвоенное знание. Говоря глобально – интеллектуально одаренные личности сохраняют и передают информацию из поколения в поколение, а творческие ее создают. Было проведено исследование в группе участников олимпиад. Интеллектуальные способности этих ребят оказались значительно выше интеллектуальных способностей среднестатистических школьников, это никого не удивило, но при проверке творческих способностей – уровень, креативности оказался ниже уровня креативности среднестатистических учащихся. Больше всего советская школа боялась творческого ученика. Цель образования – передача опыта. Всегда. «Сели! Руки перед собой! Куда повернулся?! Сиди смирно!». Может поэтому срабатывает принцип сжатой пружины в подростковом возрасте? Слишком долго наша система образования работала на уничтожение творческого потенциала. Личность творческого человека неконформна (не подчиняется мнению большинства), мозг такого человека устроен так, что он не может и не хочет приспосабливаться. Для творческих личностей это невозможно физиологически. Есть много примеров, когда такая личность пытается «наступить себе на горло», приспособится к окружающей среде, принять общепринятые взгляды на жизнь, это заканчивается трагедией – алкоголизмом, наркоманией, самоубийством, примером служат Маяковский, Высоцкий, Есенин и т.д. Окружающие хотят видеть одаренного ребенка в подтянутом, причесанном мальчике, отвечающем на уроках и послушном дома, делающем домашнее задание во время и ложащимся спать в 21.00, а не в ершистом пареньке, спорящем, подвижном, вечно что-то ищущем. Наверное, каждому интересно, почему одни люди одаренные, а другие нет, от чего это зависит. Для развития творческой личности американские психологи рекомендуют уже маленьким детям давать возможность выбора: «Что бы ты хотел сегодня одеть? Гольфик или кофточку?». «Что ты будешь есть на завтрак - кашу или омлет?». Одаренность проявляется очень рано. Приведем пример. Двум детям 4-5 лет дали две одинаковые игрушки – собачек, которые гавкали и шевелили лапками. Один из детей, десятки раз заводил игрушку и наблюдал с восторгом, призывая всех окружающих, как она лает и бегает, другой, уже на третий раз, развернул собачке ноги, в другую сторону, игрушка быстро сломалась, но папа не стал наказывать малыша, а предложил починить игрушку, чем вызвал не меньший интерес ребенка. Эксперимент среди школьников, выполняющих творческие и интеллектуальные задания, показал, что деятельность школьников, которым нравилось больше выполнять интеллектуальные задания (решение логических задач, дешифровка текста) направлена на результат, им важно было сделать побыстрей, побольше заданий, а для тех кто предпочел творческие задания – написать текст, придумать пиктограмму – в процессе «зависали» над заданиями и забывали о времени, им важен был сам процесс, а не конечный результат. Интеллектуалы более успешные в жизни – у них много выполненных работ, наград, в отличие от творческих личностей – работы которых оригинальны, прогрессивны, но, к сожалению, мало представлены общему обозрению. Им не свойственна гонка за лидерством, соперничество. На вопрос, который задали обеим группам ребят, что, по их мнению, важнее: развивать творческие способности или память, мышление, энциклопедичность, все без исключения выбрали креативность и творческие способности. Вот и причина неврозов многих интеллектуалов. Относитесь с пониманием и уважением, как к сильной, так и слабой стороне одаренной личности, будь то интеллектуал или творческий человек.
Статью подготовила семейный психолог, арт-терапевт Щербакова Наталья Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|